Околонатальные зеркала

Mirrors in Art

39345181662_e7ed6f1084_b.jpg
Про проблемы (или, назовём это позитивнее, “загадки”) итальянских зеркал я писал, и не раз (был даже такой специальный постинг на эту тему, Загадки итальянских зеркал).  Одна из таких загадок – как раз отсутствие изображений зеркал в работах на одну определённую тему в итальянском искусстве (или, точнее, в определённых контекстах).

Например, мы видим множество зеркал (“зеркал”) в сценах Благовещения (а также в сценах рождения как Марии (=Богородицы в русской традиции ), так и других женщин)  в т.н. фламандском искусстве (и даже чуть шире,  “на севере”, потому что сюда же можно включить и западную Германия (Рейн-Вестфалию)). Примеров таких “(пост) натальных зеркал” в этом блоге было множество (последний из них так и назывался Всё дальше и больше, и всё благовестней).

Но при этом каких-либо внятных примеров изображения зеркал в сходных сюжетах в искусстве итальянском я не нахожу (при том, что другого “зеркального искусства” там довольно много.) И да, мы говорим примерно про 14-16 века.

У меня даже по этому поводу зародилась некая конспирологическая теория, что, мол, такие зеркала там были, но их потом “стёрли”, по крайней мере, на тех картинах, до которых дотянулась “цепкая рука Ватикана”.

Ну тут возникает такой же вопрос, как и с “шариками” – с одной стороны, они, конечно, использовались в сакральном искусстве (см. Зеркальные сферы), но порывшись, мы находим следы таких шаров и общественно-бытовой жизни простых фламандцев (см. в свою очередь Настоящие зеркальные шарики).

Поэтому тёр или не тёр Ватикан зеркала в окрестностях Марии, и зачем он это делал, если да – это отдельные (и интересные) вопросы. Но если такие “зеркала” (и соответствующие социальные практики) присутствовали тогда в реальной жизни “простых итальянцев”, то каким-то образом они должны были засветиться, думал я.

Так оно и оказалось, и про это и будет этот короткий постинг в жанре полевых (от fieldwork) замет. Началось всё с того, что на днях я наткнулся на интересный предмет, задняя часть которого показана на картинке выше. Передняя его часть выглядит вот как:

и выглядит она как картина в довольно интересной (шестнадцатиугольной) раме.

На самом деле, это не картина, а поднос, но поднос не простой, а специальный. Как написано в сопроводительной записке про него, такие подносы назывались в Италии (по крайней мере, во Флоренции, где он был сделан),  il deschi da parto (или il desco da parto), что можно (вольно) перевести как “родильный поднос”.

Подносы такие преподносились молодым мамам, с одной стороны в качестве подарка на память, с другой – с некоторой утилитарной целью тоже. Я думаю, что сначала это были просто полезные вещи, которые дарились (в основном родственниками) после рождения ребёнка. Со временем такие подарки приобретали ностальгический характер, они хранились в семье и часто даже передаривались самим детям, когда те вырастали во взрослых.

В какой-то момент такие подносы стали делать в более декоративном, подарочном варианте (а самые богатые семейства могли даже отдельно заказывать изготовление таких предметов – как, судя по всему, случилось именно с этим подносом, на котором можно увидеть семейный герб).

Данный поднос интересен ещё и тем, что на нём изображено и само использование таких подносов в жизни – мы видим такой поднос, только более простой формы, восьмиугольный, стоящий перед молодой мамой.  (Поднос, про который я пишу, довольно большой, почти 60 см в диаметре, так что масштабы  изображения похоже на правду).

Мы видим, как женщина ест из некой чаши, стоящей на этом подносе, на котором также стоит бокал (с вином?) Я предполагаю, что и другие момент отражены тут более-менее аккуратно – например, я думаю, что на кроватях будущих рожениц и действительно могли писать пожелания удачных родов (Bevis Laboruqnties), а в изголовье и правда мог рисоваться (а то и вешаться) некий “венок” (из цветов? лечебных трав?).

В данном случае венок немного смахивает на нимб, но судя по всем остальным деталям, это не религиозная, а “светская” работа – хотя христианские аллюзии в ней тоже присутствуют. Например, на стене висит картина (=икона) с изображением как раз сцены Рождества (возможно, уже с волхвами и дарами). Но есть и интерпретации этой сцены как момента рождения самой Марии, превращающей лежащую на кровати женщины из простой роженицы в Св. Анну.

Ещё интересен некий плафон из концентрических кругов на балдахине кровати. Но в контексте этого блога интереснее всего, конечно, объект, который висит на стене справа от странной “вешалки” (?) на которой очень специальным способом развешаны некие ленты (“полотенца”?).

А интересен он потому, что уж очень сильно похож он на конвексное зеркало, причём в довольно необычной, “архитектурной” раме.

Одного такого изображения достаточно, чтобы – если не закрыть, то хотя бы немного призакрыть (“чтобы не дуло”) нашу итальянскую загадку. Судя по всему, зеркала там в Италии таки были, и они таки использовались “по (пост) натальному назначению” – видно, что такой агрегат был сделан не для мейкапа, а, например, для молений ( и других тело- и душе-спасительных целей).

Ещё интересно, что изображён он не на “официальной” картине, а на некотором “бытовом предмете” (что и позволило ему проскочить цензуру, которую, как я предполагаю, наложила в какое-то время на изображение “зеркал” в этом контексте Римская церковь).

Забавно, что всё это я мог бы открыть и намного раньше – ещё во время написания того самого постинга про итальянские “зеркальные загадки” я наткнулся вот на какой объект:

Это не поднос, а некая чаша, с крышкой, но она из той же самой оперы, что и поднос. Называвшиеся scodella, или scudella da parto, эти чаши тоже дарились роженицам, с похожей гибридной целью (и функциональной, и символической).

На крышке этой чаши изображена вот какая сцена:

и я уже показывал её в том самом постинге, правда, у меня тогда была только очень маленькая версия. На задней стене, над кассоне, висит, разумеется, конвексное зеркало (причём, похожее на то, что мы видим и на подносе).

Внутри самой чаши тоже изображена подобающая сцена

 

Вот ещё один образец такой чаши (изготовленной, как и первая из майолики – разновидности керамики, покрываемой росписями из глазури, очень характерная технология  для Италии того времени).

Здесь мы находим зеркало не на крышке чаши, а на изображении внутри самой чаши (левая картинка); а на правой мы видим, как молодая мама как раз использует тот самый поднос.

Люди пишут, что традиция использования таких подносов появилась во Флоренции (но люди, которые это пишут, сами флорентийцы, так что я бы чуть-чуть осторожнее относился к выводам о родине слонов подносов).  Тем не менее, в подтверждение теории приводится интересная фреска Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), одного из самых знаменитых флорентийских мастеров 15 века (учителя Микеланджело, например).

Фреска изображает рождение Иоанна Крестителя (роженица, таким образом, Св. Елизавета). В данном случае, на одном таком подносе ей подают какие-то напитки, а на другом приносят фрукты & овощи.

На этой фреске нет зеркала (“его таки потёрли!“, хочется вскричать), но есть один забавный (и антропологически очень интересный) артефакт – некий фаллический символ, стоящий в изголовье у Св. Елизаветы.

Лучше бы они его тёрли, а не зеркало (с другой стороны, незатёртость его открывает большую и важную тему, зеркала как фаллорепрезентатора, с интереснейшими раскопками впереди).

Фреска эта, кстати, находится в Капелле Торнабуони (Tornabuoni Chapel) в удивительно красивой церкви Santa Maria Novella в Флоренции. Поскольку и вообще вся церковь, и эта капелла в частности, посвящены Св. Марии, то там довольно много релевантного материала.

Например, в той же капелле есть и фреска про рождение самой Марии:

На ней, правда, нет ни зеркал, ни подносов, но, во-первых, показан интересный момент нанесения визита роженицы её многочисленной роднёй (момент отражает, понятно, не библейскую, а флорентийскую реальность того времени).

Кроме того, это хорошее подтверждение моей теории про “всё потёрли”: видно, что деревянные панели на задней стене комнаты богато расписаны, а вот панели за спиной у Св. Анны чистые (читай – тёртые). А ведь там могло бы быть нарисовано что-то фаллично-зеркальное!

Надпись тем временем идёт по всем панелям: NATIVITAS TUA DEI GENITRIX VIRGO GAUDIUM ANNUNTIAVIT UNIVERSO MUNDO – что в переводе часто значит “Рождение твоё, о девственная Богоматерь, провозгласило радость всему миру.”

 

Если вернуться к майолике и начать рыться дальше, то можно найти совершенно шедевральные образцы. Вот, например, грандиозное блюдо из Урбино:

На нём, насколько я могу судить, нет зеркала на самой центральной сцене – на которой, кстати, изображён момент самих родов, что отдельно очень интересно!

Но зато “на полях” изображены целых два зеркала – одно держит Prudence (причём, “правильная”, с двумя головами, хотя и без своей змеи), а другое – Венера, катающаяся на дельфинах. Причём, на зеркале у Пруденции есть даже отражение, а зеркало Венеры очень “правильное”, играющее в паре с солнцем (и отражающее его (сексуальную) мощь, как это и было первоначально задумано).

Таких находки, безусловно, ужасно радуют (в том числе, и в стиле резистентного “нас не догонишь” в ответ на любые попытки цензуры). С другой стороны, это, конечно, сильный удар под самый дых моим тщетным усилиями таки объять необъятное; мало мне было одних их картин.

Вот что говорит Сири выдаёт Гугл в ответ на соответствуюий запрос (и это только самая верхушка):

Но всё равно это всё ужасно интересно, как много нам открытий чудных и всё такое такое. Безотносительно (пост)натальных сцен, я, например, с разбега наткнулся на чашу с вот какой дивной русалкой с зеркальцем:

А потом и вовсе на непонятно что:

Смысл этой сцены, которую уклончиво называют “мифологическая”, непонятен уже никому (и на ней необязательно изображено зеркальце), но всё равно интересно.

Но про майолику я хоть что-то слышал, и даже неизбежно видел её примеры во всяких музеях (обычно, конечно, пробегая на большой скорости мимо всех этих бесконечных рядов чашек и плошек). А вот с “подносами” неожиданно случилось открытие целого нового “этажа” в Доме Искусств.

Их, оказывается  тоже море!

И многие ужасно интересны, даже и без “зеркал в искусстве”, а просто сами по себе:

 

Вообще, считается, что эти подносы породили целый новый жанр, точнее, формфактор в итальянском искусстве, так называемые тондо, или круглые картины.

Хорошим примером может быть знаменитое Святое семейство Микеланджело, которое сейчас находится как раз в Флоренции, в Галлерее Уффици:

Это уже не поднос, а подносище, диаметром 120 см. Но даже не размер вызывает сомнение, а то, что похожие круглые работы (на другую, правда, тематику) были известны уже в Древнем Риме (и я уверен, что где-нибудь и раньше). Но быть родиной хоть каких-нибудь слонов всегда тянет.

Думаю, что пепел подноса будет теперь всегда стучаться в моё сердце при обнаружении очередной интересной “круглой картины” (в данном случае это Понтормо (Pontormo), Рождение Иоанна Крестителя (1526):

 

Очень, кстати, интересный объект держит в руках одна из женщин на этом подносе:

Интереснейшие раскопками про зеркала-фаллорепрезентатора таки впереди.

ЗЫ: Кстати, если вы считаете, что весь этот фаллоцентризм тут притянут за уши, то вот вам пример ещё одного “блюда”:

Francesco Urbini, около 1530 г.

А ведь там ещё были и расшитые специальные подушки, и полотенца, и, я уверен, много чего ещё, на чём вполне могли поместиться и зеркала тоже. Покой нам только снится, ага.

Advertisements

2 thoughts on “Околонатальные зеркала

  1. Интересно, а где бы можно было посмотреть еще на “не закрашенные зеркала”?Есть ли такие “Помпеи средневековья”, когда находились артефакты, долгое время пролежавшие скрытыми, например, на складе какого-нибудь монастыря или под слоями краски картины, написанной поверх зеркал?

    1. На это вся и надежда. Например, старые виллы в Италии, где под слоем более современной штукатурки могут обнаружиться фрески – я писал про одно такое открытие (фрески из Castello di Masnago) – правда, оно уж почти как 100 лет назад сделано.

      Я думаю, что если в одном только Риме хорошо “поковыряться” годным LIDAR-ом, то под каждой фреской может что-нибудь, да оказаться. Или, например, мы были в Ватиканском музее, но это не означает, что нам там показали всё – прямо в середине Сикстинской капеллы есть зала вот такого примерно размера (https://goo.gl/g7cT9n), содержание фресок которой по-прежнему толком не описано – т.н. Sala Regia.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s