Околонатальные зеркала

39345181662_e7ed6f1084_b.jpg
Про проблемы (или, назовём это позитивнее, “загадки”) итальянских зеркал я писал, и не раз (был даже такой специальный постинг на эту тему, Загадки итальянских зеркал).  Одна из таких загадок – как раз отсутствие изображений зеркал на определённую тему в итальянском искусстве, точнее, в определённых контекстах.

Например, мы видим множество зеркал (“зеркал”) в сценах Благовещения, а также в сценах рождения как Марии (=Богородицы в русской традиции ), так и других женщин в т.н. фламандском искусстве (чуть шире – “на севере”, потому что сюда же включается и восточная  Германия (Вестфалия)) – и про эти примеры “(пост)натальных зеркал” тут была масса постингов (последний так и  назывался Всё дальше и больше, и всё благовестней).

Но каких-либо внятных примеров зеркал такого рода в искусстве итальянском я не нахожу (при том, что вообще “зеркального искусства” у них довольно много.) У меня даже по этому поводу зародилась некая конспирологическая теория, что, мол, такие зеркала там были, но их потом “стёрли”, по крайней мере, на тех картинах, до которых дотянулась “цепкая рука Ватикана”.

Ну тут возникает такой же вопрос, как и с “шариками” – с одной стороны, они, конечно, использовались в сакральном искусстве (см. Зеркальные сферы), но порывшись, мы находим следы таких шаров и общественно-бытовой жизни простых фламандцев (см. в свою очередь Настоящие зеркальные шарики).

Тёр или не тёр Ватикан зеркала в окрестностях Марии, и зачем он это делал, если да – отдельные (и интересные) вопросы. Но если такие “зеркала” (и соответствующие социальные практики) были в “реальной жизни”, то каким-то образом они должны были засветиться, думал я.  Судя по всему, так оно и есть, и про это и будет этот короткий постинг в жанре полевых (от fieldwork) замет.

На днях я наткнулся на интересный предмет, задняя часть которого показана на картинке выше. Передняя его часть выглядит вот как:

и выглядит она как картина в довольно интересной (шестнадцатиугольной) раме.

На самом деле, это не картина, а поднос, но поднос не простой, а специальный. Как написано в сопроводительной записке про него, такие подносы назывались в Италии (по крайней мере, во Флоренции, где он был сделан),  il deschi da parto (или il desco da parto), что можно (вольно) перевести как “родильный поднос”.

Подносы такие преподносились молодым мамам, с одной стороны в качестве подарка на память, с другой – с некоторой утилитарной целью тоже. Я думаю, что сначала это были просто полезные вещи, которые дарились (в основном родственниками) после рождения ребёнка. Со временем такие подарки приобретали ностальгический характер, и потом они уже стали и делаться в подарочном, более декоративном варианте (а самые богатые семейства могли даже отдельно заказывать изготовление таких предметов, как, судя по всему случилось с этим подносом, на котором можно увидеть даже семейный герб).

Данный поднос интересен ещё и тем, что на нём изображено и само использование таких подносов в жизни (он, кстати, довольно большой, почти 60 см в диаметре, так что изображение похоже на правду).

Мы видим, как молодая мама ест из некой чаши, стоящей на похожем подносе (на нём, правда, поменьше углов будет). Я предполагаю, и другие момент отражены тут более-менее аккуратно – например, я думаю, что на кроватях будущих рожениц и правда могли писать пожелания удачных родов (Bevis Laboruqnties?), а в изголовье и правда мог рисоваться (а то и вешаться) некий “венок (из цветов?)“.

В данном случае венок немного смахивает на нимб, но судя по всем остальным деталям, это не религиозная, а “светская” работа – хотя христианские аллюзии в ней тоже присутствуют, например, на стене висит картина (=икона) с изображением как раз сцены Рождества (возможно, уже с волхвами). Но есть и интерпретации этой сцены как момента рождения самой Марии, превращающей лежащую на кровати женщины из простой роженицы в Св. Анну.

Ещё очень интересен плафон из концентрических кругов на балдахине кровати. Но в контексте этого блога интереснее всего, конечно, объект, который висит на стене справа от странной “вешалки” (?) на которой очень специальным способом развешаны некие ленты (“полотенца” ?).

А интересен он потому, что уж очень сильно похож он на конвексное зеркало, причём в довольно необычной, “архитектурной” раме.

Одного такого изображения достаточно, чтобы – если не закрыть, то хотя бы немного призакрыть, “чтобы не дуло”, итальянскую загадку. Судя по всему, зеркала там в Италии таки были, и они таки использовались “по (пост) натальному назначению” – видно, что такой агрегат был сделан не для мейкапа, а для моления ( и других тело- и душе-спасительных целей).

Ещё интересно, что изображён он не на “официальной” картине, а на некотором “бытовом предмете” (что и позволило ему проскочить цензуру, которую, как я полагаю, наложила в какое-то время на “зеркала” в этом контексте Римская церковь).

А ещё интересно, что я мог бы всё это открыть и намного раньше – ещё во время написания того самого постинга про “итальянские загадки” я наткнулся вот на какой объект:

Это не поднос, а некая чаша, с крышкой, но она из той же самой оперы, что и поднос. Называвшиеся scodella, или scudella da parto, то были похожи подарки роженицам, только уже таких предметов, которые можно было ставить на те самые подносы.

На крышке этой чаши изображена вот какая сцена:

и я уже показывал её в том самом постинге, правда, у меня тогда была только очень маленькая версия. На задней стене, над кассоне, висит, разумеется, конвексное зеркало.

Внутри самой чаши тоже изображена подобающая сцена

 

Вот ещё один образец такой чаши (изготовленной, как и первая из майолики – разновидности керамики, покрываемой росписями из глазури, очень характерная технология  для Италии того времени).

Здесь мы находим зеркало не на крышке чаши, а на изображении внутри самой чаши (левая картинка); а на правой мы видим, как молодая мама как раз использует тот самый поднос.

Люди пишут, что традиция использования таких подносов появилась во Флоренции (но люди те сами флорентийцы, так что я бы осторожкее относился к к выводам о родине слонов подносов). Тем не менее, в подтверждение теории приводится интересная фреска Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), одного из самых знаменитых флорентийских мастеров 15 века (учителя Микеланджело, например).

Фреска изображает рождение Иоанна Крестителя (роженица, таким образом, Св. Елизавета). В данном случае, на подносе ей приносят фрукты & овощи.

На этой фреске нет зеркала (“его таки потёрли!“, хочется вскричать), но есть один забавный (и антропологически очень интересный) артефакт – некий фаллический символ, стоящий в изголовье у Св. Елизаветы.

Лучше бы они его тёрли, а не зеркало (с другой стороны, незатёртость его открывает большую и важную тему, зеркала как фаллорепрезентатора, с интереснейшими раскопками впереди).

Фреска эта, кстати, находится в Капелле Торнабуони (Tornabuoni Chapel) в удивительно красивой церкви Santa Maria Novella в Флоренции. Поскольку и вообще вся церковь, и эта капелла в частности, посвящены Св. Марии, то там довольно много релевантного материала.

Например, в той же капелле есть и фреска про рождение самой Марии:

На не, правда, нет ни зеркал, ни подносов, но, во-первых, показан интересный момент нанесения визита роженицы её многочисленной роднёй (момент отражает, понятно, не библейскую, а флорентийскую реальность)

А кроме того, это хорошее подтверждение моей теории про “всё потёрли”: видно, что деревянные панели на задней стене комнаты богато расписаны, а вот панели за спиной у Св. Анны чистые (читай – тёртые). А ведь там могло бы быть нарисовано что-то фаллично-зеркальное!  Надпись тем временем идёт по всем панелям: NATIVITAS TUA DEI GENITRIX VIRGO GAUDIUM ANNUNTIAVIT UNIVERSO MUNDO – что в переводе часто значит “Рождение твоё, о девственная Богоматерь, провозгласило радость всему миру.”

 

Если вернуться к майолике и начать рыться, то можно найти совершенно шедевральные образцы – например, вот это блюдо из Урбино:

На нём, насколько я могу судить, нет зеркала на самой центральной сцене – самих родов, кстати, что очень интересно! Но зато “на полях” изображены целых два зеркала – одно держит Prudence (причём, “правильная”, с двумя головами, хотя и без своей змеи), а другое – Венера.

Таких находки, безусловно, ужасно радуют (в том числе, и в стиле резистентного “нас не догонишь” в ответ на любые попытки цензуры), с другой стороны, это, конечно, сильный удар под самый дых; мало мне было их картин.

Но всё равно ужасно интересно, как много нам открытий чудных, такое. Безотносительно (пост)натальных сцен, я, например, с разбега наткнулся на вот какую дивную русалку с зеркальцем:

А потом и вовсе на непонятно что:

Смысл этой сцены, которую уклончиво называют “мифологическая”, непонятен уже никому (и на ней необязательно изображено зеркальце), но всё равно интересно.

Но про майолику я хоть что-то слышал, и даже неизбежно видел во всяких музеях (обычно, конечно, пробегая на скорости мимо этих бесконечных рядов чашек и плошек), а вот с “подносами” неожиданно случилось открытие целого нового “этажа” в Доме Искусств. Их тоже море!

И многие их ужасно интересны, даже и без зеркал в искусстве:

А ещё там были и расшитые специальные подушки, и полотенца, и, я уверен, много чего ещё, на чём вполне могли поместиться и зеркала тоже.

Вообще, считается, что эти подносы породили целый новый жанр, точнее, формфактор в итальянском искусстве, так называемые тондо, или круглые картины. Хорошим примером может быть знаменитое Святое семейство Микеланджело, которое сейчас находится как раз в Флоренции, в Галлерее Уффици:

Это уже не поднос, а подносище, диаметром 120 см. Но даже не размер вызывает сомнение, а то, что похожие круглые работы (на другую, правда, тематику) были известны уже в Древнем Риме (и я уверен, что где-нибудь и раньше). Но быть родиной хоть каких-нибудь слонов всегда тянет.

Но да, думаю, что пепел подноса будет теперь всегда стучаться в моё сердце при обнаружении очередной интересной “круглой картины” (в данном случае это Понтормо (Pontormo), Рождение Иоанна Крестителя (1526):

 

Очень, кстати, интересный объект держит в руках одна из женщин на этом подносе:

Интереснейшие раскопками про зеркала-фаллорепрезентатора таки впереди.

ЗЫ: Кстати, если вы считаете, что весь этот фаллоцентризм тут притянут за уши, то вот вам пример ещё одного “блюда”:

Francesco Urbini, около 1530 г.

Advertisements

2 thoughts on “Околонатальные зеркала

  1. Интересно, а где бы можно было посмотреть еще на “не закрашенные зеркала”?Есть ли такие “Помпеи средневековья”, когда находились артефакты, долгое время пролежавшие скрытыми, например, на складе какого-нибудь монастыря или под слоями краски картины, написанной поверх зеркал?

    • На это вся и надежда. Например, старые виллы в Италии, где под слоем более современной штукатурки могут обнаружиться фрески – я писал про одно такое открытие (фрески из Castello di Masnago) – правда, оно уж почти как 100 лет назад сделано.

      Я думаю, что если в одном только Риме хорошо “поковыряться” годным LIDAR-ом, то под каждой фреской может что-нибудь, да оказаться. Или, например, мы были в Ватиканском музее, но это не означает, что нам там показали всё – прямо в середине Сикстинской капеллы есть зала вот такого примерно размера (https://goo.gl/g7cT9n), содержание фресок которой по-прежнему толком не описано – т.н. Sala Regia.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s