Смотри на арлекина

Mirrors in Art

Когда я долго не пишу тут (а это практически всегда так), то потом возникает подозрение, что я ничего и никогда уже и не напишу; что навыки утрачены, голова заросла бурьяном, да и зеркала “кончились”.

Это обычно мало соответствует реальному состоянию, поскольку даже если тут ничего и не появляется, это не означает, что ничего не пишется – пишется, только в закрытом режиме, да и A-m-A регулярно обновляется; но осадочек да, есть.

Поэтому я перед началом “Больших Постингов” делаю некие пробные восхождения, на такие темы, про которые много думать не надо, а надо просто показать ряд интересных картинок.  Такой темой стала недавняя публикация про картину Пикассо “Смотри на арлекина” “Арлекин с зеркалом” (1923)

Картина сейчас находится в коллекции музея Тиссена-Борнемисы (Thyssen-Bornemisza Museum) в Мадриде, где и сделана фотография выше (невысокого качества, потому что айфон, потому что к тому времени у нормальной камеры кончилось всё).

И эта фотография уже тут показывалась (в постинге про зеркала из этого музей – см. По волнам моей зеркальной памяти), да и про саму эту раннюю работу Пикассо был рассказ (Пикассо и Зеркала) – ну, рассказ-не рассказ, но картина показана была:

Тогда я только высказал предположение, что моделью для работы мог быть первый сын Пикассо Поль (Paulo) – что, кстати, предположением было довольно странным, поскольку он был тогда совсем ещё маленьким мальчиком, он родился в 1921 году. Просто у Пикассо есть ещё одна картина с мальчиком, одетым в костюм арлекина, и про неё точно известно, что писал он её со своего сына (но она написана в 1925 году, когда тому было около 4 лет). Выражение лица на обоих лицах довольно похожее, но, скорее всего, это какое-то странное совпадение – а может, и нет, по некоторым другим предположениям, это вообще автопортрет художника, а сын был на него довольно похож.

Но все эти рассуждения к делу не относятся. К делу относится, пожалуй, только наличие зеркала, и ещё несколько странная поза изображённого тут молодого человека, как-то странно подволакивающего тут свою левую ногу.

А случилось вот что: оказывается в этом году музею Тиссена исполняется 25 лет. В это трудно поверить, потому что по впечатлениям от его огромной коллекции и тому мастерству, с которым она показывается, ему должно быть лет сто, если не больше. Это реально один из лучших музеев мира, которые я видел (спокойно “бьющий”, если так можно выразиться, находящийся не так далеко от него Музей Прадо). Но это тоже так, левое замечание.

Просто в связи с юбилеем музей начал делать такие вещи и показывать такие штуки, которые в “обычные” он не делал – например, он выложил результаты подробного исследования этой картины Пикассо, с которыми можно познакомиться вот тут – Technical Study of Harlequin with a Mirror, by Picasso.

Судя по всему, в самом музее по этому поводу проводилась и какая-то выставка, но у меня она, так сказать, по усам протекла (которых у меня и нету). Достались только какие-то фотографии, а также некая беззвучная фильма про это расследование. из которой фильмы я и надёргал те несколько картинок, которые показываются ниже:

Редко(никогда?) показываемый задник:

 

Поскольку в исследовании применялся рентген, то можно более-менее аккуратно восстановить порядок нанесения красок на холст. Как водится, я был поражён тем, насколько процесс писание настоящей картины отличается он некоего упрощенного образа, который есть про это в моей голове (=нарисовал контуры, закрасил красками etc).

Например, вот как выглядел самый первый слой:

По сути дела, это просто некий цветовой ландшафт картины (но одновременно и её цветовая подложка, которая потом будет создавать определённые оттенки цвета, просвечивая через более поздние слои – я писал немного про эти штуки в постингах про Бекмана).

На следующей стадии уже проступают контуры, но цветовая гамма ещё совершенно другая ещё:

Постепенно, слой за слоем, она начинает приближаться к знакомому виду:

и становится знакомой нам контрастно-тёмной только в “самый последний момент”

 

Т.н. “внимательный взгляд” может заметить и ещё одно сильное отличие между второй и третьей картинкой в этом ряду. Да, сначала “мальчик” сидел совсем в другой позе:

и вообще больше напоминал не арлекина, а матадора какого-то. Но потом, и неясно почему, Пикассо “всё передумал”, и получилось то, что теперь вы все теперь называем “арлекином”, с гораздо более миловидным, феминным лицом и менее мачо-позой:

К пониманию зеркальца ничего такого рентген не добавил, к сожалению:

А так-то было бы здорово, если бы мы увидели, что там написано (показывается?) на другой стороне. Но нет.

А “зеркальный кокон” как был мощным, так и остаётся, конечно:

Такие дела; незатейливые. Но будем надеяться, что они позволят мне “расписаться” (а то чего-то трещит моя голова под всем этим древне-римским и сложно-греческим).

Advertisements

2 thoughts on “Смотри на арлекина

    1. Прадо, если честно, вообще отстой. То, что они за долгие столетия набили себе большую коллекцию – это да, но они не умеют её показывать (как и большинство других больших музеев, которые всегда думали, что если у них Много Всего, то и так к ним все повалят и поклонятся).

      Тиссены – молодцы, пионеры-всем-ребятам-примеры. За 25 лет они сделали улётный музей мирового класса, и не просто потому что у них есть, что показать (=вторая по размеру частная коллекция в мире), а потому что они очень дивно это показывание умеют делать.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s