Зеркальные сферы

На первый (и быстрой) взгляд может показаться, что это отражение в зеркале – в старинном, конвексном зеркале, которых тут показывалось много, с характерными для них искажениями перспективы. А не менее характерный профиль какого-то средневекового города на горизонте подсказывает, что речь, скорее всего, пойдёт ещё об одном фламандском зеркале_в_искусстве.  С “фламандскостью” в целом всё правильно, а вот с “зеркальностью” есть осложнения. Попытка с ними распутаться привела к появлению ещё одного бесконечно-длинного постинга (почти 60 картинок; я предупреждал).

Короткое предисловие:  В каком-то смысле этот постинг – продолжении моих недавних фейсбучных пересказов. Как я рассказывал, в прошлом году я записался в некое сообщество на FB, в которое благополучно перепостил некоторое количество “фламандских” зеркал в искусстве, про которые писалось в этом блоге годами. Так вышло, что я запостил туда же и некоторые новые вещи, которые я время от времени находил, но которые тут ещё не появлялись. В результате и появилась серия апдейтов – про “новые зеркала” в сценах Благовещения, истории Сусанны и Суда Пилата. Все они строились по нехитрому образцу – вот старая история (постинг), а вот апдейт. Но в то сообщество стали попадать и какие-то зеркальные работы, про которые я тут ничего не писал до этого (не только про саму работу, но и про всю связанную с ней тему). Поэтому расправившись, наконец, с апдейтами, пришло время и для совсем новых текстов.

 

Вот вся картина (панель), из которой был вырезан фрагмент выше.

Она очень яркая, нарядная, интересная – но при этом в меру непонятная тн “средней публике” (поэтому со временем набрала рекордное для моих в том сообществе постингов число лайков). Сюжет, которые на ней показан, традиционно называется Christ the Salvator Mundi – Христос Спаситель Мира (на английский обычно переводится как Saviour of the World).

Это довольно большая панель, 58 x 68 см, и датируют её 1520 годами. Точный автор неизвестен, но её довольно уверенно относят к работам так называемого Мастера Магдалины Манси (Master of the Mansi Magdalen), который работал в Антверпене в конце 15-го – начале 16-го веков и по некоторым данным был учеником Квентина Массейса (Quentin Matsys – тот самый, который Зеркала к деньгам).

Я ещё вернусь к рассказу про этого мастера, но пока хочу сразу обозначить, про что будет рассказ в этом постинге – вот про такие “зеркальные шарики”, один из которых тут держит Христос. Поскольку про “шарики” будет очень много, я пока не забыл, покажу ещё один “потенциально-зеркальный” объект на этой панели – огромную брошь на груди у Иисуса, в камне которой тоже что-то отражается.

 

Я написал “тоже отражается”, но тут нужно сразу оговориться. Я ещё раз покажу этот “шарик”, в этот раз “с контекстом”, из которого видно, что он не столько отражает, сколько “показывает”. Ближайшим аналогом могли быть такие стеклянные шарики, в которые вставлены какие-то сценки, а если потрясти, то начинает “идти снег”.  Создаётся впечатление, что это не зеркало даже, а некий (теле)визор, позволяющий нам смотреть на мир (несколько напоминающий кристаллы из фонтана Нарцисса в Романе о Розе).

 

На самом деле я уже писал про один такой объект, хотя и очень вскользь, когда я рассказывал про зеркала Леонардо да Винчи (точнее, в основном про отсутствие таковых). Тогда, в попытке наскрести хоть что-то по зеркальным сусекам, я показал одну работу, которую в последнее время стали относить к кисти Леонардо (атрибуция по-прежнему оспаривается большинством исследователей). На той панели тоже изображён Христос-Спаситель, и тоже с “шариком” – да ещё каким! Совершенно роскошным шариком, с прекрасно показанной зеркальной фактурой (включая “пузырьки” в стекле).  Отмечу, что у этого шара нет креста на макушке.

 

Сейчас я проделаю некий нырок в истории и расскажу сначала про сам этот шар, откуда от взялся и зачем используется. После этого я вернусь к вопросам его использования именно Христом, и изображению этого использования фламандскими примитивистами, в частности.

 

Про Шарик

Официальное название этого шарика – Globus cruciger; что звучит солидно, но на самом деле означает всего лишь “шар с крестиком”, или точнее cross-bearing orb. На русский его никаким другим способом не переводят кроме как “держава“. Что в данном контексте означает не страну, а “символ власти монарха форме (золотого) шара с крестом”.  Я бы мог тут начать рассказ с держав российских царей, или каких-то других царей, но так получилось, что мне первыми попались под руку державы императоров Священной Римской Империи, так почему бы и не с них?

Вот изображение одной из самых знаменитых держав в истории этой империи (и Европы в целом). Сейчас этот артефакт, наряду с многочисленными другим имперскими регалиями, находится в имперской же сокровищнице в Хофбурском дворце в Вене (Hofburg Palace). Это довольно массивный золотой шар (по-моему, таки полый), богато украшенный драгоценными камнями.

 

Забавно, что по-немецки он называется Reichsapfel, имперское яблоко, и эта метафора проникла в какой-то момент и в русский язык, и в прошлом держава царя назывались “яблоко Царского чина» (иногда “яблоко державное”, что масло масленое, если понимать, что это за яблоко).

Эта держава стала в каком-то смысле дефолтной для многих других держав в Европе, а затем и легендарной и мифологемной – например, это с намёком на неё изображался Карл Великий (Carolus Magnus, Karl der GroßeCharlemagne etc – основателя той самой Св.Римской Империи).

Первая картина – известный портрет Карла Великого кисти Альбрехта Дюрера, написанный около 1510 года, вторая – более поздний рисунок, сделанный примерно в середине 18 века во Франции. На обеих Карл держит в руках ту самую державу. Точнее, ту, да не ту – тот объект, который сейчас хранится в Вене, был изготовлен в конце 12 века, через 400 лет после смерти Карла.

Если уж выяснять, кому именно принадлежала эта держава, то хорошим кандидатом является Фридрих Барбаросса, который императорствовал почти сорок лет, с 1150 по 1190 годы.

Слева – его портрет с сыновьями Генрихом и Фридрихом из знаменитой рукописи Historia Welforum конца 12 века, а справа – его же изображение в виде рыцаря-крестоносца из летописи Historia Hierosolymitana (первое “издание” которой датируется 1188 годом).  В обоих случаях мы видим в его руках некие “державы”. Но согласно некоторым источникам, “та самая держава” была впервые “использована по назначению” только во время коронации как раз его сына, Генриха, который стал следующим императором, Генрихом VI.

Согласно другим источником, самым-самым первым сохранившимся изображением державы Св.Римской Империи является фрагмент из рукописи 11 века, показывающий освящение на трон Генриха III (пра-прадедушки Фридриха Барбароссы), в монастыре Ставло (Stavelot monastery), которое состоялось 5 июня 1040 года.

 

Но если копнуть в этой генеалогии поглубже, то можно наткнуться на императора Отто III (который, в свою очередь, был пра-прадедушкой Генриха III), то и на его изображении (справа) можно найти некое подобие державы в его руке. У меня есть, конечно, сомнение, что это какая-то более современная рукопись (и таким образом, историческая реконструкция, а не “правда жизни”. Отто III правил всего несколько лет, с 996 по 1002 годы, и я не помню рукописей тех времён с такой богатыми иллюстрациями.

– – –

Но не суть. Можно  и дальше постепенно рыть всё глубже и глубже в историю, а можно прыгнуть в воду сразу одним прыжком. Образ Сферы Мира как символа господства над ним был, судя по всему, хорошо знаком уже древним грекам – о чём говорит, например, мраморная статуя Зевса (по стечению обстоятельств находящаяся сейчас в Эрмитаже):

В своей руке Зевс держит шар-мир, который символически покорила (он у неё под ногами) Ника, богиня победы.

Тот же шар мы находим на изображениях многих римских императоров (которые никогда не упускали шанс закосить под греческих богов). Левое изображение – императора Октавиана Августа (которому, как основателю империи, косить под богов сам _бог_велел); вторая – рельеф с изображением императора Флавия Гоно́рия Августа (его Ника на шаре – это, конечно, горькая ирония судьбы – это именно в его правление, в 410 году, Рим был впервые захвачен и разграблен готами; третья – гигантская пятиметровая статуя, находящаяся в итальянском городке Барлетта (Barletta), так называемый Барлеттский колосс. До сих пор идут споры, в честь какого императора она была создана, поэтому её можно считать памятником Римскому Императору в целом. Статуя держит державу, но вместо обычного в таких случаях скипетра она держит крест – но знаю её сложно-сочинённую судьбы, можно предположить, что это поздняя “приписка”.

 

 

Мы находим изображения разнообразных правителей Византийской империи на монетах – та, что слева – Константин IV (правил с 668 по 685 годы), а правые – Константина VI “Слепого” (правил 780 по 797).

 

 

Но изображения шаров-держав встречаются на римских монетах и раньше, до того как Восточная Римская империя потихоньку превратилась в Византийскую (христианскую). Вот, например, так называемый антониниан, монета, которая была введена в обращение в начале 3-го века императором Каракаллой. На ней мы видим и самого императора в короне с солнечными лучами, и, вероятнее всего, изображение бога Сола Инвиктуса (Sol Invictus) – с шаром/державой.

 

 

Этот последний образ подсказывает, что если уж нырять в историю, то до “самого дна”:

Статуэтка слева – это, конечно, совершеннейший новодел. Такие китчевые “древнеегипетские боги” продаются во всех сувенирных лавках Егпита. Но справа – вполне себе настоящая фреска из храма в Абу-Симбеле, богини неба Нут (Nut или Nwt), традиционно державшей в руке солнечный диск / ан(к)х.  Про все эти дела – солнца, ан(к)хи и их связь с зеркалами и символизмами, я обильно писал в Древнеегипетских Рефлексиях.

 

При желании можно рыть и глубже, в бездны истории персидской, вавилонской, шумерской etc (на рельефе изображён бог Мардук, верховное божество Древней Месопотамии, обычно изображавшийся с шаром/диском (солнцем) и скипетром/палкой (мотыгой, лопатой)

 

Ну тут мне уже хочется остановится и начать некое восхождение вверх. Понятно, что все этим символы власти родились задолго до христиан, и задолго до римлян/греков, и при желании можно докопаться и до “задолго до египтян” (но египтяне в целом всегда не самый плохой вариант для начала, этакий MVP).

Как водится, во временем символ рос и развивался, подбирая на ходу всё, что подворачивалось (и будучи подбираем теми, кто проходил мимо). Так случилось, что в тот момент мимо проходило набирающее силу христианство, вот оно и подобрало, и с какого-то времени державами начинают пользовались христианские боги. Интересно, что первые шары-державы встречаются на изображениях ангелов (или архангелов – обычно Михаила). Слева – икона примерно 8 века, с ярко выраженным шаром-державой (который уже Globus Cruciger). В центре – одна из самых старых сохранившихся костяных пластинок из Византии, примерно 10 века, тоже с архангелом Михаилом.

 

А слева – как бы тоже то, что нужно, икона Христа Спасителя (или Повелителя) Мира (Спас Вседержитель или Пантократор) – но отметим отсутствие у него каких-либо “держав”. Вместо этого он держит книгу (Слово, Глагол), а во многих случаях – ничего не держит. Ему не нужно ничего внешнего для спасения мира, он повелевает им и спасает его пользуясь только “словом”.

Это очень сильный образ, и концепт (и ясно, откуда он в христианстве появился; то есть, в “настоящем христианстве”).  Но так уже случилось, что популярным – и сильным – стало “ненастоящее” (по принципу “наше дело сильное, и поэтому правое”). Вместо предполагаемой ἐκκλησία была выстроена κυριακή, и вот мы и имеем то, что имеем. Те, кто решили таки строить церковь, не замедлили водрузить себе на головы подобающие шляпы – вот, например, как выглядели ранние папские тиары:

 

Слева – изображение Папы Иннокентия III (1198 – 1216), на макушке тиары которого уже можно различить миниатюрную державу. А  трёхкоронную тиару Клемента VIII (не сильно отличающуюся от современных) венчает уже вполне сформированный Globus cruciger (точнее даже, вся эта тиара им как бы и является).

 

Но да к Зеркальным Шарам 

 

Итак. Правильно это или нет с позиций “истинного христианства”, но в какой-то момент образ Христа Спасителя сцепился с образом же Державы. Эта сцепка никогда не была железной, и мы всегда и в любую эпоху можем найти исключения (а точнее, альтернативное прочтение образа). Вот, например, образ Христа Спасителя в исполнении Джованни Беллини (Giovanni Bellini), примерно 1465 года;

 

Нет никакого “шара” и на панели Христа Спасителя другого итальянского мастера, Антонелло да Мессина (Antonello da Messina), тоже примерно 1465 г.

 

А вот на этой панели Карло Кривелли (Carlo Crivelli) (ок. 1470) мы видим уже вполне дефолтное изображение пресловутой “державы” – только она тут, как и почти всё остальное, больше похожа на золото.  Эта панель была частью большого алтаря, который в какой-то момент растащили на кусочки – этот, например, находится сейчас в Мексике, а музее Эль Пасо. В Мексике, Карл!

 

А вот ещё одна интересная панель, другого итальянского мастера,  Герардо Старнина (Gherardo Starnina), ок. 1400.  Здесь Христос держит в руках не просто державу, а чуть ли не глобус – мы можем различить карту мира, показывающая три части света по Птолемею. Позже такие шары будут почти без сомнения считать моделью именно Земли – мол, Христос спасает (и поэтому держит в руках) Землю.

 

Ясно, что это несколько упрощённая “картина мира” (точнее, переписывание истории).  Во-первых, не всегда люди знали, что Земля круглая (что не мешало им делать и рисовать шарообразные державы). Но некая интуитивная сферичность всего мира присутствовала в головах людей (и поэтому потом в искусстве) задолго до открытия шарообразности Земли (и не обязательно этим открытием отменилась, кстати). Просто эта шаровидность означала нечто иное, чем шаровидность планеты. (И это уже не говоря о версиях происхождения этого “шара” от солнца, про что я пишу ниже подробнее).

 

Интересно отметить, что некоторых случаях “шар” есть, но креста на нём нет – как на этом бронзовом рельефе примерно 1500 года тн Master of the Barbarigo Reliefs из Венеции:

 

 

А вот работа, которая наконец-то приближает нас к зеркалам. Это панель написана в 1519 (? – я не знаю, откуда такая точность) году Андреа Превитали (Andrea Previtali), учеником Беллини:

Здесь Христос-Спаситель держит самый что ни на есть стеклянный шар (при том прозрачный):

 

Нечто похожее держит и Христос на картине Тициана (Titian) – Salvator Mundi (1570).

У Тициана и без того масса интересных зеркал, и ещё и зеркальные шары к ним добавляются!

 

Последняя итальянская работа, которую я хочу показать, выполнена неизвестным нам мастером, предположительно из Флоренции, и предположительно ок 1560 г.

Она и так красивая, но что делает её особенно интересной, так это “космическая структура” её шара-державы – тот самый случай, когда автор “берёт выше”, и изображает не просто Землю, но и часть солнечной системы, с планетами и самим Солнцем. Можно прочитать тут некоторую иронию судьбы – есть подозрение, что первоначальным вдохновителем этого символа и было Солнце, но потом про него все забыли – но оно, однако, всё равно “пролезло” на своё свято_место.

 

++++

Теперь, и наконец-то, к любимым примитивным фламандцам. Тут в основном будет ковровая бомбёжка из шаров, но начну я снова с “безшарного” Спасителя. Оба портрета (можно ли так писать?) Христа сделаны Хансом Мемлингом (Hans Memling), один в 1474, другой в 1481 году;  в европейской традиции такие картины “без держав” обычно называются как Христос-Благословитель (Christ Giving His Blessing), но на самом деле это именно Христос-Спаситель (причём “истинный”).

 

Следующий пример – центральная панель знаменитого Триптиха Брака (Braque Triptych), написанного Рогиром ван ден Вейденом (Rogier van der Weyden) ок. 1452 г. Здесь мы уже видим совершенно стандартный “шар”-державу – но металлический (золотой?), в котором, при этом, есть и отражение (окна?)

 

У меня не было возможности сколько-либо серьёзно рыться в архивах рукописей (имеется в виду – электронных архивах), поэтому у меня пока есть только один пример изображения Христа-Спасителя в манускрипте (я уверен, что их там намного больше).

Необычной деталью является тут то, что он свободно гуляет в каком-то сады со своей державой. Рукопись иллюстрирована фламандским мастером Вильемом Врелантом (Willem Vrelant), тоже ок. 1460.

 

Дальше просто пойдут примеры “зеркальных шаров”, которые мне удалось найти, один краше другого. Но этого я бы хотел сформулировать “общую мысль”, а то она рискует утонуть потом в массе отдельных деревьев. Мысль довольно нехитрая, и я бы даже сказал, коллатеральная к той мысли, которую я всё пытался донести в случае с “не-зеркалами” этой же примерно эпохи.

В какой-то момент (15-16 века) и в каком-то месте (Фландрия, чуть шире – Северная Европа) появилось интересная технология – возможность выдувать очень чистое, прозрачное стекло. Вещи из него получались красивыми, но дорогими – как раз то, что обычно привлекает тн “власть имущих”. Власть в тот момент имела церковь, поэтому стеклянные зеркала (и их дериваты – например, стеклянные шары), быстро стали использовать в разных утилитарных и идеологических целях – например, для изображения всё тех же Держав.

Но поскольку у материала были свои особенности, то и изображаемые им предметы стали приобретать несколько необычные свойства – что я и покажу ниже.

 

Gerard David – Christ as Salvator Mundi (c.1485) – тут мы видим простой стеклянный шар, с некоторыми отражениями в нём.

 

(ученик?) Gerard David – Christ as Salvator Mundi (ок. 1490) – а тут мы видим тот же мотив, что и на (в) самом первом “шаре” – нам показывают некий мир внутри. Ещё тут тоже очень интересная брошь – возможно в хорошей копии можно будет увидеть автопортрет художника.

 

Мастерская Joos van Cleve – Christ as Salvator Mundi (c.1530)

 

Тоже некий мир внутри (но и отражения внешнего мира тоже). Правда, копия не очень хорошая, не очень понятно, что там “внутри” – заметно только, что “горизонт завален” (точнее, как раз не завален как надо):

 

Ещё одна работа мастерской Joos van Cleve – Christ as Salvator Mundi (c.1540). Тоже сложный “внутренний мир” – а ещё огромный навороченный крест.

 

А эту панель более или менее уверенно приписывают самому Joos van Cleve – – Christ as Salvator Mundi (c. 1540)

Мир в данном случае, сложнейший, с ландшафтом, погодой и “атмосферой”

 

Christ as Salvator Mundi (c.1530) – панель неизвестного мастера из Брюгге; ещё более навороченный крест

А также снова целый мир, причём уже “человеческий”, мы видим город (порт? сам Брюгее?), корабли и чуть не горы.

 

Ещё несколько похожих примеров, одной кучей (я не смог найти большие копии); первая панель приписывается мастерской Michiel Coxie the Elder, вторая – мастерской Ханса Мемлинга, третья – анонима,  предположительно из Антверпена:

 

 

Ещё одна работа, которую приписывают мастерской Joos van Cleve – Christ as Salvator Mundi (c.1530s)

 

с огромным, прозрачным и изящно украшенным стеклянным шаром:

 

А эту панель приписывают Quinten Metsys (или Messys) – Christ as Salvator Mundi (c.1500)

Внутри – снова удивительно сложный мир (ночной, замечу, который мы всё равно видим):

 

Ещё одна работа, которая приписывается его же студии – одна из самых красивых, наверное: Christ as Salvator Mundi (c. 1500)

 

Эта разновидность ближе к “прозрачный шар с отражением” (городского профиля, в данном случае), но написан он так сложно и красиво, что создаётся впечатление что город этот находится внутри этого шара. А ещё – ужасно редкий случай! – мы видим отражение руки Христа (правой) в поверхности шара.

 

Я привёл эти работы Квентина Массейса ближе к конц не только потому, что они более поздние, но и потому что тот самый Master of the Mansi Magdalen, с работы которого я начал этот постинг, считается его учеником. Это довольно важный факт, так как у этого мастера есть, оказывается, и другие работы на этот сюжет (точнее, есть такие работы, которые ему приписываются). Например, вот эта панель с Христом Спасителем в Ландшафте (c.1520)

 

Интересно, что гуляет-то Христос в ландшафте, но отражается в его зеркале-шаре вполне себе интерьер комнаты (в частности, окно – и снова рука Христа, кстати, точно так же, как и на панели Массейса:

 

И ещё одна работа, которую приписывают этому же мастеру: Christ as Salvator Mundi (с. 1525)

 

 

В завершение этого длинного ряда я покажу ещё несколько работ, больше уже в жанре “чем дело кончилось”.

Вот огромная панель некто Фернандо Галлего (Fernando Gallego), вообще-то испанского мастера, но принадлежавшего к так называемой испано-фламандской школе (как и Хуан де Фландес (Juan de Flandes), например, про которого я писал тут уже несколько раз):

The Blessing Christ (1492)

 

А это уже более поздняя работа, мастера из Брюгее Antoon Claeissens – Christ as Salvator Mundi (c.1590)

Как и в случае с итальянским мастером, про которого я писал выше, мы видим тут появление в шаре-державе Солнечной системы и даже каких-то “элементов всей остальной Вселенной”

 

Мы не знаем авторов двух следующих работ – первую иногда считают не фламандской, а итальянской, а вторую – скорее всего, немецкой, обе относят к середине 16 века. И на обеих мы замечаем, как Держава Мира плавно превращается в Земной Глобус. Эпоха Географических Открытий не проходит мимо.

 

Со временем образ Христа с Глобусом стал расхожим, а в эпоху Барокко чуть ли не дефолтным. Но в этой связи (а возможно, и по другим каким-то причинам, таких красивых зеркальных шаров делать больше уже не стали; примитивные фламандцы все вывелись, а голландцы Золотого Века стали заниматься другим.  Встречаются какие-то странные исключения, вроде этого Младенца-Христа, спасающего мир при помощи Огромного Шара (эту картину приписывают Антонию ван Дейку (Anthony van Dyck) – точнее, именно эта копия сделана кем-то из подражателей, по мотивам работы ван Дейка, которая, насколько я знаю не сохранилась).  Вторая картина  – некто Корнелиса Схута (Cornelis Schut the Elder), примерно 1640 г.

 

 

 

ЗЫ:  Примерно в этом месте можно закончить, по крайней мере, закончиться с этим рядом (но не с темой – у меня есть ещё одно важное продолжение, про которое я напишу в другой раз). Но поскольку я к этой теме рискую не вернуться в ближайшем будущем, то добавлю ещё одну важную подтему.  Подтема эта, на самом деле, довольно сложная, и скользкая, и я могу дать петуха, но я хотел бы хотя бы обозначить её сейчас (в надежде порыться ещё в будущем).

Дело тут вот в чем. Практически на всех картинах, которые я показывал ваше, был изображён Христос (=Сын Божий). Это он спасает мир.

Но в некоторых версиях и интерпретациях ситуация описывается несколько иначе – это же Бог (=Отец) посылает Сына, и через это спасает Мир. Совсем другой коленкор.

Для человека, далёкого от теологии, это всё детали, похожие на споры про верблюдов и игольное ушко. А для человека верующего одна версия может быть Абсолютной Истиной, в то время как другая – Страшной Ересью. В истории христианства по поводу этих толкований шли бурные споры (не очень хорошо нам известные сейчас, потому что победившая сторона обычно просто уничтожала проигравшую). Добавлю, что сейчас более-менее окончательно победившей версией является первая.

Если свести всё к совсем-совсем простому примеру, то разговор идёт о том, кто держит шарик. В русской православной церкви, например, бог-отец никогда не держит шар (да и вообще его изображение не очень приветствуется – как, впрочем, и изображение державы). В европейской католической были, как говорится, разные моменты – и как понимаю, некоторые “неправильные” потом старательно подчищались, задним числом. Но какие-то следы и кусочки остались.

 

Одним из мощных примеров “бурь и сражений” является знаменитый Гентский алтарь братьев ван Эйков. Я привожу тут только его центральную часть:

 

 

По его поводу всё так и идут неутихающие споры – кто же на нём изображён? Бог-Отец или уже Бог-Сын? Если это Бог-Отец, то это он спасает мир (у него нет державы, но его папская тиара как бы и есть держава, как я писал выше; и жест у него соответствующий) – и спасает он его, посылая Агнца (он на панели ниже).  Но многие яро доказывают, что это неправильно (потому что они решили считать, что роль спасителя есть только у Христа). Ну и так далее, по спирали.

 

Вот пример панели, которую я нашёл в музее старинного искусства в Лиссабоне. Она описана как Мастер фламандской школы, ок 1550), и изображены на ней Мария с Младенцем Иисусом, Св. Анна и Св. Иоаким (и донор). Меня на ней прежде всего привлекло зеркальце Марии (Speculum sine macula – оно висит на стене слева, и нём даже есть эта самая надпись).

 

И только уже потом я разглядел Бога-Отца в небесах, спасающего мир и держащего в руках соответствующий Globus cruciger:

 

Ещё один пример – панель Троица (Trinity), мастера из Антверпена Артуса Волфорта (Artus Wolffort), ок 1620. Существует несколько версий этой работы, многие из которых созданы, скорее всего, его учениками:

 

Здесь Бог-Отец и Бог-Сын вместе, но шар в руках Отца:

 

То же самое происходит и на картине Бартела (или Бартоломеуса) Брейна (Bartholomäus Bruyn), мастера из Кёльна, стилистически близкого к фламандским мастерам.  Это сцена так называемой коронации Марии (Coronation of the Virgin (с.1540):

 

Вполне стеклянный Globus cruciger тут снова в руках Бога-Отца:

 

Тот же самый сюжет – Marienkrönung – но в исполнении другого немецкого мастера, Hans von Kulmbach (ок 1520)

Тут всё ещё больше запутано – шар в руках у Бога-Отца (замечу, что шар без креста), но при этом тиара находится на голове у Сына (а у отца – Корона ?!)

 

А вот на панели про коронацию Марии Михеля Зиттова (Michael Sittow) мы видим, как шар плавно переходит в руки Христа:

Работу датируют 1496 годом. Отмечу, что это всё больше какие-то странные художники, “неместные” – тот же Зиттов родился вообще в Ревеле (сейчас Эстония), но учился уже во Брюгге, у Мемлинга, и довольно активно работал потом в разных фламандских городах, но в конце концов перебрался в Испанию, в Толелдо. Такое чувство, что эти неканонические “шары” сохранились только у таких вот странных мигрантов-перебежчиков (а мейнстрим то не писал их, то ли потом такие работы смыли.)

 

+
Совсем напоследок – совсем недавно (и случайно) найденная работа Паоло Веронезе (Paolo Veronese), не фламандца (а итальянца), и уже близкого к барокко (чем к “примитивизму”, за неимением лучшего термина).  Тут Христос спасает мир самым непосредственным способом – предметно-конкретно останавливая Чуму (Christ arresting the Plague with Saint Roch and Saint Sebastian, ок 1560)

 

При этом он элегантно удерживает в руках шар ОГРОМНЫХ каких-то размеров; этим работа интересна ook.

 

Advertisements

One thought on “Зеркальные сферы

  1. Добрый день

    Спасибо за замечательный журнал.

    5 копеек к антологии “Reichsapfel” – читал, что медная держава в средневековой культуре первоначально была сосудом с углями, “карманная печь” в неотапливаемых соборах севернее Альп. Дорогой объект для знати, который оброс символическим смыслом.
    Конечно, теория не вписывается в римские и до-римские изображения…

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s