Tefaf’17: Старые мастера

Я как-то раз уже былвал на TEFAF, и как мне казалось, буквально вчера – ан нет, 2013 год (см. TEFAF и зеркала). Помню, я был тогда поражён размахом этого арт-торжиза, а таке разнообразием и качестом показанных там работ. Для этого блога тоже нашлось довольно много примеров (много для меня_тогда, аж десять  с чем-то). Все они были показаны и даже как-то описаны в том самом постинге.

В этот раз для того, чтобы показать все найденные арт-зеркала, мне потребовалось четыре (4!) постинга.

Не совсем понятно, почему так случилось – то ли их в этот раз и правда приезли больше, или у меня на них глаз стал острее – а может, виной всему помощь видного арт-шутера i-shmael-я, который тоже приехал посмотреть на этот арт-базар в Маастрихте и многое чего углядел.

Рассказ про увиденное и в этом, и в других постингах снова будет в акынском стиле – что вижу, то и пою, без особых задних мыслей.

 

+++

Первая картина, показанная в самом начале, не совсем, конечно, “зеркало”, но как бы и не совсем нет – мало того, что эти жанр Ванитас (Vanitas), так там и надпись соответствующая – Speculum meditateus (?), или  meditantis. 

Работа безымянная, её приписывают итальянскому (римскому?) мастеру – Vanitas with Skull, Sheaf, and Hourglass (ок. 1630)

Картинка ниже показывает более полный контекст – видно, что довольно небольшая работа, а ещё видно, что в тех закутках, где выставляющиеся выставляли свои картины, было довольно темно, поэтому многие снимки не ахти.

***

Следующая работа – тоже Ванитас (Allegory of Vanity, ок. 1650), голландского мастера Якоба Дука (Jacob Duck). На этих работах зеркала водятся довольно часто, поэтому я беззеркальные иногда собираю, для полноты рядов.

 

***

То же самое – панель Яна Ваутерза Стапа (Jan Woutersz. Stap) – Сборщик налогов и его жена. Хочется добавить – в этот раз без зеркал. (зы: когда в именах голландских мастеров встречаеся окончание – sz., это означает, что он Wouters zon, сын Ваутерса – для русскоязычных очень понятное понятие отчества; Ваутерсович)

***

И ещё одна тематически-зеркальная, но в этот раз нет работа, про Сусанну и её Старцкев, некто Джузеппе Чезаре (Giuseppe Cesari), по прозванию Кавалер д’Арпино (Cavaliere d’Arpino) (c.1620)

***

А эта штуковина хотя и тоже не зеркало, но всё-таки уже теплее. На картине Луки Джордано (Luca Giordano) про Роналдо и Армиду (Ronaldo and Armida, ок. 1680) мы видим момент, когда два солдата таки расколдовывают Роналдо при помощи щита – который работает как “правдивое зеркало”.

Детали этой истории можно освежить здесь – A & R, или Зерцало Миф-о-Творчества

***

А это уже первое “самое настоящее зеркало” – правда, я не уверен, что его правльно описали. Сама галлерея тоже засчитала его Аллегорией Ванити, Лоренцо Пазинелли (Lorenzo Pasinelli).

Но насколько мне известно, Пазинелли в основном писал “положительных героев”, в том числе и на таких вот ронделях (например, та же самая галлерея показывала другую похожую работу под названием Аллегория Вечности (Allegory of Eternity).

Поэтому я бы предположил, что девушка с зеркальцем – это всё так же Prudence.

 

***

А вот эта скульптура уж точно Prudence, да ещё какая могучая! Её приписывают Джакоппо делла Кверча (Jacopo della Quercia) из Сиены, которого считают чуть не предтечей самого Микеланджело.

Это очень старая скульптура, её датируют 1410-ми годами. Это, конечно, не там давно, как фреси Джотто или росписи Prudence с зеркалами в самой Сиене (я писал про всё это в незабвенном обзоре Пруденция перед своим туалетом), но тоже прилично.

Несклько картинок, показывающих эту трёхголовую Prudence c разных сторон:

***

Непорочное Зачатие (Immaculate Conception), испанского мастера Sebastián Martínez Domedel

Я не вполне уверен, что вот не две штучки – это зеркала, они больше похоже на некие реликварии.

Чуть позже я нашёл более внятную копию этой картины (мои фотографии очень уж тёмные). Но даже она не помогает решить вопрос про зеркала. Но в целом они на Непорочных Зачатиях частые гости!

***

Похожая история с А было ли зеркальце? происходит и на картине одного из последователей Босха про Искушегия Св. Антония Temptation of Saint Anthony (ок. 1530).

Я писал, хотя и давно уже, про зеркала в этом сюжете – см. Чорная Метка Св.Антония – и там тоже была некая неясность с тем, хотел ли художник как бы показать нам зеркальце или что-то иное (кубок, например, или поднос, как в этом случае).

***

Эх и ох, но нет зеркал и на этом Натюрморте с Кубком и Омаром (Still Life with Goblet, Fruits, and Lobster) Абрахама ван Бейерена (Abraham van Beyeren)

но зато тут масса выпуклостей с отражениями, каждая из которых вполне может  быть засчитана за зеркало.

***

На этом полотне зеркало точно есть, хотя и довольно пустоватое.  Это картина францезского художника Габриеля-Жака де Сент-Обен (Gabriel de Saint-Aubin). Она описана как Служанка с двумя детьми у адвоката (A Lawyers’ Chambers with Two Children Presented by a Maid), но это описание тоже какое-то пустоватое. Как мне кажется, тут какой-то более сложный сюжет.

Возможно, что зеркало это просто утратило свой блеск со временем, и после хорошей реставрации тут всё могло бы засиять и засверкать.

***

А эту картину некто Шарль Антуан Куапель (Charles-Antoine Coypel) я уже видел в прошлый раз. Так её никому и не смогли продать – Folly embellishing Old Age with the adornments of Youth (1743)

Зеркало более крупным планом:

***

Следующая картина больше напоминает фотографию из семейного архива, чем произведение искусства -полное её название “Портрет герцогини Берри с дочерью Луизой, будущей герцогиней Пармской, перед бюстом её мужа герцога Берри” – или The  Portrait of the Duchesse of Berry with her daughter Louise, future Duchess of Parma, in front of the bust of late Duc of Berry (1820). Автор – Франсуа Кинсон (François-Joseph Kinson)

Мы увидим подобные зеркала на картинах Энгра.

***

Забавный пример (псевдо)исторической реконструкции – Рафаэль и Форнарина (Raphael and La Fornarina) (1824) кисти Marie-Philippe Coupin de la Couperie (?)

Реконструкция получилась какая-то не очень достоверная, по крайней мере, в том, что касаетя зеркал. Таких зеркал во времена Рафаэля ещё не было (аналог – Да Винчи с телефоном).

***

На портрете актриссы Therese Krones(1824) австрийского худоджника Фердинанда Георга Вальдмюллера (Ferdinand Georg Wadlmuller) опять же нет зеркал

..зато есть очаровательный аквариум с рыбками – и всякими отражениями.

***

А это не-зеркало если было бы таковым, то это было бы шестое зеркало Энгра:

На этом рисунке – портрет семейства Гатто (Gatteaux Family) в гостинной, и там должно было быть зеркало! Но боюсь таки, что нет.

***

Послдняя работы – гравюра, которую приписывают Леонардо да Винчи (но это довольно спорная атрибуция, и я не всключал её в обзор (не) зеркал да Винчи в своё время. Название её длинное (и бестолковое, как мне кажется) – Bear, Lion, Tiger and Unicorn Fighting with Dragon, Assisted by Man (Archimedes?) with a Mirror Beaming Sunlight (c.1510)

Когда (и если) я буду писать про “зеркала Архимеда”, надо бы её не забыть.

А пока – конец первой четверти.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s