(некоторые) Зеркала Вечного Города

Предыдущий постинг был и новогодней открыткой, и (очередным) зароком писать почаще и побольше (и получше). На открытке было и подобающее зеркало (в руках у Prudence, если быть точным).

Картинка выше никаких зеркал не содержит – если только не считать Колизей своеобразным зеркалом Столицы Мира, Roma Caput Mundi (чем он, конечно, являлся, и чем по-прежнему остаётся как ничто другое).

Но ещё эта картинка является (при)знаком того, что мы таки съездили в Рим (в жанре “мы строили-строили, и наконец” – мы были в Италии с десяток раз, но никогда не добирались до Рима). Понятно, что впечатлений масса, картинок на 20+ гигабайт, так что впереди многие “долгие зимние”. Значительная часть этих впечатлений относится к теме данного потока сознания, то есть, они или сразу про зеркала_в_искусстве, или в разрезе, точнее, в надежде, что они смогут как-то ещё интереснее посмотреть в предмет этого блога.

Судя по всему, некоторые из собранных материалов потребуют довольно глубокого рыться в разнообразных сусеках, а потому и времени, так что всё может затянуться. Чтобы этого не случилось (см. зарок выше) я решил какую-то когнитивно простую часть рассказать-показать прямо по горячим следам. В частности, тема этого небольшого постинга – примеры использования зеркал при изображении различных Prudence (-cей? – цей?), которые мне попались на пути.

Это, разумеется, далеко не все Пруденции, которые есть в Риме (например, мы не попали в Собор Св. Петра, где как минимум есть две скульптуры). Я уверен, что их счёт Пруденций в городе, где по некоторым данным более 800 церквей, должен идти на сотни – пруд пруди пруденций). Но уж сколько есть.

Сразу могу сказать, что каких-то радикальных открытий именно с этими примерами не случилось, все они хорошо укладываются в историю, рассказанную в постинге Пруденция перед своим туалетом. Так что это довольно незатейливый постинг, просто  “посмотреть картинки”.

***

Скульптура, которую я использовал для изготовления новогодней открытки находится в Латеранской базилике, или если официально, в Соборе Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Это очень важная в христианстве церковь, она считается чуть ли не самой первой в Риме, основанной ещё в 310-е годы на месте дворца римского семейства Латеран. Она исторически была местом папского престола, и остаётся главной папской церковью Рима (не Ватикана). Из-за всех её регалий церковь считается не просто базиликой, а архибазиликой (Archbasilica), по сути главной базиликой Римской католической церкви.

Как водится, церковь эта неоднократно перестраивалась, в том числе, и после нескольких пожаров, уничтожавших здание. Современный вид она приняла в конце 16 века, а фасад работы Алессандро Галилеи (Alessandro Galilei) был закончен только в 1735 году (не без скандалов, потому что архитектор предложил очень классицистский дизайн, который казался “бедным” по сравнению с господствовавшим тогда стилем барокко.

Сначала я считал, что скульптура Пруденции была тоже создана Камилло Рускони (Camillo Rusconi), автором многих статуй апостолов в этом соборе (а также автором другой статуи Prudence, которую я покажу ниже).  Соответственно, датировалась бы она тогда 1710-ми годами.

Но позже я выяснил, что статую находится в так называемой часовне (капелле) Торлони (Torlonia Chapel), которую сделали там по заказу семейства Торлони много позже, уже в 19 веке. Автором проекта часовни был Пьетро Тенерани (Pietro Tenerani), итальянский архитектор и скульптор. Последнее важно, потому что кроме самого дизайна он создал и скульптуры, которые там находятся, включая знаменитый рельеф ‘Снятие с креста’ (Deposition of Christ).  Мое предположение, что он же является и автором этой статуи Prudence:

И в этом, и во многих других случаях мне пришлось довольно долго копаться, чтобы найти всю эту информацию (и это и не всегда получалось, а даже когда информация находилась, то я никогда не был полностью уверен в её достоверности). Я почему-то полагал, что уж про римские-то блокбастеры написано много, включая и ‘мелкие буквы’, то есть про всякие детали и нюансы тоже. Ан нет.

Возвращаясь к зеркалам, замечу, что этот случай довольно забавный, поскольку в зеркало тут смотрится змея, а не девушка.

***

Вторая Prudence в этом рассказе была самой первой по счёту, которую я нашёл в Риме. Довольно случайно, надо добавить, в самый первый же вечер, когда мы пошли просто побродить по городу, без особого плана. И так, внепланово, мы и наткнулись на одну из самых знаменитых в нём церквей, а в нём – на эту скульптуру:

Церковь называется Сант-Иньяцио (Chiesa di Sant’Ignazio), в честь Игнатия Лойолы, основателя Ордена Иезуитов (которая она является главной, титулярной, церковью). Но большинству туристов она известна как церковь иллюзий, благодаря фантастически красивым фрескам Андреа Поццо (Andrea Pozzo), которые создают там иллюзию открытого в небо купола (и вообще они просто красивые).

Интерьер этой церкви, включая и эти росписи, создавался более 25 лет, был закончен к 1650 году, но многие скульптуры (включая и Prudence) были добавлены намного позже, около 1725-30-х. “Люди говорят”, что дизайн статуй был разработан как раз Камилло Рускони (Camillo Rusconi), которого я подозревал в авторстве предыдущей Пруденции. Но вполне возможно, что некоторые статую были созданы по его чертежам, но уже после его смерти в 1728, то есть дело остаётся довольно мутным.

***

Третья Пруденция – фреска, которую мы обнаружили в Церкви Св. Викентия и Анастасия в Треви (Santi Vincenzo e Anastasio a Trevi), которая расположена прямо напротив знаменитого Фонтана Треви, гиперпопулярного среди туристов места.

Мы собирались уже выходить из церкви, когда на стене возле входа я заметил эту неяркую фреску.  То есть, технически она находится не в (священном) пространстве церкви, а в некотором предбаннике, который официально называется narthex, а по-русски, по-моему, притвор. Забавно, что это слово, скорее всего, не от русского ‘притворять’, а искажённое от прето́р, или прето́рия (лат. praetorium); в старых текстах можно встретить версию притория, которая потом дотрансформировалась до притвора.

Но не суть. Я не очень, правда, понимаю, что это за красная ленточка (?) у неё в той руке, которая держит зеркальце.

 

***

Следующий образец – снова фреска, на этот раз из церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (Basilica di Santa Maria in Trastevere), другой знаменитой церкви Рима.

Как и Латеранская базилика, это тоже одна из самых первых христианских церквей Рима, по некоторым данным она стала функционировать как церковь уже в 340-х. Её знаменитую огромную мозаику на фасаде, с Марией, кормящей младенца Христа, и десятью женщинами с лампадами, датируют 12 веком.

Раньше (и в основном потому, что у меня не было хороших копий этой мозаики) я полагал, что эти женщины держат в руках некие ‘зеркала’. Теперь я так не думаю, конечно, но я по-прежнему подозреваю какую-то интересную их связь с ‘зеркальной темой’, хотя бы как источники света.

Точное смысл и значение этой сцены не очень хорошо понятны (точнее, существует множество разных гипотез, включая и полулегендарную версию о якобы забившем на этом месте во время Рождества источнике нефти (!), что было, разумеется, воспринято как ‘благая весть’, а место вскоре стало одним из мест собраний ранних христиан).  Отзвуки этой легенды читаются и в надписи на полу церкви, Hinc oleum fluxit, cum Christus Virgine luxit, Отсюда пролилось масло (=нефть), когда Христос воссиял из Богоматери.

 

Но возвращаясь к фрескам внутри церкви, и их зеркалам. Большинство фресок были написаны в 17 веке, под руководством Доменико Цампиере (Domenico Zampieri), известным под именем Доменикино (Domenichino). Я предполагаю, что и эта фреска – дело его рук.

У этой Пруденции впервые (то есть, впервые в этой серии) мы видим “второе лицо”, смотрящее назад лицо старика (по крайней мере, его тут можно угадать). А ещё “змей” тут больше напоминает пресловутую ремору, всё тормозящую порученную ей стрелу (про всё это можно прочитать в конце моего постинга про Пруденцию и её зеркала).

 

 

***

“Лицо Старика” становится совершенно эксплицитным на версии Рафаэля, в его Станцах в музее Ватикана:

Я уже писал про эту работу, единственное зеркало Рафаэля, и не могу добавить ничего нового.

***

Зато я могу добавить ещё одну фреску с Пруденцией, которую я нашёл в том же музее, на потолочной росписи в одном из залов после Сикстинской капеллы. К этому моменту все большинство посетителей уже совершенно объедаются всем великолепием и почти не обращают внимание на мелочёвку.

Да и в каталогах этих работ не найти, поэтому я не знаю пока автора. Повод писать запрос Барбаре Джатта (Barbara Jatta), недавно избранной директором Ватиканского музея (первая женщина на этой должности, замечу).

Интересно отметить, что на этой фреске отчётливо видно, что это именно стеклянное зеркальце (и немного конвексное).  Зеркало Рафаэля ещё можно принять за зеркальное, но можно по-прежнему засчитать за металлическое (а про остальные вообще трудно сказать что-то определённое).

***

Последняя Пруденция  – снова скульптура, на этот раз в Церкви Санта-Мария-сопра-Минерва (Church of Santa Maria sopra Minerva). Это удивительная церковь, один из ярких примеров тех химер, которым полон Рим. Построенная на руинах храма богини Исиды (Isis), она получила название “На Минерве” (Sopra Minerva)  (надо добавить, что храм Минервы там тоже был, но чуть дальше). При этом весь этот винегрет как-то умудрился вплестись в историю христианской (!) церкви.  Не говоря уже о том, что перед церковью стоит слон (!!) с египетским обелиском на спине (!!!).  Но я про всё это планирую писать отдельно, а пока просто по картинкам.

Мне снова потребовалось какое-то время, чтобы выяснить, кто мог быть автором этой скульптуры. Интерьер церкви состоит из различных слоёв, созданных в разное время различными мастерами, и нигде это толком не описано. Точнее, в этой-то как раз церкви что-то да было написано – например, мы там нашли вот такой вот инфовиз, большой шаг вперед  по сравнению с другими церквями. Но он опять содержал описания только самых-самых знаменитых работ.

Как я потом разобрался, статую находится в часовне (капелле) Альдобрандини (Aldobrandini chapel), по фамилия аристократического семейства, которое заказало её строительство в начале 17 века. Скульптуры для часовни были создана Джакомо Делла Порта (Giacomo della Porta), видным архитектором и скульптором того времени, часто работавшим вместе с Микеланджело. Часть из скульптур была завершена по его чертежам уже после его смерти в 1602 году, так что снова не совсем ясно, кто же именно делал именно эту статую.

 

THE END – то есть, конец только этой сказки. Будет ещё много других.

Advertisements

13 thoughts on “(некоторые) Зеркала Вечного Города

  1. Что-то у тебя с МинеВРой нелады. А так – соблазнительный какой Рим! 🙂

    • Это интересная работа, да; я всё никак не соберусь написать про “Архимедовы зеркала”, и шире – про зеркала для “зажигания” огня, а не просто для отражения. Богатая тема.

    • Тоже очень интересно, я прочитал с удовольствием про все эти версии! Надо будет обновлять постинг 🙂

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s