Суcанн тоже больше

Это тоже постинг-приквел, очень похожий по структуре на недавние “добавки” про Благовещение или Суд Пилата – только в этот раз он про Сусанну и её старцев. В незапамятные ещё времена я написал про эту историю небольшой постинг – Старость и Kindle(d) Fire,  в котором рассказ был в основном про картину Тинторетто, но до кучи было показано ещё несколько работ. Помнится, тогда я жаловался, что их довольно мало (имеется в виду – мало именно “зеркальных” работ, так-то Сусанн пруд пруди.

Как водится, со временем накопилось.  Подкатом я делюсь тем, что нашлось.

 

Для начала – про картину, с которой я начал постинг. Она написана некто Лодевик Тупут (Lodewijk Toeput), около 1580 г. По происхождению фламандец, он в какой-то момент перебрался в Италию и даже больше известен под своим итальянским псевдонимом il Pozzoserrato (“плотенький”).  Больше всего он известен своими сложными ландшафтными картинами, на которых изображены сады-лабиринты.

Здесь мы тоже видим, если не лабиринт, то сложно устроенный регулярный сад. Но ещё мы видим Сусанна – да не с одним, а сразу с двумя зеркальцами:

Вот более крупный план:

У меня есть смутное подозрение, что тут показаны два разных типа зеркал: то, что ближе к нем – обычное плоское зеркало, а то, что находится за ним – более старинное, ещё конвексное. Но я тут могу напридумывать, конечно.

 

 

Про следующую работу не так уж много известно – например, толком неясно, кто её автор. Некоторые приписывают её Йохану Конигу (Johann König) из Нюрнберга,  другие считают, что она принадлежит кисти некто Wolfgang Heimbach, тоже немецкому  (1615–1678), который в поздние годы работал в Дании.

С точки зрения общей композиции и особенно позы Сусанны эта работа больше похожа на некий римейк (например, Рембрандта). Интересным нюансом является тут зеркальце, повешенное на ветку дерева (при этом “работающее” неправильно, но кто тут гоняется за оптической достоверностью).

Circle of Johann König (or Wolfgang Heimbach?) - Susanna and the Elders - detail

 

Вот работа ещё одного “северного” мастера, голландца Саломона Конинка (Salomon Koninck) (1609-1656), написанная в 1652 г.

На Конинка Рембранд повлиял точно, он даже создал несколько копий и версий работ своего более известного голландского коллеги. Очень хочется верить, что это зеркальце тоже было скопировано с какой-то из картин Рембрандта, которая нам теперь неизвестна.

Хочется – потому что у самого Рембранда зеркал удивительно мало (одно), и их нет ни на одной из его работ про Сусанну.  Наверное, самая знаменитая из его версий этой истории является вот эта картина, написанная в 1647 г. и сейчас находящаяся в  Gemäldegalerie в Берлине:

Технически говоря, на этой картине нет зеркал (если мы только не будем считать за таковые отражения в воде). Но проблема в том, что эта картина была довольно существенно переписана поздними реставраторами – как выяснилось во время недавнего исследования, почти две трети работы были в какой-то момент смыты и переписаны заново.  Так что вообще-то говоря, где-то там могло быть и зеркальце – и картина Конинка только подтверждает такую гипотезу.

Мне лично больше нравится другая, более ранняя Сусанна Рембрандта, написанная им в 1636 г. Она не такая хищная с точки зрения событий, как первая, но на мой взгляд, намного более напряжённая психологически.

Но зеркал на ней тоже нет, увы.

Зато они есть, да ещё как есть, на довольно странной работе другого голландского художника, Ламберта Сустриса (Lambert Sustris (1515 -1584.)  Его биография во многом похожа на судьбу Тупута (Lodewijk Toeput), он тоже переехал в Италию и больше известен как венецианский мастер. Да и эта картина намного больше напоминает работы итальянских мастеров, чем фламандских или голландских.

Странной, даже парадоксальной эту картину делает тот факт, что зеркала для Сусанны держит один из старцев (а другой повязывает ей какой-то платок). Это, наверное, самые миролюбивые из всех старцев Сусанны в истории живописи – они не только не нападают, сколько галантно ухаживают за женщиной.

А вот работа уже “полностью” итальянского мастера, Франческо Тревизани (Francesco Trevisani, 1656–1746), которого уже можно отнести к стилю барокко (а то и рококо)

Несмотря на то, что это одна из самых поздних тут работ, её зеркальце выглядит наиболее архаичным: 

 

Например, мы находим подобное зеркало на гравюре мастера из Антверпена,  Антона (или Антония) Верикса (Antonie Wierix II), одного из представителей известного семейства художников (тн. Wierix family).

Маленькая проблема в том, что эта гравюра была создана почти на век раньше работы Тревизани, в 1580е годы.

 

И ещё одна итальянская картина, некто Леандро Бассано (Leandro Bassano, 1557-1622):

 

 

Напоследок я хочу показать одну очень странную работу, которую я нашёл совсем недавно. Это не картина, и даже не скульптура, а, скорее, какая-то художественная инсталляция по мотивам истории Сусанны:

Она сделана в  1780-е года, во Франции (мы не знаем имя мастера). У меня, к сожалению есть только такая вот чёрно-белая фотография, но на самом деле вся эта композиция должна быть довольно нарядно – она изготовлена из кораллов, красивых ракушек и полудрагоценных камней, а для создания “эффекта воды” использовано как раз зеркало. Артефакт сейчас хранится в МЕТ, в Нью-Йорке.

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s