Пилат и последствия

Это, можно сказать, классический пример постинга “по горячим следам”; я написал постинг про Пилата и его тронные зеркала относительно недавно  (ну, то есть как; с годик назад уже), но тогда я смог показать только одна такое зеркало (и много-много намёков на то, что их могло быть и больше).

И вот раз – во многом благодаря постингам в то самое сообщество я наткнулся сразу на две работы с Пилатом и зеркалами!  Под катом – короткие рассказы про оба полиптиха.

I. Да, в обоих случаях речь опять идёт о больших полиптихах.  Первый сейчас находится в относительно малоизвестном музее Bowes Museum, в английском городке Barnard Castle, в графстве Дарем (Durham). Вот как этот полиптих выглядит “во всей красе”:

А следующая картинка, которую я нашёл у них на сайте, хорошо показывает его размеры:

Это не мои картинки, я нашёл их на сайте музея, точнее, их блога, а ещё точнее – в постинге, который рассказывает про реставрацию этого алтаря – Operation Altarpiece (в принципе, очень интересном, для тех, кто интересуется реставрационными работами).

Центральная, резная часть алтаря была сделана в 1480-е года, в Антверпене, но точное имя мастера неизвестно. С боковыми панелями чуть лучше, их, как считается, написал… анонимный мастер, известный под именем Мастер Святой Гудулы (Master of Saint Gulule, или если точнее, Master of the View of Ste-Gudule, по имени одной из его знаменитых работ). Этот фламандский мастер работал в конце 15-го века, предположительно в Брюсселе.

Алтарь изображает Страсти Христа, левая часть – то, что случилось до казни,  а правая – после. Одна из панелей слева – сцена суда Пилата, та самая, где Мытьё Рук:

На моё счастье, именно эту панель выбрал для показа у себя на сайте Google Art Institute, благодаря чему можно теперь полюбоваться на огромную зуммируемую её копию. А на ней, соответственно, и на зеркало – один из самых ярких (sic)  примеров тронных зеркал:

 

Фрагмент, который я выбрал для заглавной картинки постинга, показывает более широкий контекст, так сказать, включая совершенно босхианские рожи окруживших Христа людей:

 

Говоря о рожах лицах, я позже нашёл ещё одну панель, которую приписывают этому же мастеру, и вот как ней показан один из волхвов:

Как часто водилось в то время, мастер не создавал всех персонажей своих картин каждый раз заново, а выбирал их из некоторого набора заготовок, который время от времени пополнялся новыми версиями.

Имя этого мастера было мне совсем незнакомо, и я решил поискать какие-то другие его работы. Простой  Google Image Search уже приносит неплохой улов, и я также нашёл в сети пару хороших коллекций. Одним из важных для меня источников работ является архив Голландского института истории искусства (RKD или  Dutch Institute of Art History).

Там (к моему некоторому удивлению, замечу) я нашёл большое множество его картин, в том числе и с зеркалами (то есть, репродукций, конечно, это всё-таки архив, а не музей). К сожалению, большинство из них только черно-белые.

Эта панель очень похожа на ту, с которой я начал рассказ:

Только в этот раз на ней нет тронного зеркала:

Но как я сказал, существует множество версий этой сцены, где “зеркала” находятся:

Её “зеркало” очень похоже на то, что мы уже видели – но Пилат, да не тот; обратите внимание на персонажа справа от Иисуса – это в него перекочевала внешность “первого” Пилата! Хотя это всё, разумеется, досужие догадки, совершенно неясно, какая из этих работ была первой, и кто там в кого “кочевал”.

 

Вот ещё одна работы (архив утверждает, что она сейчас находится в коллекции Музея декоративных искусств (Musée des Arts Décoratifs) в Париже, но я на их сайте ничего про неё не нашёл.

Рама этого “зеркала” гладкая, без “бусин” по периметру (или их, по крайней мере, меньше, я вижу только четыре выступа):

 

 

В одном случае в архиве есть только фрагмент панели (вся работа хранится в Williams College Museum of Art, Mass). Здесь “бусины” снова появляются, хотя и в меньшем количестве, чем на первых работах. Как я понял из некоторых комментариев в том самом FB-сообществе, число этих “бусин” могло иметь какой-то смысл – например, это могло быть число основных эпизодов-страстей (10 или 14).

Ярким примером осмысленности таких “бусин” является, конечно, “зеркало” Арнольфини (хотя там эти бусины превратились в огромные панели с самостоятельными картинами на каждой (и там их 10):

В данном случае их 8. Ещё можно отметить, что и в этом, и в некоторых других примерах “зеркало” расположено прямо изображении цветка/плода граната ткани трона (я писал, несколько раз уже, что украшения на этих тканях тоже часто были “со смыслом”, в частности”, гранат считался символом Христа).

 

Кроме всех этих тронных зеркал, которые все по-своему интересны, но в какой-то момент начинают просто повторять друг друга, я нашёл ещё одну работу, на совершенно другую тему. Эта панель изображает так называемый Спор Св. Екатерины с Философами (Dispute of Saint Catherine with the Philosophers):

У меня была копия этой работы до этого, но очень маленькая, и с “водными знаками” (последние и тут есть, но эта версия хотя бы большего размера); а благодаря есть, и информации, что сама работа находится в Музее изящных искусств (Musée des Beaux-Arts) в Дижоне я смог найти и более-менее приличную копию.

Интересно, что мне попадалось уже изображение этой сцены, на котором тоже присутствовало “зеркало” – картина Яна Провоста (Jan Provoost); я приводил её уже, когда рассказывал про :

 

Но в этом случае спор проходит во вполне публичном месте, судя по всему, в присутствии императора Максимиана на троне (с “зеркалом”). В случае же Мастера Св. Гудулы споры с мудрецами-философами случаются во вполне домашней обстановке, а “зеркало” находится в кровати Екатерины, примерно так же, как и в многочисленных сценах Благовещений (за исключением того, что Мария в них никогда не сидит на кровати).

На сайта музея я нашёл картинку, показывающую размер этой панели; она довольно маленькая, 30 x 35 см:

Но все те копии, которые у меня пока есть, не дают возможности разглядеть получше это “зеркало” (которое на поверку может оказаться и “медальоном”).

PS: Одна из участниц этого сообщества сделала фотографию этой картины в самом музее, и поделилась её, а потом даже любезно прислал мне копию – вот она:

Она лучше, чем всё, что было у меня раньше, но всё равно (ещё и потому, что она сделана iPad-ом, разглядеть только само это “зеркало” так и не удаётся). Принцип тут один, будем искать дальше.

 

II

История про вторую работу (её фрагмент показан слева на первой картинке) должна получиться короче. Эта панель тоже является частью большого алтаря – вот этого:

Но в данном случае мы почти ничего не знаем о том, кто его сделал. Он очень похож на предыдущий алтарь, тоже посвящён Страстям Христовым, тоже имеет центральную резную часть, правда, порядок панелей другой. Так, панель со сценой Суда Пилата находится справа:

Рама его “зеркала” намного проще, но при этом сама зеркальная поверхность показана более точно:

Предполагается, что алтарь был изготовлен в Антверпене, около 1510-20-х годов (на его деревянных частях найдены отметки Антверпенской гильдии Св. Луки, но точное имя мастера неизвестно. Первоначально алтарь предназначался для монастыря бегинок в фламандском городе Тонгерен (Tongeren). Сейчас он находится в Национальной галерее Виктории, в Мельбурне.

<Конец Продолжения>

Leave a Reply

