Зеркальные карьеры: Дальше больше

Это самая первая работа, с которой я начал свои постинге в том самом сообществе, про которой я вчера писал. Как водится, прямо с места в карьер я попытался вбросить довольно сложную тему зеркал/”зеркал”, про которую я тут пишу годами (рассказ про 1002 девственницы может помочь освежить это тем, кто всё позабыл). Она, надеюсь, стала самоочевидной для читателей, но ясно, что для любого человека со стороны разговоры про “не зеркало” звучат близко к бреду сивой кобылы.

На этой панели показана, вестимо, сцена Благовещения, в которой эти “зеркала” встречаются чаще всего, наверное.  Но это не самостоятельная работа, панель является частью огромного алтарного полиптиха, известного как  Passion Polyptych (Полиптих Страстей Христовых).  Вот как он выглядит целиком:

Это действительно очень большой алтарь, почти 3 метра в высоту и 4.4 метра в распахнутом состоянии. На сайте Музея искусств Филадельфии (Philadelphia Museum of Art), где он сейчас находится, авторство его центральной, резной части приписывается некоему фламандскому Мастеру Алтаря в Оплинтере (?) (Master of the Oplinter Altarpiece), но я нигде-нигде больше не смог найти про него информации, а панели боковых створок и пределлы считаются выполненными в мастерской Питера Кука ван Алста (Pieter Coecke van Aelst) в Антверпене, около 1535 года.

Рассказы про подобные гибридные алтарные работы могу считаться продолжением истории про Wunderaltar, который я нашёл в своё время в Дортмунде (автором его панелей был другой антверпенский мастер, Adrian van Overbeck.  Но я уже писал и про зеркала ван Алста (наиболее подробно в постинге про Марию и Тронные Зеркала

Зная интерес этого мастера к зеркалам, можно было бы предположить их наличие и ещё на паре панелей – например, на троне Иисуса в сцене Тайное вечери на пределле:

или на троне Пилата, всё умывающего свои руки:

К сожалению, качество репродукции, которая у меня имеется, не позволяет сказать ничего более определённого.

Я не стал показывать там, в FB, этот алтарь в закрытом состоянии, но тут у меня нет лимита на картинки, так что вот эта красота:

 

Несмотря на то, что я не нашёл (пока?) других зеркал этого мастера именно на этом алтаре, они попались мне на его другой чудесной панели, Мадонны с Младенцем (полное название – Virgin and Child under Canopy with a Speculum (Sine Macula) (c.1555):

 

Это во многом уникальная работа, по крайней мере, мне такое сочетание не встречалось до этого никогда. Выше я уже приводил ссылку на работу самого ван Алста, где есть и Мария, и её “тронное зеркало”:

 

 

Я знал про ещё одну работу на тот же мотив (Поклонение волхвов), триптих, который приписывают Яну ван Дорнике (Jan van Dornicke):

 

 

Известна очень нарядная работа Герарда (или, правильнее, Жерара) Давида (Gerard David),  ‘Мистическое обручение святой Екатерины’ (Mystical marriage of Saint Catherine, 1510) – я писал про неё в постинге Мистические крестики-нолики:

 

На всех этих работах мы видим Марию с младенцем Иисусом, но не Марию, кормящую Христа, как в случае с панели ван Алста – такого я ещё не встречал.

Интересны разложенные на панели перед ними фрукты и ягоды, такое чувство, что художник как бы хотел нам этим что-то такое сказать.  В том самом FB сообществе есть, судя по всему, и эксперты, которые немного в теме; один из них, некто Mark Calderwood, предложил следующую интерпретацию (я привожу её только по-английски – Google Translate сейчас выдаёт довольно аккуратный перевод):

“It most probably wasn’t as literal as a sentence to medieval people, although it can be constructed as such. But the fruits all have specific meanings that refer to aspects of Christ’s incarnation and form a loose, ‘thematic sentence’ to be ‘read’ in contemplation.

The cherries symbolise the blood of the redeemer, and the sweetness to be gained from good works; the apple obviously the fruit of Adam, the whole reason the incarnation is necessary; the grapes also blood, symbolic of Christ as the true vine, and by reference to washing his garments in wine, the crucifixion; the lemon the bitterness of the crucifixion and the bittersweet nature of redemption, but also of fidelity; and the pear is a complex symbol of physicality, often associated with indulgence and sin but also carried strong overtones of medicine and redemption. The placement of the fruit on a parapet separating the holy figures from the viewer is a fashionable Italian device that indicates its importance to the narrative- the fruit is to be meditated on in prayerful contemplation to ‘get to’ the painting behind.

So, we could ‘read’ it as: Christ has been born because of the fall of mankind and the weakness of the flesh, but it is his becoming flesh, together with fidelity and doing good works, his blood shed for us and bitter sacrifice redeems mankind.”

 

Ну и зеркало, конечно – при том в очень красивой, сложной раме, выглядящей так, как если бы она была сделана из металла. По её периметру расположено 12 крупных бусин, из них четыре – в позициях 12, 3, 6 и 9 – крупнее. а на самой раме можно угадать шесть фигур (хотя я довольно точно могу распознать только четыре).

 

Тут бы мне вспомнить, что я хотел писать постинги покороче! Но все эти продолжения всё продолжаются и продолжаются.

Предыдущую работу я нашёл сам, хотя и в некоторой связи с другим постингами в том сообществе, а вот следующая – классический пример помощи “коллективного разума”. Мой нездоровый интерес к “зеркалам” был таки замечен, и люди уже сами стали приносить и показывать соответствующие работы.

Так я открыл для себя ещё одно просто восхитительно красивое Благовещение, которое тоже приписывают Питеру ван Алсту:

 

То, что в этот раз висит в кровати у Марии – это что-то невероятно красивое и сложное. Это не зеркал, разумеется, но как раз та “штука” (thingie, как я это называю по-английски) которые зеркала как раз заменяют.

 

 

Я не имел большие шансов найти эту работу раньше, поскольку на ней не “зеркало”, а ещё потому, что она сейчас находится в Музее Санта Круз в Толедо (Musée Santa Cruz in Toledo), а как я понял после поездок в Сарагосу, небольшие испанские музеи не научились пока выкладывать свои коллекции в открытый доступ).

На этой панели много и других примечательных деталей – например, богатейшая резьба по дереву на столике Марии, или интересная Сфера Мира у Бога-Отца. А ещё тут показана, наверное, самая отражающий из всех плащей всех Габриэлей – и ведь каждая из этих бусинок имеет шанс обернуться зеркалом при ближайшем рассмотрении:

<продолжения следуют>

Leave a Reply

