Понтий Пилат в зеркалах

Картинка выше особой смысловой нагрузки не несёт и призвана в основном работать в качестве eye catcher-а – хотя, технически говоря, на ней и изображены все основные действующие герои этой истории (правда, минус собственно зеркала). Ниже, подкатом всё будет менее визуально-выпендрёжно…

… и более понятно, я надеюсь.

Сцена, про которую в основном будет идти речь в этом постинге, сейчас репрезентируется примерно вот каким образом:

Это, разумеется, “ненастоящий” Понтий Пилат (и, добавлю, “ненастоящий” Иисус). Но с другой стороны, это и не картинка “из фильмов Голливуда”. Разыгрывание (от enactment) страстей Христовых – спорт довольно древний, и интересный (и информативный – в том смысле, что он много говорит про тех, кто разыгрывает, про то время и то общество, в котором они живут. Я как-то писал про один из его форматов (а именно – мистерий) в постинге про зеркала в манускрипте Mystère de la Vengeance (1465).

Картинка выше взята с сайта т.н. Beverley Passion, театрализованных представлений на тему Страстей Христовых, проходящих в городке Беверли в Англии. Как я понимаю, они проходят раз в два-три года – на ежегодные шествия, вероятно, не хватает сил и средств. Насколько я могу судить, они довольно аккуратно передают многие аспекты тех событий, которые могли случиться в Иерусалиме примерно 1983 года назад. Например, одежда участников сделана на основе довольно точных исторических сведений – то есть, Понтий Пилат одет так, как и мог бы быть одет римский префет Иудеи. И солдат тоже, и Христос, соответственно, и все другие участники тоже.  У меня есть некоторые сомнения по поводу дизайна столика (и тазика тоже) – но вполне возможно, что это мои представления забиты стереотипами, почерпнутыми из пресловутых голливудских фильмов, а на самом деле так тогда и было.

Как уже можно уже догадаться, сегодняшняя история будет именно про эту сцену, известную “в народе” под названием “Пилат умывает руки”. Более официальное её название – Христос перед Пилатом, или если совсем по правилам – Суд Пилата.

Сцена эта упоминается во всех четырёх евангелиях, хотя только в одном, от Иоанна, более-менее подробно (18:29-38):

“Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они [имеется в виду – иудейские первосвященники, которые и схватили Христа накануне] сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.”

Но даже это относительно подробное описание не упоминает многих деталей, которые то там, то сям упоминаются в других местах. Например, того, что перед тем, как вынести приговор, Пилат отправил Иисуса на суд к Ироду Антипе (поскольку стало известно, что Иисус пришёл из Галилеи, правителем которой тогда был именно Ирод. Он тоже не нашёл ничего предосудительного в словах Иисуса и послал его обратно Пилату (замечу, что этот эпизод описан только у Луки).

Вообще, если даже совсем-совсем ничего про всю эту историю не знать, то лакуну можно быстро восстановить восстановить путём прочтения статьи из википедии. Разумеется, при желании к этому можно добавить многие тонны написанного про неё в других местах, со всеми богословскими, экзистенциальными и другими интерпретациями, но для начала вполне хватит.

На советском, а затем и пост-советском культурном пространстве большой популярностью пользовалась версия, изложенная в “Мастере и Маргарите”, например. Тоже неплохо для старта.

Помимо всех разнообразных обертонов смысла, меня в этой истории, как обычно, интересует и предметно-бытовой контекст – где, когда, какие там были энейблеры и прочие такие дизайнерские аспекты.  Первоисточники говорят про всё это примерно никогда, поэтому приходится полагаться на посторонние исторические сведения – или хотя бы на какие-то относительно “свежие” визуальные свидетельства.

Я не занимался сколько-нибудь серьёзно ранней иконографией сцены суда Пилата, скорее, просто зацепил то, что само цеплялось. Вот, например, фрагмент листа из так называемого Россанского кодекса (Rossano Gospels), который относят к VI веку. Кодекс был найден в Италии в 19 веке, но изготовлен он мог быть и в самой Византии, и в каком-то из монастырей на территории современной Греции (текст рукописи на греческом).

Конечно, “свежим” источником его можно назвать только с большой натяжкой, но всё равно в шестом веке люди ещё могли помнить, как выглядел преторий римского полководца. В случае Пилата (и Иерусалима) маловероятно, что эта была палатка полководца, скорее всего, это было некое здание, отведённое под его резиденцию. Насколько я знаю, точных сведений, какое именно это было здание, нет (но я могу и ошибаться, а точнее, всегда может наступить момент “а если найду?” – например, не так давно мелькала новость, что нашли предполагаемый дворец Ирода).

Вот ещё одно “документальное свидетельство” – это фреска, тоже находящаяся уже в Италии (в Равенне), но тоже очень древняя, изготовленная предположительно в 520е годы.

Здесь мы видим примерно такую же сцену, с Пилатом, восседающем на некоем стуле с подушкой.

Теперь я перенесусь на 800 с лишним лет, и покажу две панели, изготовленные Дуччо ди Буонинсенья из Сиены, больше известным просто как Дуччо (Duccio). Обе они сейчас находятся в музее собора города, обе выполнены темперой на дереве.

На первой Христос в белой накидке – таким его нарядил Ирод, как бы высмеивая как бы претензии Иисуса на звания Царя Иудейского (тот не это имел в виду, но в этой истории вообще много проблем с граундингом смысла во время коммуникативных актов).

На второй панели – тот момент, когда Пилат таки соглашается на казнь Иисуса, несмотря на свои усилия её как-то избежать. Одним из таких усилий считается бичевание Христа (после чего его одевают в красную тунику), что по мнению Пилата было достаточным наказанием, более того, должно было как-то задобрить “народ”. Но тот всё-таки возжелал смерти, ну Пилат и согласился (хотя вот “умыл руки”).

На обеих панелях роль “трона” играют какие-то приступки, не очень-то подобающие статусу наместника.

На ещё более поздней работе (Тинторетто, 1567) трон уже более солидный, конечно – но этой картине и всё более “солидно”, пик Возрождения, как-никак. С другой стороны, на ней ничего уже нет от контекста “реального Иерусалима”. То, что мы видим – это интерьер зала (и дизайн трона, соответственно) современной художнику Венеции (или Рима), плюс-минус полагающаяся идеализация.

Интересно, что “трон” Пилата в каком-то смысле “мобильный”, походный – если присмотреться, то это просто некая ткань, натянутая между двумя колоннами не верёвках. Возможно, так оно и было в Италии времён Тинторетто (либо это был принятый приём изображений тронов). Как бы то ни было, меня во всей это конструкции интересует примерно одно место – я показал его на фрагменте картины ниже.

Насколько я могу судить, в жёлтом квадрате “ничего такого” нет.

А могло бы!

Причиной моего интереса к данному месту является триптих, который я нашёл в Лиссабоне, в музее старого искусства (Museu Nacional de Arte Antiga).

Вот как он выглядел целиком:

Описан он был как Triptych of the Calvary (Голгофа), неизвестного фламандского или немецкого мастера, примерно 1500х годов.

Верхняя панель правой створки триптиха изображает как раз ту самую сцену – “Пилат умывает руки”:

Даже и не особенно внимательный читатель этого блога легко может догадаться, почему меня заинтересовала именно эта панель:

Я писал про “тронные зеркала” уже несколько раз – самый первый постинг был про тронное зеркало в истории Св. Урсулы (Speculum ursus pontufex), затем “зеркала” нашлись на троне Царя Соломона, а потом и на троне самой Марии (Мария и Тронные Зеркала).

Разумеется, во всех этих случаях это не зеркала в нашем понимании этого слова, а некие “зеркалоподобные” артефакты, точный смысл и назначение (и название) которых пока мной так и не понят. Ближайшую по отношению к этим тронным “зеркалам” попытку интерпретации я делал для “женских” зеркал (см. ~ 1002 девственницы и их (якобы) зеркала), хотя потом оказалось, что многие (если не все) смыслы этих артефактов вполне переносимы и на мужской контекст – см. Зеркала в “мужском кластере”.

Но до этого момента мне никогда не попадались зеркала Понтия Пилата! Это кажется самоочевидным, но возможно, есть смысл сказать это прямо – речь, разумеется, не идёт о том, было ли на троне Пилата зеркало (не было). Речь идёт о том, что подобные предметы вполне могли быть на (некоторых) тронах (некоторых) правителей Фландрии или Германии 14-16 веков – и тогда (и поэтому) попасть на работы некоторых мастеров того времени.

Более пристальный взгляд в это зеркало показывает, с одной стороны, что оно довольно похоже на многое предыдущие образцы – оно круглое/конвексное, помещено в золотую (или позолоченную) раму, с некоторыми завитушками по периметру, и висит на металлической (золотой?) цепи, некоторым (не вполне понятным) образом присобаченным к ткани трона. Ткань эта, кстати, называлась cloth of honor, или cloth of state.

Попытки разобрать, что же там такое отражается, не были особенно удачными. В левой части мы видим что-то, похожее на окно, с центральной перекладиной (хотя в интерьере на самой картине вы видим не окно, а арку). Справа – некий нимб (?); был ли он попыткой изобразить нимб Христа (что оптически было бы неверно)? Или чем-то иным?

Минимальные игры в фильтры ясности не добавили:

Очень интересной особенностью именно этого “зеркала” является то, что оно расположено в непосредственной близости от Христа  – за всю долгую историю ковыряния с этим предметом я нашёл всего раз-два, и обчёлся примеров такой близости.

Один из таких примеров – “зеркало” в сцене Брака в Кане Галилейской, изображённой Хуаном де Фландесм (Juan de Flandes) – тоже добавляет интересных обертонов к этой истории (см. Иисус и Зеркало (ли?)).

Короче, можно описать это как “интересный кейс и всё такое” и закрыть постинг.  Но – аппетит же просыпается во время еды! Разумеется, мне тут же захотелось найти массы подобных “зеркал” и на других изображениях Пилата и Христа.

Сразу скажу, что “масс” точно не получилось, даже и одного такого же найти пока не удалось – но какие-то интересные вещи нашлись, поэтому поделюсь тем, что есть.

Вот панель с этой сценой Альбрехта Альтдорфера (Albrecht Altdorfer). Она написана около 1520 года и является частью так называемого Алтаря Святого Флориана (названного так по имени монастыря Св. Флориана ордена августинцев-каноников, расположенного возле города Линц).

На этой панели мы находим все те же элементы, включая и богато отделанный трон. На котором, правда, нет зеркала 😦

Но какие-никакие зеркальные отражения на этой панели есть. Если посмотреть на доспехи и шлемы солдат, толпящихся вокруг Иисуса, то там можно увидеть отражения окружающих предметов:

На самом деле, что-то подобное можно найти и на португальской панели выше, где в шлемах солдат тоже можно различить отражение окружающих предметов (хотя и не очень чёткие):

Ещё лучше их видно на другой, нижней панели этого крыла, изображающей Христа, несущего свой крест:

Трудно сказать наверняка, но эти шлемы первоначально могли быть и более “зеркальными”, а потом потускнеть от времени. Но даже и сейчас на некотрых из их поверхностей вполне можно разобрать какие-то сюжеты – забавно, конечно, находить там всё те же рамы окон, при том, что сцена-то происходит на улице, так сказать.

 

Наверное, самым известным примером изображения таких зеркальных доспехов поблизости от Иисуса является знаменитая панель Босха (я тут показываю только соотвествующий фрагмент).  Я помню, что раньше этот блик на шлеме охранника был более тусклым, но прямо таки засиял после реставрации.

 

Сюжет был довольно популярным, судя по всем, и сохранилось множество версий и подражаний. Работу, показанную ниже, долгое время тоже считали принадлежащей самому Босху, но сейчас она описывается как выполненная одним из последователей, около 1520 года:

С разбегу может показаться, что Христос тут пускает какие-то мыльные пузыри – на самом деле это всё те же элементы доспехов, просто начищенных до зеркального блеска.

Вот ещё одна картина – не слишком известного немецкого мастера Ханса Мультшера (Hans Multscher) – точнее, он просто более известен как скульптор, и у него не так много картин. Но этой (1437 года), мы снова видим трон, и снова без “зеркала”.

Ещё одна композиция – тоже очень выразительная, но тоже беззеркальная, выполненная неизвестным мастером около 1500 года. На ней хорошо виден трон – точнее, его часть – и в этой связи возникает подозрение, что какой-то кусок картины мог пропасть. Но даже если и нет, то картина такая тёмная (по крайней мере, в том месте, где трон), что сказать что-то определённое трудно.

Мне попался очень характерный пример этой проблемы (к счастью, в данном случае вместе с решением). Вот очередная панель с Пилатом и Христом (и троном). Как водится, всё так темно, что ничего не видно.

Но  – выше это версия до реставрации, а вот фрагмент той же картины, но уже после:

Зеркала там так и не появилось, к сожалению, но зато появилась уверенность (какая-никакая), что его там нет. Картину приписывают очередному анониму, описанному как Unknown Nordic Master (ок.1560). Сейчас картина находится в коллекции Ватикана, а вот тут можно прочитать небольшую заметку и про саму работу, и про процесс её реставрации.

Ещё одна панель, тоже немецкого мастера (предположительно из Кёльна), и тоже анонима, начала 16 века – и та же самая история – там на троне могло бы быть “зеркало”! (но так ли это, мы уже не узнаем):

 

Но что это мы всё по “неизвестным анонимам”!

Сюжет с Пилатом неоднократно изображали и самые именитые мастера. Вот например, панель мастера, описываемого как Master of Cappenberg (хотя некоторые исследователи считают её работой Яна Багерта (Jan Baegert), сына Дерека Багерта), примерно 1520 года. “Зеркало” в положенном месте на троне сильно бы её украсило, но увы.

У самого Дерека Багерта, кстати, тоже есть работа на эту тему – с довольно видным троном, на котором, однако, тоже не видно никакого зеркала (примерно 1500 г.).

А это, наверное, самая красивая из всех работ про этот сюжет, которые я собрал:

Панель написана Хансом Гольбейном Старшим (отцом более знаменитого Гольбейна Младшего), и относится к серии так называемых Серых Страстей (Grey Passion), созданной в 1498-1500-х годах. Большинство из работ действительно почти монохромные, выполненные в технике гризайль, они действительно пепельно-серые (хотя некоторые, как вот эта, например, имеют более тёплый, “костяной”, оттенок). На сайте можно посмотреть репродукции почти всех панелей, которые сейчас хранятся в музее искусств в Штутгарте.

Почти все работы, которые я показывал выше – картины, выполненные в той или иной технике. Разумеется, существовало и множество рисунков и гравюр по мотивам этой истории. Один из самых знаменитых примеров – гравюра Альбрехта Дюрера, настолько знаменитая, что её использовали для сюжета марки, выпущенной в 1971 году, к 500-летию со дня рождения этого немецкого художника.

Сама гравюра создана около 1505-го года.

Но у Дюрера была и другая, менее известная версия этой работы. Точнее, он создал, чуть позже, в 1509 году, целую серию небольших, примерно 9 х 15 см, гравюр, показывающих весь этот суд шаг за шагом.

Вот, судя по всему, первая, показывающая момент, когда Христа привели к Пилату в первый раз (отмечу, что тут никакого трона нет).

А вот встреча Христа с царём Иродом – интересно, что он тоже сидит на троне, и в этой связи гравюру тоже иногда ошибочно описывают как “Христос перед Пилатом”. На троне Ирода у Дюрера “зеркал” нет…

…а могли бы и быть!

Дело в том, что раньше, и другому поводу, я уже показывал примера “зеркал царя Ирода”. Первое такое промелькнуло во время рассказа о Чудо-Алтаре в Дортмундте, на одной из многочисленных панелей которого изображена сцена с царём Иродом, замышляющем избиение младенцев ( ps: Хотя, как меня справедливо поправляют в комментах, то был другой Ирод, так называемый Ирод Великий, или Ирод Строитель – это он, согласно преданию, приказал забить всех младенцев в городе; Антипа был его сыном).

На его троне видно как раз то, что я искал и на всех этих “тронах Пилата” – пресловутый “зеркалоподобный” объект. Алтарь сделан в 1521 году.

 

У меня есть и другая работа с “царём Иродом и зеркалом” – тоже “суда”, но совсем другого. На этом стеклянном витраже изображена сцена встреча Ирода (на этот раз Антипы) с Иоанном Крестителем (которая для последнего кончилась очень плохо). Интересно, что сам Ирод ничего такого против Иоанна не имел, и якобы приказал казнить его только в ответ на просьбу своей приёмной дочери Саломеи – судя по всему, на этой работе именно она сидит по левую руку от Ирода, а не его жена Иродиада, мать Саломеи.

Поскольку нас интересуют только мыши зеркала, то вся эта семейная (мело)драма является лишь фоном для обнаружения вполне себе “зеркала” на троне Ирода. Причём годного “зеркала”, даже и с изображением отражения (крестовины, заметим).

Но возвращаясь снова к Дюреру. У него в этой серии ещё одна интересная гравюра, тоже с троном.

На которой изображён очень важный для всех этих событий персонаж, показываемый, несмотря на всю его важность, не так часто. Это Каиафа (Joseph Caiaphas или просто Caiaphas), первосвященник Иудеи в те времена. Согласно Евангелиям, это именно он настоял на решении Синедриона казнить Иисуса (и собственно говоря, именно эта гравюра должна начинать серию).

Каиафа тоже сидит на троне (и в данном случае снова без “зеркала” – но я сразу предупреждал, что с зеркалами в этот будет не очень густо).

Зато во время всяческих поисков  материалов для этого постинга я наткнулся на картину Рембрандта, про которую совершенно не знал до этого, тоже показывающую Каиафу:

Тут, правда, совсем другой момент, After, так сказать, когда Иуда возвращает им тридцать сребреников (они лежат на полу перед троном). Но зато на самом троне мы видим огромную блямбу – которая технически не могла быть зеркалом, конечно, но зато могла выполнять там ту самую “работу”, которую потом поручали делать уже стеклянным “зеркалам”.

Я совершенно не знаю, откуда у Рембрандта взялся этот образ (это бы надо отдельно поизучать), но он совершенно неслучайный, судя по всему. Нечто похожее мы видим и на другой, более поздней его работе, про эпизод с Иисусом и грешницей, где на заднем фоне тоже висит похожий щит-герб:

Картина с Каиафой написана в 1629 году, а Грешница – в 1644. Интересно, что у Рембрандта есть работа и про Христа и Пилата тоже – я, к сожалению, смог найти только ужасно убогую копию, и ничего внятного про неё сказать не могу.

Известна гравюра, сделанная на тот же сюжет (а может, это картина была написана как продолжение этой работы, на знаю). На гравюре можно рассмотреть больше деталей, и видно, что “зеркалом” тут тоже, скорее всего, “не пахнет”.

Но возвращаясь снова к Дюреру – у него есть и гравюра про вторую встречу Пилата с Иисусом, уже с “умыванием рук”.

Если понимать “трон” как только что-то за спиной Пилата, то там вроде бы ничего “зеркального” нет. Но на боковой, слева для Пилата стене можно разглядеть очень необычный предмет – его видно и на гравюре выше, и я попытался сделать его ещё более заметным соляризирующим фильтром:

Это непохоже на зеркало – но опять же, очень похоже на некий герб, символ власти, выполненный в форме солнца, технологической реинкарнацией которого могли потом стать стеклянные конвексные зеркала. Очень интересный такой объект.

Ниже я просто покажу ещё несколько работ – на которых не будет зеркал, но которые просто интересны, “сами по себе”. Так что оставайтесь с нами!

Вот гравюра Хендрика Гольциуса (1596)

Это фрагмент листа псалтыря, примерно 1460-х, с иллюстрациями Виллема Вреланта (Willem Vrelant)

А это более ранняя, 1420-х, ксилография снова неизвестного немецкого мастера:

Сцена изображалась не только в 2D, но в объёмных рельефах, как, например, на этом алтаре в Оксбурге (The Oxburgh Retable).

Алтарь сейчас находится в Норфлоке, Англия, но выполнен он был в 1520-30-х годах в Антверпене. Одна из его панелей показывает как раз сцену с судом Пилата. У меня есть только эти плохонькие фотографии, поэтому я могу лишь сказать, что трон там есть, и похоже, что “зеркала” там нет – но может, и есть, в верхней части, которую видно очень плохо.

Да что там Англия – мы тут буквально вчера гуляли по местному городку Э., и в одной из его церквей (Augustijnenkerk) я увидел вот какой барельеф:

Знакомые всё лица, знакомые всё троны. Интересно, что том месте, где я обычно ищу “зеркала”, висит табличка с надписью Habetis Legem, что в переводе часто значит Повинуйся Закону

Довольно важным является то, что все эти зеркала/”зеркала” появляются только на работах “северных” мастером (фламандцев или немцев), и только этого периода (скажем так, 15-16 века). На работах итальянцев этого же времени никаких намёков на “зеркала” нет, там просто вся обстановка этой сцены другая:

Это пример картины некто Ludovico Mazzolino (примерно 1510 год); а ниже более поздняя работа, Domenico Falcini, примерно веком позже:

***

Собственно, на этом и всё – остаётся только добавить, что “будем искать”, теперь и в сюжете с Пилатом тоже.

PS: Обнаружилось ещё несколько примеров Зеркал Пилата – см. Пилат и последствия

 

Advertisements

5 thoughts on “Понтий Пилат в зеркалах

  1. Как Внимательный Читатель данного сериала, не могу не отметить, что плавный переход от Ирода Антипы к Ироду Великому и обратно какой-то чересчур плавный. Или мне кажется?

    • О да, это могло случиться; я по обыкновению, “крупными мазками”. Я в своё время разбирался с этими Иродами (как раз, когда писал про Иоанна Крестителя – http://ow.ly/UY6nz – но потом это всё забывается, и снова несёшь чушь. Спасибо за обратную связь, я попробую “восстановить правду”. Ещё пардон за задержку с ответом, я тут отбегал по делам.

  2. Уважаемый Автор, во-первых большое Вам спасибо за этот труд, за подборку невероятных материалов, за их интерпретацию, анализ и отдельное спасибо за стиль, которым это все изложено. Я бы хотела вас процитировать, но нигде не обнаружила Вашего ФИО и других данных. Посты не подписаны, в ABOUT тоже ничего.
    Или вы сохраняете инкогнито или просто я не нашла.

    • Спасибо за лестную оценку, рад слышать, что что-то вам тут показалось интересным! В моём случае это, наверное, называется “сохраняю инкогнито”, я действительно нигде не пишу кто я такой; старая интернетная привычка.

      Но в наши дни можно же просто ссылаться на блог как он есть – т.е., “В блоге Specularum пишут etc.” Вообще, Specularum – это русскоязычная инкарнация более крупного проекта Art Mirrors Art – https://artmirrorsart.wordpress.com/, http://art-mirrors-art.tumblr.com/ и несколько других полянок.

  3. Pingback: Великий пост. Евангелие от Матфея 27-28 — Блог колледжа "Наследие"

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s