Последние зеркала, найденные в Сарагосе

Я написал уже два постинга (№1 и №2 )про всяческие зеркала и зеркалоподобности, которые попались мне на пути в Сарагосе, но решил закинуть невод море в третий раз – и потому что первые два хотя и принесли какой-то улов, но всё-таки не такой большой, как я рассчитывал, а ещё и просто “для порядку” – раз уж мы таки выбрались в Музей Сарагосы, то почему бы не написать и про него?

Как часто бывает с музеями, постинги про них пишутся в акынском стиле – что увидел, то и спел. В этом блоге я, разумеется, буду петь узко, только про зеркала, если кому-то интересно более обширное пение, то множество картинок из музея можно найти в другом блоге (Museum of Zaragoza: Medieval Art, Roman Art, Other Art (включая Гойю).

Выше – плакат, которым встретил нас музей; выглядел он многообещающе.

И коллекция средневекового искусства и правда в музее впечатляющая; пусть там в основном и только местные мастера, но зато работы отобраны отличные.

В музее можно свободно фотографировать (и там было изрядно количество людей, несмотря на вечер, что не так плохо, потому что мне нравится снимать не только картины, но и то, как их смотрят люди).

Но вот с зеркалами в средневековом отделе вышел как раз облом, их так не оказалось нисколько.

Ближайшим намёком был только щит Св. Михаила (но в данной версии совсем не зеркальный):

Martín de Soria – Saint Michael defeating the dragon (c.1449)

Вот его (щита, а не дракона) фрагмент на всякий случай:

Никаких зеркал (или “зеркал”) не оказалось ни в сцене Благовещения (Jaime Serra – Annunciation (c.1381))

ни в сцене Рождения Иоана Крестителя (Jerónimo Cosida – Birth of John the Baptist (c. 1580))

В Римском отделе зеркал тоже не оказалось (я рассчитывал хоть на какие-никакие металлические).

Зато там оказалось потрясающее мозаичное панно, чистой воды оп-арт; кроме того, почти всё, что круглое и солнцеподобное, мне дефолтно-интересно.

Этот медальон не римский, конечно, он изготовлен в 17 века примерно, но мимо него я тоже не мог пройти:

А это вообще очень интересная стела – по описанию, примерно 900 г. днэ, изготовленная какими-то местными племенами, и установленная как надгробие:

Первым “настоящим”, безо всяких намёков зеркалом стал известный рисунок Гойи – Hasta la muerte (1799)

Я про него знал давно, хотя у меня он был в более обычной, скажем так, версии:

То, что показано в музее – прижизненные оригиналы, на которых и сразу было больше чернил, чем надо бы, а потом они со временем совсем почернели. Поэтому выглядят рисунки совершенно по-другому (да ещё и напечатаны на очень текстурной бумаге).

У Гойи не так много работ с зеркалами (и все мне известные – гравюры, не картины), и мне он не очень нравится, поэтому не знаю даже, доберусь ли я когда-нибудь показать что-то ещё из его зеркал.

Новых зеркал попалось два. Одно – на сложно-закрученном довольно типичном автопортрете с моделью и зеркалом, некто Rafael Hidalgo de Caviedes (ничего про него не знаю), написанном примерно в 1896 г.

Вот тут видно ещё лучше видно, что картина в ужасном состоянии, холст сильно перекошен:

Также предполагаю, что без каких-то аллюзий на Менин Веласкеса не обошлось:

А последнее зеркало было довольно забавным – оно нашлось на картине Antonio Muñoz DegrainExam on the Doctrina Christina (1876)

Cудя по всему, тут изображена сцена некоего экзамена по “христианским манерам”, процедура совершенно мне неизвестная (но на первый взгляд забавная, антропологически-забавная)

Про роль в этом все зеркал я тоже ничего не скажу – с большой вероятностью, оно тут просто в качестве элемента интерьера – хотя кто его знает, как они там сдавали экзамены тогда?

THE END (этой истории, а будет ещё множество других)

Leave a Reply

