Tooling the Mirror of Future

Постинг этот будет сложный, точнее, он таким был во время обдумывания и записывания; теперь мне самому многое понятно на уровне “само собой разумеется”, но, боюсь, это не будет казаться любому постороннему читателю. Он не просто даже рефлексивный (а то и мета-рефлексивный), он ещё и про-флексивный, то есть, и про прошлое, и про будущее, и заодно и про кто_виноват и что_делать.

Корни многих их этих дум растут из пресловутого манифеста про Зерцала Будущего, в котором, хотя и несколько туманно, была сделана некая заявка на создание инструментов для дум о будущем (причём, инструментом лучшего качества, чем те, что обычно используются сегодня). Заявка была сделана, но потом начался поток историй aka текучка постингов, каждый из которых явно – но чаще не очень явно – содержал и те самые думы о будущем, и даже какие-то хилые закосы на инструментарий, но обычно настолько хилые, что мне и самому часто уже не понять, про что был закос-то.

И вот. Пришло время попыток разглядеть лес за отдельными зеркалам, причём, и Прошлый Лес, и Лес Будущего. Задача сложная, и за один шаг она не решается. Решается она за три-четыре

Если всё делать “по науке”, то первым таким шагом должен бы стать анализ всего корпуса историй, написанных к этому моменту, и выделения их них тех самых уроков (as in lessons learned), примеров различных интересных трансформаций сознания. “Интересный” тут трудно определить точно, это такое очень качественное Before & After, большего масштаба, чем просто “я не знал про этот фактоид, а теперь прочитал статью википедии и знаю”.

Но не менее сложным является и описание know-how, так сказать, тех приёмов (=tools), которые применялись и которые помогли таки вытащить конкретного барона М. из конкретного (зеркального) болота. Первые же попытки показывают, что приёмы это плохо формулируются, редко ходят одни и норовят видоизменяться от истории к истории. Но даже самые-самые простейшие описания таких методов были бы хорошим, годным шагом по направлению к пресловутому Зерцалу.

Последующие шаги уже были бы уже прагматическими, и технически выходили бы за рамки этого блога точно (если только не считать примеров применения этого инструментария именно к думам про зеркала будущего (например, в форме критики сегодняшних проектов в этой области).

Но “анализ всего” – такая штука, которая сразу отпугивает людей с аллергией к сбору всех трусов, поэтому траектория была несколько срезана (as in shortcut).  Некоторые из читателей этого блога были опрошены на предмет того, как из зеркальных историй их запомнились больше всего, были самыми яркими, в том числе, и в смысле “трансформаций сознания”.

Тут меня, кстати, поджидало некое разочарование изумление: имея в виду, что историй в этом блоге уже под 150 (откидывая всякие служебные записи, это всё равно даёт около ста полновесных кейсов), я ожидал, что проблема будет с отбором.

Проблема была с памятью.

{В качестве маленького упражнения я могу предложить регулярным читателям этого блога принять участие в маленьком опросе – не читая этот постинг пока дальше, вы можете тоже написать сейчас, сколько зеркальных историй вы помните, и если таковых много – какие 7±2 из них кажутся вам наиболее интересными. Результатами можно поделиться в комменте, например.}

Вот какие получились результаты про опросе некоторой из читательницы:

1. (не) Зеркало Арнольфини

Это, разумеется, не один постинг, и не два, а целая серия, тема, которая разворачивалась на протяжении нескольких лет (да и продолжает разворачиваться), про “так называемые зеркала”, которые на самом деле были “чем-то другим”, некими важными религиозными объектами, смысл и назначение которых со временем позабылся. Точнее даже, не позабылся, а подменился, на другой, и так икона стала “зеркальцем”. Эта история интересна ещё и тем, что “разгадка” вроде бы лежит на поверхности (и в случае пресловутого зеркала Арнольфини так и вообще растиражирована миллионными тиражами, но при этом продолжает игнорироваться (=феномен гориллы в комнате).

2. Сюзанна и Старцы

Я привожу тут только одну историю (и фрагмент только одной картины), но в более широком смысле речь идёт о ряде библейских историй (Вирсавии, например), в изображении которых вдруг внезапно стали использоваться зеркала. Интересным тут был и сам библейский смысл (зачастую неизвестный – мне, например, и, как я полагаю, огромному – и растущему – числу людей), но при этом его неоднозначность, хотя бы потому, что сама Библия тоже многократно переинтерпретировалась, и любая история в ней имеет сложную и многослойную систему истолкований, в том числе, и визуальных.

3. История про Армиду и Ринальдо

В каком-то смысле, это вариант предыдущего случая, но важным отличием является то, что её мифологический фрейм был полностью выдуман, то есть, это пример чистой воды мифотворчества, на ровном месте, но такого, которое потом стало частью канона (и в народе часто зовётся апокрифом, в широком смысле этого слово).

4. Зеркало Мадонны/Ведьмы

Какой-то своей частью эта история пересекается с самым первым случаем, но на самом деле смысл этого кейса в другом, в феномене быстрой и радикальной замена смыслов (зеркал, в данном случае) в “реальной жизни” (и потом в искусстве). В случае Мемлинга это произошло в рамках одной творческой биографии, так сказать, но мы видим и массу других примеров (тот же Босх). Всё, конечно, было сложнее, чем просто замена А на Б (M на W), и выглядело как сосуществование, часто парадоксальное, нескольких систем смыслов.

5. Смена Форм – и Значений (зеркал, во время Золотого Века)

И снова, речь не идёт о какой-то одной картине (Нетшера, в данном случае), а о всём процессе постепенной смены и дизайна зеркал, и их положения в интерьере дома, и их статуса в обществе (в том числе, и в результате снижения их цены – но и роста благосостояния этого самого общества). Я описывал некоторое количество таких случаев, но голландский Золотой Век – самый яркий пример (и по-прежнему не до конца расследованный, поскольку там ко всему прочему примешивается и смена смыслов (ритуалов), связанных с зеркалами, а не только “голая экономика”.

6. Жизнь и Зеркала (Дега) 

Цикл про Дега был и самым первым, и до сих пор одним из самых мощных примеров “биографического” расследования, когда видно, как формы изображения зеркал (и физические, и смысловые) переплетаются с Судьбой, назовём это громко. И сам факт подобной эволюции интересен, и необходимость ковыряния в разного рода “белье”, чтобы понять, что, как и почему там было (то есть, где Судьба, там и Фрейдизм).

7. Зеркала и Виньетки 

Если в случае Дега тянет писать Судьба с Большой Буквы, но для таких событий, как “зеркала в кимоно” Брейтнера (а также многих других, конечно) хочется не просто снять эту большевизну, но и вообще снизиться всё до “а вот ещё был случай”. Небольшой эпизод, незначительная виньетка, история малых дел – как всё это отражается в зеркалах.

8. Личные Культуры Зеркал

С Бекманном в каком-то смысле всё тоже – небольшая личная история, но на деле всё оказывается сложнее. Ужасно сложное для какого-то разгадывания снаружи сочетание личных (семейных) мифологий и Больших Культурных Историй, когда не просто важно хорошо знать, скажем, Фауста – и оригинал, и все обертоны последующих его прочтений, но и прочтение в данной конкретной семье. Представить на минуту, что Набоков был художником – и попытаться потом “интерпретировать” те зеркала, которые бы он написал.

9. Зеркала и Прелести По-Мо

В самом узком смысле это была бы история про Менин и, возможно, история интерпретаций одной этой картины и её зеркала (имеется в виду – интерпретаций арт-критиков, историков, философов итп) – что само по себе огромная тема, конечно.  Но узкого смысла не получается никогда, а в широком это немедленно все сотни, если не тысячи реинтерпретаций и реаппроприаций, и потом тут же стёба уже над реаппроприациями и так далее до культурного абсурда.

10. Зеркала Here & Now

Вполне вероятно, что Аниш Капур и его зеркала вспомнились потому, что я при них писал совсем недавно – а может потому, что их “арт-производство” продолжается прямо на наших глазах. Капур – единственный их художников в этом шорт-листе, который до сих пор и жив, и активно работает (но можно и по-другому сформулировать – единственный их ныне живущих мастеров, который попал в шорт-лист). Как бы то ни было, и его зеркала интересны, особенно Cloud (Bean), но и то, что взаимодействие с ними происходит в режиме реального времени.

*** 

Мне все эти истории дороги – но, как впрочем и другие N минус эти 10. С другой стороны, получился хороший набор, и с точки зрения тем, и с точки зрения методов работы с этими темами, тех самых “инструментов”. Ни темы, ни инструменты не соответствуют друг другу один к одному (то есть, не такого, что для этой темы используется вот такой метод, а для вот этой – специальный другой. И “темы”-то в реальности сильно перемешаны, а уж инструментарий и совсем ad hoc (ad hoax?) Но как я уже сказал, это не такая уж и плохая подвыборка; скорее, неплохая. Даже хорошая.

xxx

Но как и в случае с самими историями-темами, я (точнее, снова мы) попытались сформулировать те “штуки”, которые применялись в том или ином случае – в надежде, что получится некое подобие набора инструментов на все разные зеркальные случаи.

В самом широком смысле главным инструментом является, как ни странно, один и тот же – Контекст.  Точнее, Больше Контекстов, Хороших и Разных. И по сути, та или иная методика может описываться тем, какой (или какие) контексты были использованы, и как они были представлены во время работы.  Поскольку лозунгом тогда является “В надежде на правильный контекст”, все иллюстрации “инструментов” ниже я тоже сделал при помощи фильтра Hope.

Итак, Context in Hope.

1. Cоциальная антропология зеркал 

Это может звучать очень общо, но именно то, что использовалось – согласно примерно такой вот формулировке “social anthropology is the study of all peoples everywhere – what they make, what they do, what they think and how they organise their social relationships and societies”. В данном случае всё началось с вопроса “what they make”, что они делают, и как, и уже потом – для чего, как используют и далее по порядку.

2. Biblical Studies

Это, конечно, не полномасштабная библеистика, но в целом да, необходимость и знания, и постоянного перерывания этого первоисточника совершенно необходима для понимания практически всех культурных артефактов Европы с какого-то времени и по сейчас (а теперь и не только Европы). Соответственно, тут же нужны и многие (пере)интерпретации этого текста (протестантство только один из примеров таковых). Собственно, поэтому и моя оторопь при попытках анализа индийских или китайских зеркал – без знания аналогов их “библий” это всё напоминает детский лепет.

3. Новые Мифы

История с R&A с одной стороны только подтверждает предыдущий инструмент (правда, несколько расширительно, как историю христианства), но тут же является и примером другого – что всё время нужно следить за появлением новых мифологий, новых идеологий (и их “первоисточников”). Возможно, “мифология” – это слишком сильно для одной книги – но, скажем там, и Библия же это только “одна книга”. Прямо на наших глазах рождается, например мир Игры Престолов – и уже сейчас множество культурных цитат и аллюзий не понять без знания текста (и контекста – фильма, например). Ещё через какое-то время этот контекст подзабудется, и вместо него легко будет подставляться что-то другое.

4. Beware Conspiracies! 

В каком-то смысле это то же самое, что и 1. – сиди себе и понимай материально-культурные контексты. Но есть нюансы, а именно, понимание того, как быстро всё может меняться, примерно как “ничто не стоит на месте, и два раза в одно и то же зеркало не посмотреться”.  Ещё важный урок (и навык для развития) – удержание нескольких противоречащих друг другу версий (а если случилось иметь только одну, то тут же к ней придумывать ещё несколько).

5. Историческое материаловедение 

Опять же, если совсем на пальцах, то это про “матчасть надо знать”. Роль технологий, материальная культура, spaces & enablers, вот это всё. С одной стороны, после Анналов, после Material Cultures (довольно символично непереведённую на русский язык) – это как бы ломиться в открытую дверь. Но без каких-то специальных – и эксплицитно вставленных покаёк (см. Poka Yoke) можно легко попасть в полностью безматериальное забытье; прицессы не какают, takoe.

6. Роль биографии личности в истории 

Звучит банально, когда написано явно, но демонстрируется массой проколов, когда анализ проводится без какого-либо учёта жизненных траекторий – от простейших фактов возраста (картина писалась когда художнику было 20 или 80 лет?) и до более сложных личных контекстов творчества.

7. Анекдоты жизни

Предыдущий пункт, но доведённый до экстрима. От социальной антропологии – к психоаналитической сессии (“психоанализ” тут надо понимать очень расширительно, разумеется).

8. Как, наконец, научиться понимать набоковых и джойсов 

Более современный вариант – Пинчонов. Кто б меня тому учил – я б её послушал. Рецепт, конечно, похож на предыдущий – поскольку знаем, из какого сора, то в соре и роемся; девушки в цве горы трусов по направлению к сва обретению смыслового спектра (спектрального смысла?)

9. Горы трусов, теперь мультимедийно

Здравствуй, племя пост-модернистское, фрикономное. Симулякр на симулякре сидит и симулякром погоняет. В старом жж у меня моттом работала цитата из Райхмана (John Rajchman, The Deleuze Connections)  – “We must always make connections, ever more connections, since they are not already given.” Лучшего метода я пока не придумал.

10. Now in cloud!

Как говорится – всё то же самое, только ещё быстрее; here & now, режим реального времени, cocacolaboration, утром написал, вечером получил повестку в суд от артиста, из судилища вместе сделали перформанса, как-то так.

_ _ _

Осталось теперь всё это оформить дизайнерски, и выдать за новый тулкит для работы со старым нашим будущим.

Ещё бы лучше вот так вот взять, и применить эти инструменты, поэксплицитнее да подидактичнее, к какому-нибудь живому случаю. Может, и подвернётся какой-никакой стартап с очередным “зеркалом будщего”, посмотрим.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s