Ещё к арт-зеркалам Чикаго

В каком-то смысле этот постинг тоже относится к жанру “рандеву” – но и не только, в нём будут попадаться и “новые, неведомые” (мне) зеркала тоже. А ещё он тянет и на некий другой жанр, этаких обзорных, акынских, “что вижу, то и пою” постингов. Последние такие были после поездок в Мадрид, но в принципе они завелись довольно давно уже. Интересно, что один первых таких постингов, про TEFAF, тоже был некоторой заплаткой, наложенный на блоготело после большого-пребольшого перерыва.

Но ещё можно добавить, про что этот постинг *не* – он не про этрусские зеркала, например, несмотря на то, что он начинается с одного практически классического примера такого зеркала (см. выше).

Про этрусские зеркала я собираюсь написать уже давно, но в этот раз снова не про них. Показанное выше хранится сейчас в Art Institute of Chicago, который находится практически напротив Облака Капура, и который в этой связи мне тоже удалось посетить.

Рассказ, таким образом, будет про “зеркала-в-искусстве”, которые мне там попались на пути (и часть из которых даже зацепилось моей камерой). Ниже, например, то же самое зеркало, что и выше, но сфотографированное мною (а не музейным фотографом):

Мне моя версия нравится больше, но в целом это очень спорный вопрос, нужно ли будет ходить в музеи, если они начнут выкладывать все свои коллекции онлайн (как это сделал Rijksmuseum в Амстердаме, например). Пока я могу убедить себя ходить пешком хотя бы в те музеи, которые позволяли фотографировать (и в это связи у меня есть шанс получить фотографии бОльшего размера, чем те, что выложены у них на сайте) – например:

Но это всё тоже может скоро измениться (и тот же Амстердамский музей уже выдаёт ОЧЕНЬ большие картинки, которые позволят рассматривать мельчайшие детали).  А если бы музеи ещё бы и свою основную работу (= as in “показ искусства в его разных контекстах”) делали получше, тогда бы и вопросы “ходить – не ходить” не стояло.

Например, то же зеркальце показано “просто так”, именно как зеркальце, и ничего больше. Хотя в описании открывается более интересная история

“Found in women’s graves, bronze mirrors [этрусков] were luxurious personal possessions used in life and then buried with the dead for use in the afterlife.”

на при этом ни контекст такого захоронения, например, не показан, ни про смысл такого “зеркальца” не сказано ни слова. В данном случае не только сам факт погребения зеркальца интересен, но сюжет, выгравированный на его задней стороне – считается, что это богия Эос, которая держит на руках своего сына Мемнона, убитого во время осада Трои Ахиллесом (что, в свою очередь позволяет предположить, что это очень позднее этрусское зеркало, начала 5 века днэ примерно, когда и этруски-то были уж не те).

Ниже – пример ещё одного этрусского зеркала, и тоже довольно загадочного: вот его “передний вид”:

А это вид сзади, но изображения на нём практически не видно:

Но в данном случае интересна не столько гравировка, сколько ручка зеркала, сделанная в форме статуэтки крылатой женщины. Предполагается, что это Ласа ( Lasa), богиня судьбы у этрусков, очень важная и сама по себе, но ещё и потому, что она считалась основной помощницей Туран (Turan), богини Любви и Красоты (аналог Афродиты у греков и потом Венеры у римлян). То есть, с одной стороны это всё выглядит довольно банально (где Венера, там и зеркальце, и наоборот), но вот эта вот вся (за)могильная тема заставляет задуматься, а не зарыто ли там что-то другое?  Но да ладно, про этрусков всё равно надо будет отдельно писать, так что закруглюсь пока.

Как я часто пишу, подобные предметы ужасно интересны, но технически они не являются предметом этого блога (поскольку они сами и есть зеркала, а не их изображения в чем-то другом). В том же музее было ещё несклько примеров “просто зеркал”, и раз такая перепись населения, то выложу и их тоже.

Это красивое зеркало было описано как “английское, первой трети 18 века”:

Вот его деталь (довольно интересная “раковина”), крупно:

А это тоже английское, но чуть более ранее зеркало, самого начала 18 века.

Интересно, что его рама тоже сделана из зеркала, точнее из стекла, позолоченного с внутренней стороны (тн verre églomisé):

Последний пример “просто зеркала” довольно сложный, оно тут встроено в изощрённый кабинет, сделанный в Англии, но в а-ля китайском стиле:

Пара примеров уже “настоящих” зеркал-в-искусстве, но совершенно мне до этого неизвестных. Что и немудрено, конечно, обе картины написаны латиноамериканскими мастерами, про которые я знаю примерно ничего.

Один из них – некто Pedro José Díaz, описанный там как очень известный в Лиме конца 18го – начала 19го века художник (но про которого я не нашёл даже маленькой заметки в википедии).

Изображённая тут дама, некто Dona Maria Rosa, должна была была принадлежать к самым-самым сливкам общества (на что указывает не только изобилие на ней жемчуга, но и, например, фламандские кружева, которые кому попало из Европы в то время не привозили). Я бы ожидал в этой связи и зеркало чуть попышнее увидеть, но вот нет, оно тут довольно скромное.

А это намного более ранний (±1670) портрет, анонимного мастера из Куско (тоже Перу), и неизвестной же нам модели.

Зеркало тут и меньшего размера, и другого дизайна (напоминающего зеркала “золотых голландцев“):

Говоря о голландцах, оказывается, в этом музее находится та самая картина, про которую я писал в том постинге, но которой смог найти только ч/б копию – теперь у меня есть цветная; но вот беда, она тоже взята с сайта музея, а не сфотографирована мной. Я посмотрел там много, но далеко не всё, на “всё” не было ни времени, ни сил, поэтому это по-прежнему только полу-рандеву:

Caspar Netscher – Girl Standing before a Mirror (1668)

А вот тоже интересный гибридный случай – про эту гравюру ван Мекенема я писал (см. Неприметные зеркала)

и мне даже удалась там многое рассмотреть получше – несмотря на то, что работа очень маленькая, а в том коридорчике, где она висит очень темно (поэтому и фотография такая нерезкая).

Но зато я нашёл там же и брата (или сестру)-близнеца это работы, так называемую Певицу и Лютниста:

А ещё я узнал, что обе работы входили в ещё более крупный цикл, из 12 гравюр (правда, на тех, что я смог потом найти в сети, зеркал не было).

Случилась там встреча и с ещё одним “незеркалом” – но таким, которое поважнее многих других зеркал будет! Я писал про это панель – которая долгое время была анонимное, но в последнее время приписывается Жану Эю (Jean Hey) – в постинге про 1002 девственницу

и портрет-медальон которого помогает понять смысл и назначение многих других “постельных” зеркал Марии (и не только её, конечно):

***

Но покончим со “стариной”, и перейдём к модерну и пост- (с последним, кстати, случилась оказия, я до него вообще не дошёл, так что хвост этого постинга будет совсем не мой). Но пока что есть.

Есть ван Гог – его единственно зеркало, в трёх экземплярах, один из которых как раз в Чикаго:

Я только очень коротко упомянул эту Спальню в своем Олимпийском Забеге (я, кстати, недавно нашёл второе возможное зеркало ван Гога – см короткую заметку про это).

Нашлась дивная Madame Dietz-Monnim Дега –

У меня, кстати, была довольно отвратная копия, оригинал оказался очень тихих и нежных цветов.

Но ещё внезапно нашлось одно – не то, чтобы совсем неизвестное мне зеркало, но такое, про которое я не написал в своё время в своём эпическом триптихе про Дега.  Этот кусочек каминного зеркала на фоне Henri Degas and His Niece Lucie Degas мне попался уже позже, и я его не стал дописывать в законченный уже текст.

Про Валлоттона я пока ничего не писал – но работу это знал, так что в целом зачот.

И то же самое со знаменитой работой Тулуз-Лотрека Moulin Rouge:

и её зеркалом:

Я не просто знал про них, но и довольно много читал про Тулуз-Лотрека, правда, до постинга так и не дошло пока.

Остальные работы я увидел только в форме карточек в музейном магазине – живыми они не попались.

Berthe Morisot – Woman at Her Toilette (1875)

(Про Морисо я немного писал в постинге о Мане, но она точно заслуживает и своего самостоятельного рассказа).

Ivan Albright – Into the World There Came a Soul Called Ida (1929–30)

Я не знал, что Олбрайт родом из Чикаого – и что в этой связи у них там огромная коллекция его работ; которых я пока все прохлопал. С Олбрайтом и зеркалами вообще интересная история – точнее, никакой пока истории нет, я писал про него давно, ещё в эпоху жж (и когда никаких зеркал даже и в планах не стояло – но уже и тогда именно его “зеркала” мне показались одной из самых необычных сторон его работ).

Paul Klee – In the Magic Mirror (1934)

С Клее встреча была бы самой минимальной – я знал про эту работу, и видел довольно много его работ, но в целом это удивительно “незеркальный” мастер, даже и не знаю, доведётся ли когда-нибудь что-нибудь сказать про него. Типичный кандитат для зеркального Tumblr-a, но не для этого блога.

Roy Lichtenstein – Mirror #3 (Six Panels) (1971)

Лихтеншейн был в своё время отзеркален довольно подробно, так что это был бы совершенно классический случай, буде он состоялся.

ЗЫ: Это не все-все-все работы, но те, которые я пропустил пока, тянут на отдельный постинг, который я надеюсь написать не затягивая.

Leave a Reply

