Зеркала в облаках

Снова большой перерыв, к сожалению. Работы, поездки, очередной кризис смысла, всё как обычно. И так же “как обычно” постинги после перерывов идут очень ржаво, так что каких-то “зеркальных прорывов” в этот раз не ожидается.

Маленький значок выше – попытка теперь и визуально обозначать категорию reunion (или точнее rendezvous), которую я попытался ввести в прошлом году после поездки на встречу с триптихом Дерика Бейхерта. Про несколько новых встреч, которые случилось после той поездки, я уже успел написать (например, про визиты в Prado Museum или Museo Thyssen-Bornemisza), но с другими случились прорухи. Этот постинг – попытка как-то всё это начать латать.

Такие вот “гнутые домики” можно сделать в любом подходящем городе из любого подручного материала – подойдёт и зеркало машины, и собственные зеркальные очки, да и вообще любая металлическая банка.

В данном случае “банкой” работала знаменитая “зеркальная скульптура” Аниша Капура, а “подходящим городом” случился  Чикаго, который мне таки удалось посетить. Про что и будет рассказ:

Фотография выше – не моя (я стащил её из соответствующей статьи из википедии). Как-то так получилось, что после моего рандеву никаких “общих планов” этой скульптуры у меня не осталось. При себе был только телевик, поэтому получилось много кусочков, но вся скульптура в целом в кадр не влезла.

Но сначала про смысл рандеву. Про Капура я писал, как раз совсем недавно (см. Зеркальные скульптуры Капура в Тилбурге и потом про другие Капуры). Но те постинги были в каком-то смысле продолжением более ранней истории про Капура и его зеркала – Аниш Зеркало Капур –  которая, в свою очередь, как раз и начинался с этого самого Зеркального Облака.  В тот раз я не стал про него рассказывать, но всё равно сойдёт для объявления этого постинга именно реюнионом.

На самом деле официальное название этой скульптуры – Cloud Gate (на русский это пытаются перевести как Облачные Врата). Статья на русском в википедии довольно куцая, но там, в частности, можно узнать, что неофициально это работу все зовут “Боб” (что, скорее всего, правда, мне это про говорили несколько русскоязычных обитателей города – но интересно, что они не знали, почему так случилось. Но при этом они были уверены, что и другие, нерусскоязычные обитатели её называют так же. Это не так, разумеется, другие обитатели её называют The Bean – что и стало потом “бобом” в русском переводе, от “бобовые”.

Но это так, фактоиды. По факту в зеркальной “фасолине” и действительно отражаются все те небоскрёбы, которые так расставлены вокруг. На самом деле они и так бы отражаются друг в друге, замысловатые (само)отражения всех этих зеркальных стен – одна их характерных особенностей местности. Я покажу только пару фрагментов, потому что если показывать всё, что я так наснимал, то на отдельный блог получится.

Поэтому “фасолина” просто продолжает делать то, что и весь окружающий её контекст; даже на гуглокарте она умудряется отражать окружающие её здания своей “крышей”:

Но отражение зданий – не основная её работа, так сказать. В основном в этом зоопарке Миллениум-парке (Millennium Park) скульптура Капура работает “отражателем людей”, так сказать:

Которых там даже вечером в этот довольно прохладный весенний день было там довольно много – я даже боюсь представить, что там творится в пик туристского сезона!

Как и положено для городской достопримечательности, многие вокруг активно предавались фото- (и видео-) съёмке, как самой конструкции, так и себя на её фоне.

И тут, конечно, была сразу и обильно заметна основная причина её уникальной “фотогеничности” – вся эта гигантская скульптура является на самом деле одним огромным “зеркалом”, да ещё с элементам гнутых зеркал из “комнат смеха”. Как же тут устоять и не исснимать там и себя, и всё и всех вокруг!

Я думаю, что тот жанр фотографии, который мы сейчас называем “селфи”, был там всегда, но сейчас он должен достичь своего полного экстаза – в том числе и потому, что конструкция позволяет снимать не просто селфи, а мета-селфи – селфи себя, снимающего свой селфи.

Занятие очень заразное, даже если вы не собирались ничего “такого” оригинального там снимать, то очень трудно не “заразиться”, и хотя бы не скопировать несколько приёмов, применяемых другими.

В каком-то смысле всё это место является одной гигантской социально лабораторией, а зеркальная фасолина – своего рода “генератором счастья” (или по крайней мере, медиатором оного). Если бы я был Бахтин, то написал бы, наверное, про карнавализирующую роль “зеркал смеха” (гигантской версией которых эта штуковина и является).

***

Ещё несколько фактов и фактоидов. Идея скульптуры была предложена Капуром во время конкурса на застройку этого самого Millennium Park. Строительство парка и его основных павильонов было начато в 1997 году, с расчётом закончить как раз к millennium-у. Я думаю, что конкурс на это скульптуру был начат примерно в это же время, но не всё пошло по плану, и первая версия скульптуры появилась на своём месте только в 2004 году.

Вот несколько ранних набросков Капура, показывающих эволюцию идеи. Считается, что инспирацией послужила капелька ртути, которая потом плавно превратилась в некоторое подобие фасолеподобной арки.

Вот чертёж конструкции, показывающий более или менее финальный вариант – одно из немногих изображений, которое позволяет понять глубину внутренней впадины (которую прозвали navel, “пупок”).

3D макет конструкции даёт более реалистичное представление, чем чертёж, но и скрывает (точнее, не очень хорошо показывает глубину того самого “пупка”, которую и в реальном мире не очень легко оценить.

Как я понимаю, примерно такое изображение было представлено на суд комиссии:

Здесь уже хорошо видны масштабы предприятия, размер скульптуры – 13 на 20 метров, при высоте 10 метров; высота “ворот” – почти 4 метра на входе, а в центре “пупок” втягивается почти на 8 метров.

В проекте было предложено использовать листы из специальной нержавеющей стали, отполированные до зеркального состояния и состыкованные так, чтобы швов между ними практически не было заметно. Интересно, что проект сначала победил в том самом соревновании (лишь ненамного обойдя второго финалиста, Джефа Кунcа (Jeff Koons), которые предлагал установить в парке огромную детскую горку, правда, тоже зеркальную), и лишь потом эксперты стали задумываться о том, можно ли такое вообще сделать.

Большие вопросы вызывала и сама возможность изготовить подобную скульптуру, и потом поддерживать её в более или менее пристойном виде. Консультации и пробы заняли несколько лет, поэтому собственно строительство началось только в 2003 году. Первоначальная конструкция претерпела значительные изменения, инженеры потребовали включения массы дополнительных конструкций, которые бы обеспечили устойчивость и безопасность всей структуры. Например, изначально вес конструкции должен был составлять около 60 тонн, но в конце общий вес превысил 100 тонн.

Вся скульптура состоит из 168 листов стали разного профиля, вес которых варьируется от 45- до 950 кг (толщина листов – около 1см).   Вот тут на фотографии показан момент сборки конструкции:

После того, как в 2004 году “статую” собрали, состоялось её торжественное открытие – после чего скульптуру “закрыли” – в буквально смысле:

Под таким вот укрытием она простояла почти полтора года, и за это время её поверхность была отполирована до полного блеска, после чего в 2006 году она была уже полностью открыта на радость публике.

Вот тут видна радующаяся публика, но ещё и следы неизбежной деградации поверхности. Я думаю, что в самые первые годы оно реально вся сверкала и сияла. но сейчас уже заметны следы если не ржавения, то всяких осадков, кальцинирования или ещё каких-то процессов.

Я нашёл фотографию, сделанную зимой, на которой видно, что “фасолине” приходится нелегко (хотя для фотографов такие её состояния могут представлять дополнительные возможности).

Внутренняя часть менее подвержена всяким сезонным влияниям, и хотя там и темновато, но всё равно всегда можно снять какие-то интересные виды:

Фотография ниже – снова не моя, как я понимаю, её сняли с какими-то кручениями, да ещё поймав момент, когда сработало несколько вспышек, поэтому получилось что-то поинтереснее:

Но люди идут ещё дальше, и создают всяческие гибриды – как, например, вот эта инсталляция Luminous Fields, разработанная группой Luftwerk. Я покажу только пару фотографий, на их сайте можно найти много больше.

Но ещё больше подобных дивных фотографий можно найти в сети, куда люди их с удовольствием выкладывают тоннами. По некоторым оценкам, число фотографий, сделанных вокруг и возле неё, давно перевалили миллиард, и число только продолжает расти. Я думаю, что все производители камер должны скинуться, и поставить рядом какой-то благодарственный памятник недалеко от этого “зеркальца”.

***

Тут бы нужно вставить какое-то количество “умных слов”, но я уже говорил про ржавчину первых постов”.

В английской википедии говорится о том, что “the sculpture builds upon many of Kapoor’s artistic themes”, и это правда (и про некоторые из этих тем можно прочитать в моих ранних постингах про Капура). Можно, конечно, добавить, что не он “первый начала”, и если прослеживать генеалогию подобных “иммерсивных зеркальных пространств”, то начинать нужно чуть ли не со времён Леонардо и его зеркальной камеры (см. Да, зеркала да Винчи). Использовать сами зеркала как арт-объекты пробовали многие (Пистолетто, например, или Дэн Грэм (Dan Graham). Последние гигантские зеркала Луизы Буржуа были вполне сравнимы по масштабам с Капуровским “Облаком”, а зеркальные комнаты Яёи Кусама (Yayoi Kusama) вытворяют намного более изощрённые штуки с нашим восприятием (про одну такую я как-то рассказывал, но всегда планировал рассказать больше).

Но все эти примеры явно не дотягивают до захватывающего – даже не просто всё внимание, а всё социальное поле вокруг себя – зеркального эксперимента Капура. И при это делает он это for real, а не в выморочном музейном пространстве – я даже не знаю, с чем его и сравнить-то в этой связи. Одно из первых “зеркал в искусстве”, которое достигает практически системного размаха, когда экосистема становится зеркалосистемой (mirror-system).

При этом имеется в виду не (с)только физическая экосистема вокруг (включающая все те самые зеркальные небоскрёбы), но и культурная тоже, поскольку зеркало такого размаха неизбежно начинает “отражаться” и во всяческих культурных артефактах, и чем дальше, тем больше.

Может быть, что-то ещё умное потом напишется, а пока вот сам автор на фоне:

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s