И другие Капуры

Поскольку у меня постинги норовят ходить (зеркальными) парами, то я напишу ещё один “про Капура” (последний на сегодня – хотя, я надеюсь, не последний про него вообще). Уже в своём первом постинге про него я планировал написать ещё как минимум два – один про свои картинки с выставки (сделано), а второй – про “всё остальное”.

И дело даже не только в том, что “всего остального” получается чуть больше, чем может вместить в себя нормальный постинг, а ещё и жизнь подсовывает всякие новые “столкновения”. Например, летом этого года в Италии совершенно случилось таковое столкновение с ещё одной работой Капура, скульптурой под название Phatasm.

Случилось оно в городке Петрасанта (Pietrasanta), маленьком, но довольно примечательном. Как и многие итальянские города, он какой-то бесконечно древний, но при этом “живой и весёлый”, а в данном случае ещё и очень артистично-бесшабашный. Дело в том, что с каких-то незапамятных времён там стали селиться скульпторы (недалеко от этого городка находится Каррара, с её знаменитым мрамором), а потом и вообще все другие артисты подтянулись. В результате город больше напоминает живой музей, где искусства как гуталину, и всё время подвозится новое.

Данная скульптура Капура – как раз из такого “привоза”, она была частью ежегодный выставки, которая там традиционно проводится в старинной церкви Св.Августина (Sant’Agostino).  Технически она не является “зеркалом”, по сути дела, это просто кусок мрамора, в котором вырезано углубление, немного напоминающее по форме зеркало.

 

Я делал фотографии сбоку, поэтому уже видны блики, но если стоять прямо перед этим “зеркалом”, то оно кажется абсолютно чорным, и поэтому совершенно непонятной глубины – не случайно на первой фотографии мальчик пытается проверить, а есть ли там углубление-то? (через секунду на него заорёт охранница, неизбежная при зеркалах Капура, даже если они мраморные)

Как и в случае зеркальных скульптур из прошлого обзора, несколько изумлённым был не только млад. Но и стар.

 

Как и прошлый раз, в зазеркалье этого (не)зеркала тоже можно было зайти, хотя оно было не такое интересное:

 

На языке арт-спика всё это дело описывалось вот как:

“The art work investigates the manifestation of void, as the different treatment of the materials ensures that the inner surface becomes glossy which, compared to the opacity of the exterior, allows that the emptiness is perceived by the viewer as a physical presence.” Пустота наполненности, короче; a piece of bombing for peace.

***

На этом описание моего “столкновения” можно было бы считать законченным, но раз пошло такое дело, то я решил собрать в одну корзину и другие зеркала Капура, до кучи.

Кстати, эти расследование пустоты у него далеко не первое – данная конструкция была сделана в 2003 году, но ещё в 1997 Капур сделал вот какую зеркальную дыру:

Дыра сейчас находится в Музее искусств в Новом Орлеана (если её не смыло во время последних наводнений).

А ещё за два года до этого, в 1995, было изготовлена такая вот конструкция:

 

Это не моя фотография, и как часто водится, тут не совсем понятны масштабы – на самом деле это 90 на 150 см, почти в человеческий рост, а глубина дыры почти 90 см (упасть и не вернуться). Вот вид в дыру анфас:

 

***

За свою арт-жизнь Капур намолотил огромное количество и более конвенциональных “зеркал” – я покажу тут только пару образцов, просто чтобы понять, о чём речь.

 

 

 

В какой-то более поздний момент он освоил более сложную технику, так называемых фасетчатых поверхностей (одну такую я показывал уже, Hexagon), а вот ещё одно:

 

Теперь может стать понятным, почему интернет забит сейчас картинками вроде вот таких:

 

Прошёл через это и я, и одна из таких картинок даже попала в своё время в aman-geld, по-моему, даже старого ещё разлива:

 

***

Покрывает ли такой жанр все зеркала Капура? Нет, конечно, у него есть множество зеркальных работ, как старых, так и всё появляющихся новых, которые “ни в какой (прежний) жанр не лезут”; что отлично, конечно.

 

***

Более того, всё, что я пока перечислил, никак почти не относится пока к ещё одному огромному подмножеству его работ, которые можно описать как public art. Если сейчас набрать в Google Image Search что-то типа Kapoor Mirror, то скорее всего появится что-то вот такое:

То есть, огромное, ОГРОМНОЕ количество зеркальных скульптур “массового отражения”, начиная с его Чикагского Облака и кончая – а точнее, всё никак не кончая, а, наоборот, продолжая и продолжая их ваять свои зеркала по всему свету.

Но это, боюсь я, уже опять другой постинг должен быть; а может, и не быть, не знаю пока. Люди вот говорят, что я обязательно должен написать про то самое Облако – но для этого, наверное, его нужно таки испытать на себе сначала.

***

Капур – это такой “зеркальный арт-титан”, мало кто намолотил их столько. То есть, он must write about для таких проектов, как этот. Что не означает, что мне всё нравится, не только даже вообще в его работах, а именно в его зеркалах. Мне часто кажется, что он, как и многие другие “мэтры с большой буквы”, в какой-то момент зарвался и начал нести полную пургу (и вербальную, и арт-).

В доказательство могу лишь предложить послушать вот этот его ролик, свежего разлива, так сказать, сделанный во время последнего биеннале в Кочи, в Керале (Kochi-Muziris Biennale – оно даже ещё длится).

Но это, разумеется, всё суета сует и всяческая субъективность.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s