Зеркальные скульптуры Капура в Тилбурге

Когда-то (очень давно, на самом деле, два года назад уже) я написал постинг про зеркала Аниша Капура (Anish Kapoor) – см. Аниш Зеркало Капур, и там тут же пообещал написать про него ещё больше. Я всегда так делаю, наобещаю, наобещаю… а потом не то, чтобы не сделаю, могу даже больше сделать, чем наобещал – но потом.

Пришло время и для этого прообещанного обещания, и сегодня я таки покажу немножко Капура. В прошлый раз, кстати, постинг был не совсем полноценный, то была некая “затравка”, на основе картинок из книжки. Что-то особенно “полноценное” я и сегодня не гарантирую, но фотографий могу показать много, причём всё_своё.

Все они сделаны в одном и том же месте, небольшом музее современного искусства De Pont в городе Тилбург; это не так далеко от нас, и к тому же он довольно приятный, поэтому мы туда регулярно наезжаем. Музей этот совсем небольшой, но и его собственная коллекция интересная, и там регулярно устраиваются всякие выставки, обычно хорошие, так что всегда есть смысл наведываться туда время от времени. И вот в какой-то момент там была устроена выставка работа Капура, причём большинство из них были именно “зеркальных”.

Как я уже писал, в музее есть несколько его “незеркальных” работ – например, знаменитая скульптура (или это правильнее назвать “инсталляцией”?) под названием When I’m Pregnant. У поминал её и в прошлый раз, а сейчас могу показать фотографию

но эта такая работа, которую очень, очень трудно снять хорошо. То, что здесь видно – это вид анфас, а в целом это такой “живот”, которые внезапно выступает из стены.

Судя по всему, незадолго до выставки музей приобрел себе в коллекцию и одну из зеркальных вещей – так называемое Vertigo; фотографию именно этой скульптуры стоит в начале постинга. Вот ещё несколько её видов:

 

 

Если совсем-совсем “на пальцах”, то это просто хитро изогнутая металлическая пластина, которая отражает все предметы вокруг неё наподобие зеркал в т.н. “комнатах смеха” (по-английски их называют funhouse mirror или просто fun mirrors).  Последняя фотография особенно хорошо показывает искажение именно этого зеркала – оно не просто деформирует толщину (причём в разной степени в разных частях), но и переворачивает отбажение вверх ногами (очень мало людей, кстати, может объяснить, почему зеркала меняют правое и левое, но не меняют верх и низ).

Но верх и низ переворачивались только на одной стороне, с другой это было вполне обычно, хотя и конвексное зеркало.

На этой фотографии виден ещё один непременный атрибут зеркальных экспонатов Капура – стоящие неподалёку охранники. Зеркала его делаются из каких-то невероятно дорогих материалов, поэтому возле них всё время должен стоять кто-нибудь с плёткой-отгонялкой, чтобы вдруг чего.

 

А тут я пытался отобразить, как такое “зеркало” выглядит сбоку:

 

Но это практически присказка. Настоящая сказка там началась, когда мы таки добрались до выставки:

 

 

Первое, что бросается в глаза – ОГРОМНОЕ количество народу, совершенно непредставимое для музея (!) современного (!!) искусства в Голландии. Ещё раз – это крошечный музей, не Тейт какой-нибудь и не Помпиду в центре Парижа. Мне приходилось выжидать по нескольку минут, чтобы поймать людей возле зеркала выше. Тут же мне практически так и не удалось снять ни одно из зеркал БЕЗ людей возле них:

То есть, людей было как сельдей, причём самых разновозрастных (что опять совершенно непохоже на обычную для таких музеев публику – смесь божьих одуванчиков и околбогемы.

 

Здесь же был “и стар, и млад”, и всё, что между ними:

 

Млад, понятно, отрывался перед этими зеркалами чуть более, чем безумно:

 

Мне просто не все моменты удавалось заснять:

 

На последней фотографии видно, что “младу” и доставалось больше других, его наиболее активно одёргивали и оттаскивали от экспонатов.

Девушка в красном – это тоже охранник, на самом деле, она объясняет мальчику, почему зеркало не стоит пинать.

Для более вменяемых посетителей были написаны и эксплицитные предуведомления:

 

Но всё равно и не млад на этой выставке тоже отрывался, конечно, хотя его интеракции всё больше были медиированы фотоаппаратами.

 

 

После просмотра всех этих фотографий может создаться впечатление, что зеркал там было не одно. И это правда – им было много, но всё-таки не так много, как хотелось бы. По сути дела, в зале стояло пять зеркальных инсталляций – то самое Vertigo, ещё одна похожая на неё, только более длинная стена (S-Curve) – вот тут виден её фрагмент:

 

одно из его серии зеркал под названием Hexagon:

(оно тут сзади, а впереди видна скульптура под название Шпиль -Spire), и ещё одна под названием Колонна (Pillar)

 

***

На этом бытописательную часть можно закончить – у меня есть множество других фотографий (часть из них можно посмотреть в сете на Фликре – Anish Kapoor in Tilburg), но они уже мало что добавят к общей картине.

C одной стороны, нетрудно сделать вывод, что народ таки падок на зрелища, причём чем “низкопробнее”, тем лучше (я не хочу сказать, что “комнаты зеркал” уж настолько низкопробны – но как бы и не предел интеллектуализма тоже):

 

Разумеется, полная банальность этих конструкций никак не может помешать всякому, кто хоть сколько-нибудь владеет арт-спиком, нагородить массу пронзительно-глубокомысленно сентенций про любое из них по отдельности, и про все вместе – что-то вроде artist reflecting our world’s upside-downing и тому подобные existential contemplations.

Если отвлечься от выскоумных материй и вернуться к более привычной для меня стёбной рабочей”повестке дня”, то мне в этих зеркалах интересна вот какая пара моментов.

Во-первых, то, что они не mirrors in art, а сами art. Здесь сами зеркала позиционируются как искусство (и им становятся от этого).  Капур не является, разумеется, первым, кто так стал делать – но с другой стороны, я пока про другие-то тоже не рассказывал, так что в этом блоге он получается пионером подобного подхода.

Ещё один интересный момент, который тут сильно проступает, так сказать – то, что это не “плоские” зеркала, какими мы их привыкли понимать сейчас, а объёмные, трёхмерные. Но при это ещё и такие, за которые можно “зайти” или даже обойти. Некоторым исключением был только Hexagon, который как бы по-прежнему “висел на стене”:

Но даже и эта скульптура, скорее, подтверждала правило –  и на одной из фотографий выше в её зазеркалье всё равно пытаются заглянуть. Она же, кстати, была наименее всего “зеркалом” в обычном для нас значении, зеркалом как точным отражателем “реальности”.

Реальность все эти зеркала не отражают, а деформируют – и народ этому страшно рад!

 

Причём рад не в одиночку, а коллективно, и социальный характер таких зеркал является ещё одной характерной их особенностью. Все они выставлены и “работают” в публичном, общественном пространстве. Интересно, было ли что-то похожее у древних египтян? Которые, как известно, покрывали свои пирамиды золотыми пластинами – которые вполне могли и отражать смотрящихся в них людей, причём тоже с некоторым искажением.

 

Я хотел было написать, что при всём отличии “зеркал Капура” от обычных зеркал они всё равно несут неизгладимый след привычного нам “зеркального интерфейса” – например, его плоскость, а также перпендикулярность нашему углу нашего взгляду. Но потом вспомнил, что там же были показаны и другие его работы – не совсем зеркала, конечно, но с другой стороны – смотря как (в них) посмотреть:

 

Мне кажется, что там была ещё одна конструкция такого типа, по-моему синего цвета, но я что-то не могу найти её фотографии.  Но пусть пока хоть столько, этих фотографий. Дальше будет больше.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s