Зеркала будущего из недалёкого прошлого

В стиле “не отходя от кассы” я решил тогда рассказать ещё про пару проектов “зеркал будущего”, только немного другой природы. Во-первых, это как бы уже “старые будущия”, некоторым из концептов уже почти десять лет, за это время много чего изменилось и при оценке их нужно иметь это в виду (с другой стороны, а когда нет?)

Кроме того, это концепции, разработанные компанией Philips, в которой я работал как раз в то время, когда это концепты разрабатывались. Я не принимал сколько-то активного участия именно в этих, “зеркальных” проектах, но у меня есть некоторое понимание контекста, на уровне “откуда ноги растут”.  Это никакая не “инсайдерская” информация, скорее, просто многие из картинок, которые я покажу, личностно окрашены.

Так, картинка выше относится примерно к 2006 году, то есть, это реально почти 10 лет назад. Изображает она некоторым образом зеркало, но такое, к которому нужны пояснения.

Непосредственным источником инспираций для данного концепта являлись примерно вот такие картинки:

То, что здесь происходит, может быть хорошо знакомо одним людям, но совсем непонятно другим.  В некоторых семействах подобное использование зеркала как площадки для обмена сообщениями друг с другом – повседневная практика, в других такая картинка вызовет сильное недоумение. Не всегда для такого общения используется  зеркало именно в ванной – гораздо чаще такие залепленные post-it-ами зеркала висят в коридорах – там и ручки обычно под рукой, и писать легче.

Собственно, в этом и была вся идея “зеркала” – предложить людям более эффективный инструмент, медиум, для внутрисемейного общения. Технологически это, конечно, не зеркало уже, а экран телевизора, или дисплей, причём интерактивный, сенсорный (то, что по-русски называется тачскрин).

Такой дисплей позволяет создавать прямо на поверхности “зеркала” сообщения

а также читать и отвечать на сообщения, оставленные другим членами семейства (или вообще любыми людьми, которые получают доступ к системе).

 

Видно, что “сообщением” может быть не только текст, но и картинка, и даже видео (предполагается, что тут молодой человек записывает своё видео-послание):

 

Тут нужно сделать пару небольших пояснений. Я сказал, что инспирацией для работы были картинки, подобные той, что я показал выше. Это не совсем так, точнее будет сказать, что у проекта были довольно глубокие корни.

Ещё на 10 лет раньше, примерно в 1995-97 годах Philips Design участвовал в большом исследовательском проекта, субсидированным European Commission. Целью проекта было понять возможное влияние цифровых технологий на нашу жизнь, и более специфически – как они изменят нашу память, и личную, и коллективную. Это был довольно большой проект, с хорошим глубинным исследованием практик той же коллективной памяти, например. На основе этого была разработано несколько очень интересных концептов (на уровне прототипов), которые показывали новые способы, которыми будут пользоваться люди в будущем (или могли бы пользоваться, если точнее).

Одним из таких прототипов был, например, LiMe, или Living Memory, некое устройство, которое позволяло людям обмениваться информацией прямо на местах, так сказать.

Сейчас я очень просто и быстро могу объяснить, что тут происходит: представьте себе, что в столик вмонтирован тот самый интерактивный дисплей, на котором крутится что-то вроде Facebook-а, только со в сто раз более дивным интерфейсом (а не той галиматьёй, которая там сейчас). Надо ещё представить, что это не один стол, конечно, а целая система (все столы?), связанны в одну большую сеть.

Сейчас это всё более-менее очевидно, но 20 лет назад людям казалось полной чушью (точнее, людям-то многим это как раз нравилось, когда им давали немного поиграться, а вот бизнес-люди из компании Philips не впечатлились и ничего делать с этим не стали; собственно, поэтому вы сейчас знаете компании Facebook и Google, а Philips к числу титанов дигитальной революции не относите, скорее всего.)

Но идеи так просто не умирают, и даже несмотря на то, что никакого непосредственного применения ни этот стол, ни другие разработки из тех проектов в бизнесе не нашли, всё равно какие-то заготовки продолжали крутиться в головах дизайнеров.

В середине 2000-х Philips затеял ребрендниг, и превратился из  Let’s make things better в Sense & Simplicity. Для продвижения идей “простоты” в массы была задуман большая программа, Next Simplicity, в рамках которой предполагалось создавать новые решение, которые бы эту самую простоту и являли.

К числу таких демонстраторов относится и этот зеркальный проект. Сначала он был представлен просто как концепт, идея, а через год был сделан некий прототип.

К сожалению, за давностью времён ничего уже толком найти невозможно, компания трёт свою собственную память безбожно 😦  Я нашёл только один фильмик (да и то бутлег какой-то), на котором один из инженеров из Philips Research показывает разные возможности такого “зеркала”:

 

 

Через какое-то время ту ребрендинговую возню прикрыли (как и всегда бывает с ребрендинговыми вознями), заявленного продукта никто так и не выпустил – но идея так и не умерла, а снова мигрировала, точнее, реинкарнировалась в новые обличия.

Так, какое-то время спустя  Philips представил концепт зеркала для ванной совмещённого с прогнозом погоды (или шире – сводкой новостей):

 

Затем был проект MyHeart, по созданию системы мониторинга и поддержки людей, страдающих всякими сердечными недугами. Там решили использовать “зеркало”-телевизор как дисплей медицинского монитора:

 

Наконец, решили добраться до детей, и предложить им чистить зубы в сопровождении мультяшного персонажа, прыгающего перед ними – да, на зеркале:

 

Надо иметь в виду, что у Philips-a есть целое отделение, занимающееся зубными щётками. Да и вообще, как нетрудно заметить, начиная с какого-то момента все эти проекты становятся шиты белыми нитками, их основной целью становится протащить в дома и квартиры людей ещё один телевизор Philips-a, в тот момент одного из крупнейших их производителей.

Начав с небесспорной, но интересной в принципе идеи, технологического усиления той деятельности, которая и так уже происходила в окрестностях зеркала (обмен сообщениями), всё закончилось грубым продавливанием ещё одно перегруженного информацией дисплея в ту область, где он нафиг никому не нужен.

 

Кончилось, короче, всё за упокой:

 

Точнее, кончилось именно это, “телевизионное” направление трансформации зеркал (во многом потому что и сам телевизионный бизнес накрылся у Philips-a медным тазом). Но вскоре началось другое, “световое”, хотя про него нужно опять отдельную историю писать.

***

Возвращаясь к самому началу постинга, к идее использования зеркала как коммуникационной среды, я подумал, не попадались примеры такого использования в моих art-mirrors.  И как водится, что-то да нарыл.

Интересно, что про одно такое зеркало я даже писал – в какой-то момент я нашёл интересную работу Дега, которая не попалась мне во время работы над моим эпическим циклом про него. И вот в этой работе – Toilette after the Bath – к зеркалу как раз пришпилена небольшая записка. А это 1888 год!

К подобным примерам можно отнести и автопортреты Уильяма Орпена (William Orpen) – на двух из них мы обнаруживаем подобное использование зеркала как информационного контейнера:


Self-Portrait in a Mirror
(1910)

 


Self-Portrait in a Mirror (1912)

 

Хотя тут в обоих случаях показано, скорее, управление индивидуальной памятью, а не коллективной.

Я рассчитывал найти примеры у Серебряковой, но увы. Хотя я уверен, что таких образцов у меня могло довольно много уже собраться, просто найти их каким-то одним хитрым слово нелегко. Но будем искать.

***

Возвращаясь к техно-зеркалам – разумеется, Philips был не единственной компанией, которой пришло в голову приспособить телевизор в качестве зеркала, их там таких целый вагон наберётся, если всё описывать подробно. Причём, там ещё хуже, чем с тем же Philips-ом ситуация, проект может мелькнуть, наделать шума – а потом полностью испариться в цифровом эфире. Тот же Panasonic – реши они сейчас забросить проект, через год невозможно будет найти даже следов, то если какие-то блогерры растащат по своим коморками, да на поленятся на свои диски фотографии списать, а не просто ставить ссылки. Всё только Smokes & Mirrors, короче.

 

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s