Про прабабушкины зеркала

Это будет рассказ про ещё одну церковь в Дортмунде (а в ней про ещё один алтарь, и на нём, разумеется, “зеркала”). Фотография такая покоцанная, потому что мне так и не удалось её нормально снять, но она ещё и с сильно изменённым цветом – в память о жутком холоде, который там был в тот день, и который меня выморозил в конце концов окончательно и я вскоре сбежал. Так что это будет последний пока рассказ про Дортмунд.

К моему некоторому удивлению, я потом нашёл даже отдельную статью на википедии про эту церковь – причём, она есть на немецком и на русском (!), но, скажем, не на английском. В любом случае, можно почитать основные факты про Petrikirche, или Церковь Святого Петра в Дортмунде вот тут (хотя и там заметно, что её непросто сфотографировать, она сейчас плотно вставлена в современные здания, и её саму толком ниоткуда не видно).

Как и многие другие церкви (да и вообще здания), она была практически разрушена во время бомбёжек второй мировой – про что на входе рассказывает небольшая фотовыставка:

Мужчина, который справа – волонтёр, который там работал, ужасно милый, всем всё показывающий и рассказывающий – а мне он после моих раcспросов про историю даже подарил кассету с небольшим самодельным фильмом про знаменитый алтарь этой церкви.

Вот старая, довоенная фотография церковного зала – на ней виден алтарь, но ещё заметно, что это была довольно богато украшенная церковь (особенно для протестантской, каковой она является):

Сейчас там всё более скромно, голые стены, с небольшим количеством уцелевших старинных вещей там и сям.  Мне очень понравилось, как ловко они сделали из прямоугольно-готического, рубленного пространства чуть ли не барокко, расставив стулья большим кругом; было ощущение, что ты находишься в круглом цилиндре, в “мягком” зале.

На этой фотографии уже лучше видно основное сокровище этой церкви, так называемый Чудо-Алтарь (Wunderaltar), или даже Золотое чудо Вестфалии  (Goldenes Wunder von Westfalen – на там статья только на немецком). Вот как он примерно выглядит вблизи

Видно, что он а) огромный (больше 5,5 метров в высоту и 7 в ширину) и б) очень скульптурный, 3D-шный.  Лицевая часть алтаря состоит из 36 панелей, в которых расположены более 600 резных фигурок. Я не буду показывать всё подряд, покажу просто пару фрагментов, чтобы примерно передать look&feel всего этого дела.

Это самая верхняя панель, Распятие:

Вообще, весь алтарь – это т.н. Страсти Христовы, сценки показывают события последних дней и часов его жизни:

Алтарь находится за огромным стеклом, но довольно близко, так что при желании можно сделать очень подробные снимки всех деталей – надо только уворачиваться от бликов:

Вот ещё раз общий вид:

Но всё это великолепие, как говорится, только половина сказки – на самом деле алтарь устроен ещё более сложно. Там продавалась его небольшая бумажная копия, так что я могу на ней попытаться показать, как всё устроено. Вот примерно тот же самый вид, который я уже показывал:

На боковые створки алтаря включают ещё один “внутренний слой”, так сказать, и у него есть ещё и “второе открытое состояние”

Его полностью закрытый вид выглядит вот так

Панели закрытого алтаря показывают сцены таинства евхаристии, а на панелях основной части изображена предыстория всех событий, детство, отрочество и юность Христа, так сказать, включая очень интересные сюжеты из жизни Св. Эмерениты (Emerentia), пробабушки Христа.

{В этом месте выяснилось, что нам нужно срочно уезжать, так что я просто поставлю картинки, без всякого текста. Люди говорят, что мои текст только всё портят, так что пусть в этот раз без них.}

St.Emerentia at prayer

St.Emerentia at prayer (detail, mirror)

Birth of St.Anna

Birth of St.Anna (detail, “mirror”)

Vision of St.Emerentia (?)

Annunciation to St.Anna (no mirrors?)

Birth of St.Maria  (no mirrors?)

Annunciation to St.Maria (no mirrors?)

{другие зеркала; я не знал про них, так что они были полным открытием}

Herod Orders the Massacre of the Innocents

Herod Orders the Massacre of the Innocents  (detail, mirror – ?)

Cleansing of the Temple

Cleansing of the Temple – detail, mirror ?

Алтарь написал в 1521 году, в Антверпене, откуда его потом по частям перевезли в Дортмунд. Панели писались в мастерской Adrian van Overbeck, а за резные работы и общую сборку отвечала мастерская Jan Gilleszoon.

Приеду – напишу больше.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s