Евхаристические голуби, или Чем дальше, тем круглее

В прошлом постинге, про “свидание с зеркалом“, я открыл некий гештальт, фразой про то, как пострадал от закрытых алтарей. Тут как раз несколько незапланированно выдалось время, так что есть шанс его (гештальт) закрыть. Но как и в прошлый раз, рассказ будет больше про то, про сё, и зеркал в нём почти не будет.

Церковь, кусочек которой видно на снимке – так называемая Propsteikirche в городе Дортмунд, также известная, как церковь Иоанна Крестителя. Я не знаю точно, как переводится на русский ранг такой церкви – propstei – это provost, или ректор; церковь такого типа называется в англиканской церкви Deanery, что означает, что она объединяет несколько приходов (parish), но они при этом остаются независимыми друг от друга, что-то в этом роде. Мета-приходская, или даже точнее транс-приходская.

Но это всё не суть важно. Важно, что она в Дортмунде (в который я решил съездить после “свидания”, благо, что он не так далеко), и что она в конце концов нашлась – хотя мне пришлось там поплутать, даже имея карт, так как её  сейчас толком ниоткуда не видно, из-за высоких зданий вокруг.  Целью было увидеть другой алтарный образ Бейхерта, который как раз находится в этой церкви.

Не тяня кошку за хвост, вот мой общий вид моего “пролёта”:

То есть, как и все остальные, этот алтарь тоже был закрыт – но при нём не только не было пастора, который бы его любезно открыл, но и вообще никого не было, так что даже подойти к нему ближе, чем на 30 метров, было невозможно, из-за воротец, которые закрывали вход в эту часть церкви.

Но с другой стороны, такой поворот (событий) можно считать и удачей, поскольку как бы я ещё увидел один замечательный артефакт на этом алтаре? Но до рассказа о нём, я покажу сначала, как выглядит этот алтарь “обычно” (и каким он знаком большинству). Поскольку собственных фотографий пока нет, я воспользуюсь картинками с википедии.

Картина маленькая, ссылка с неё ведёт на бОльшую,  но если интересно, то лучше всего пойти на соответствующую страницу, и посмотреть там большие копии каждой из панелей отдельно.

Это очень красивая работа, и очень известная, а Мадонна с её левой панели – одна из самых ми-ми-мишных и поэтому одна из самых растиражированных в местных краях:

 

Жалко, что всё это “не отрылось” мне в этот раз – но зато есть повод поехать туда ещё попозже.

Но кроме Мадонны (а также и других фигур людей, выписанных ужасно красиво), на это алтаре есть вот какие замечательные вещи:

На заднем фоне и передних, и тыльных панелей изображены виды, которые, как считается, художник писал с натуры – то есть, это реальные здания тогдашнего Дортмунда.

На этом фрагменте видно, кстати, что раньше не на всех церквях были кресты – в данном случае, это знаки солнца и луны, хотя и под всё тем же петухом.

В какой-то момент, собрав все кусочки с этого алтаря, и сверим их с другими данными, исследователи попытались реконструировать то, как мог выглядеть Дортмунд  (опять же, бОльшего размера картинка по ссылке):

Но в любом случае, мне удалось увидеть в этот раз только эту (тыльную) сторону:

 

На ней, помимо всё тех же кусочков панорамы средневекового Дортмунда, мне удалось подсмотреть пару интересных вещей.

Первая – это то ли застёжка, то ли какой-то медальон на груди у святого на правой панели (второй слева):

Такое ощущение, что это огромная капля-линза, вылитая из стекла.

Вторая, ещё более интересная деталь – прозрачная стеклянная сфере, на которую опирается (попирает?) ногой сам Христос. Вот её изображение крупно:

Она больше всего похожа на так называемую Сферу Мира (Globus cruciger, в российской традиции – держава), которая ассоциируется с мотивом Salvator Mundi, Спаситель Мира, одним из синонимов Христа. Но при этом она не имеет каких-либо атрибутов такой сферы (там обычно присутствует опоясывающий эту сферу обруч, или венчающий её крест).

В данном случае забавно ещё и то, что в качестве “всего мира” тут показан, судя по всему, всё тот же Дортмунд; примерно как Глобус Африки. Понятно, что это всё можно прочитать и по-другому, что сфера-сферой, просто в ней этот Дортмунд отразился. Но видно, что отразился он довольно умело, точнее, мастер Бейхерт очень убедительно показал на своё умение изображать искажения, возникающие в конвексных зеркалах.

 

 

Но этом рассказ “из церкви” можно было бы и закончить. Она была большая, довольно красивая, но какая-то никакая. Что и понятно, как и многие другие, она была сильно разрушена во время войны, затем реконструирована, довольно близко к оригиналу, конечно, но всё равно напоминающая больше муляж.  Внутри церкви то там, то сям сохранились только какие-то “кусочки старого”.

Одним из таких был другой алтарь, который они повесили на стену.

 

Это я уже высветлил немного фотографию, а так он висит в очень тёмном углу, и сам в очень плохом состоянии, требующий реставрации. Про него совсем ничего не было написано нигде (с другой стороны, церкви и не подписываются быть музеями, зато они сами по себе и подпись, и “контекст”, за которым так гоняются потом музеи).  Я только потом в какой-то странной брошюре про эту церковь прочитал, что этот алтарь называется “розенкрейцеровским”, и что создан он некто Jan известным мастером из Кёльна, примерно в 1475 году.

Такое описание меня, честно сказать, немного смутило, мне казалось, что вся эта эпопея с розенкрейцерством началась позднее, где-то в 17 веке. Но в любом случае, всё это я только потом прочитал, а пока меня поразило композиционное сходство панели с Благовещением на этом алтаре и на там, который я только что видел в Схермбеке.

 

Было бы супер, конечно, найти и тут зеркало (=”зеркало”) тоже, но увы и ах, нет. С другой стороны, состояние этих панелей такое плохое, что там, под слоем копоти, и не такие может скрываться. Мой примитивный “анализ” ничего “такого” не нашёл, ни в одной из двух потенциальных зон:

 

 

 

Ещё одним из кандидатов на “зеркала” является другая панель, со сценой, как я понимаю, смерти Марии (хотя она тут выглядит подозрительно молодой):

 

У одного из склонившихся над ней святых (или уже священников?) тоже очень интересный медальон, но “зеркала” в изголовье не обнаруживается.

 

С другой стороны, уже дома, и немного почитав про этот алтарь, я начал находить на нём и другие “интересности”. Например, на панели, изображающей Марию с Младенцем в ореоле:

 

“ореол” этот какой-то подозрительно круглой формы. Вообще, официально он называется aureola (не путать с areola), слово, которое в русский дошло только в форме “нимб”, и которое там означает чаще всего свечение над головой (точнее, в русском есть и слово “ореол”, конечно, но это не применяется для описания такого рода свечения, как мне кажется; могу тут ошибаться, впрочем).

В западной традиции под ауреолой понимается чаще как раз не нимб, а свечение за всем телом, которое может принимать вот такие вот формы (особенно в случае Марии, но и не только её):

 

Споры по поводу того, откуда христианство заимствовало этот символ, ведутся давно и обильно. Я считаю, что из буддийской традиции, и даже более широко – из древне-индийской, где этот символ использовался с незапамятных времён (но я не готов вот прямо сейчас тут пускаться во все тяжкие эволюции культурных символов):

 

Более того, символ этот в индийской традиции имел и очень точную математическую отсылку. Форма aureola (которая также известна на западе как mandorla – что по-итальянски означает “миндалина”) соответствует общей области двух кругов, пересекающихся таким образом, что их центры находятся на окружностях друг друга – вот так:

Кстати, это самый лёгкий способ получить квадратный корень из трёх (при радиусе круга (он же ширина этой “миндалины” – единица, то её длина как раз составляет этот самый корень; не то, чтобы самая необходимая вещь в хозяйстве, но может и пригодиться).

Форма эта, судя по всему, в какой-то момент сильно кого-то поразила своей красотой и “мистичностью” – настолько, что её стали активно использовать как символ “неземной красоты” и “небесной гармонии”.

 

Использование это началось не с христианства, разумеется, которую все свои символы заимствовало – да откуда только не заимствовало. Я, кстати, считаю мандорлу (ака “ауреолу” – слово происходит от латинского aurum, золото) одним из примеров “чиста культурных” изобретений. Этой формы не то, чтобы нет в природе, но она там никому не нужна. Есть множество форм, которые встречаются в природе (круг, шар, конус, спираль, да множество), и которые были взяты в культурный оборот. С ауреолой же есть подозрение, что она в культуре появилась как результат досужих игр, с какой-нибудь палочкой на песке). И уже потом стала Много Чего Символизировать.

Но так вот, мандорла на этом алтаре какая-то неправильная, слишком круглая. Я уже упоминал, что этот алтарь считается “розенкрейцеровским” (правда я тут же добавил, что считаю такую атрибуцию странной). Но если это так, как говорится, даже на часть, то в нём должна быть зашита такая масса всяких символов, кодов, текстов и подтекстов, что я даже боюсь думать о каких-то потугах по их “расшифровке”, тут я точно не настоящий сварщик. Я как только начинаю что-то пробовать, так меня то в дебаты про Фаворский Свет занесёт, то в тонкости перепалки Палама с Варлаамом, и там обычно меня силы и покидают.

 

 

От себя, и по-простому, так сказать, покажу только ещё две панели, в которых интересно обыгрывается тема “круга”.

 

В перовой из них в “сияющем круге” находится голубь (который, как известно, по совместительству ещё и Святой Дух).

 

Сама сцена описывается как вариант “Святого Семейства”, и на троне сидят Св. Анна (бабушка Христа) и Св. Мария. Но по другим версиям это могло бы быть так называемое Мистическое обручение Святой Екатерины (Mystical marriage of Saint Catherine). В любом случае, “голубь” тут пролетает как раз в том месте, где часто водятся “штучки” (см. Мария и Тронные Зеркала).

Второй пример более прозаический. На последней панели алтаря мы видим сцену проповеди (?), которая ведётся с кафедры (а то и алтаря?), на котором находится загадочный круглый объект:

 

Вот фрагмент с “кругом” крупнее:

Я сам не могу там разобрать и пары букв, но “знающие люди”, говорят, что это цитата из Книги Бытия, на латыни:

Dic – obsecro te – quod soror mea sis, ut vivat anima mea ob gratiam tui,

что в переводе часто значит

“скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя” (12.13)

Как, однако, соотносится вся та – очень амбивалентная, надо заметить – история к изображённому тут, в том числе, и к этому “венку”, я пока не знаю.

 

Там были и ещё какие-то артефакты – в тот момент я их просто фотографировал, и нашёл что-то про них только позже. Вот, например, светильник с Марией – говорят, что фигурка была вырезана в 1490 года, а “домик” сделан в 1523.

 

Обратите внимание, что тут форма ауреолы, образуемая лучами за спиной Марии, уже гораздо ближе к “первоисточнику”.

А потом я встретил вот что – сам по себе это просто портал, один из немногих сохранившихся старинных фрагментов церкви:

Но это ещё вход в так называемую придельную часовню, в которой я углядел вот какое чудо:

 

То есть, это тоже алтарь, но в качестве алтарного образа в нём используется витражное окно (что само по себе красиво, хотя и смело, скажем так). Но более того, центральным элементом этого образа является – тот самый Голубь – Святой Дух:

 

В самом центре которого находится, в свою очередь вот какая штука!

 

То есть, у них и Святой Дух теперь является – даже и не Зеркалом, а Линзой! (или по крайней мере, этими вещами репрезентируется).

Часовня носит название Blessed Sacrament, Святых Даров, и в современном виде построена в 1969 году некто Reinhold Schröder.  То есть, этому “Евхаристическому Голубю”, как они его называют, примерно как мне лет. Wow.

На этом похождения мои в Дортмунде не закончились, но про то будет уже следующий постинг (в котором уже появятся настоящие “зеркала”).

 

 

2 thoughts on “Евхаристические голуби, или Чем дальше, тем круглее

  1. Ага. Весика Писцис, – и Офанимы, “вихри” – у Престола Господнего. То есть – у ПРЕДЕЛА, Нуля. Собственно, две точки их пересечения и есть Пределы. А почему два получается Предела, спросите Вы. Да все просто – Начало и Конец. “Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец”. А Уроборосом ОДНО-Нулевым нас запутали. Два Нуля в нашей жизни, два!

  2. Ага. Весика Писцис, – и Офанимы, “вихри” – у Престола Господнего. То есть – у ПРЕДЕЛА, Нуля. Собственно, две точки их пересечения и есть Пределы. А почему два получается Предела, спросите Вы. Да все просто – Начало и Конец. “Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец”. А Уроборосом ОДНО-Нулевым нас запутали. Два Нуля в нашей жизни, два!
    “Как, однако, соотносится вся та – очень амбивалентная, надо заметить – история к изображённому тут, в том числе, и к этому “венку”, …
    На ПРЯМОУГОЛЬНОМ капорете (крышке) Ковчега Завета есть одна существенная деталь, про которую бог сказал Моисею:«И обложишь его (Ковчег) чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ КРУГОМ». (Исх.25:19 – Исх.25:22). Все прямоугольные символы к кольцом (кругом,эллипсом) посредине – это “Ковчег”, а опосредованно – родственный феномен, “Грааль”. Лейденский папирус, Юрий Францев: там, у этого египтолога даже округлая коконообразная фигура Осириса в прямоугольном (призматическом) гробу – это все тот же Ковчег-Грааль (то же самое – запеленанный в КОКОН младенец Христос в Яслях).
    “Сестра”- второй , ЗЕРКАЛЬНЫЙ элемент Ребиса (Адам и Ева. Фу-си -Нюйва, Христос – София, Премудрость Божия. Инь-Ян, плюс-минус два разнонаправленных ЗЕРКАЛЬНЫХ Вихря. Или Змеи. Или Рыбы. Или крокодилы НЕЙТи младенца Гора. Или дельфины Аполллона и т.д.)

Leave a Reply

