Путешествия за зеркалами, и дальше

Прошлый мой постинг вызвал довольно противоречивые реакции. С одной стороны, в нём было показано много интересных зеркал, причём, не очень известных, что делало их ещё более интересными. С другой – его осудили как слишком акынский, слишком бытописательский, в стиле пришёл – увидел (зеркало) -рассказал/показал (зеркало же).  Даже части “рассказал” было не так много, сказали мне, не говоря уж о какой-то аналитике.

Я с такой оценкой согласен (хотя там и были минимальные закосы под “мысли”, что мол де зеркала в Италии надо искать не (с/только) на картинах, и поэтому поиск должен быть site-specific, то есть, нужно не полагаться на картинки в гугле, а топать везде и всюду своими ногами – но что как раз и приводит к акынскости, когда много топаешь, а времени на рефлексии не остаётся, и хорошо, если просто факты (=картинки с выставки) успеваешь донести до блога).

На самом деле, я такие вот истории, “из личного опыта”, гораздо больше люблю, хотя они и действительно менее “аналитичные” получаются (и поэтому, наверное, менее интересны для чтения; а может, и акын-то из меня никакой, и даже спеть в стиле увидел-показал удаётся мне плохо).

Но моё дело предупредить, что история “подкатом” будет акынская, а ваше уже дело решать, хотите ли вы его (кат) открывать.

 

История моих рандеву с зеркалами уже довольно большая. Я имею в виду не те “столкновения” с ними, которые происходили случайно, хотя и были “ожиданными” – например, идя в Райсхмузей в Амстердаме, можно ожидать столкновения с Молочницей Вермеера или зеркалами Тер Борха.  Я говорю больше про такие специальные заходы (заезды) в какие-то места, где специально дают “зеркал в искусстве”.

К числу таких  целевых заездов можно отнести, например, поездку в Страсбург к зеркалу полиптиха Мемлинга (в жж я написал про это отдельный постинг, но тут просто слил свои (негативные, надо заметить) впечатления в общий котёл); или визит к Зеркалу Четы Арнольфини в Лондоне (та же история, про него был постинг в жж, сюда даже отголосков не докатилось, к сожалению; и надо же, но то был тоже не самый приятный опыт). Из самых свежих “свиданий” такого рода можно привести всю ту же Ванаглорию в Сиене (я снова упоминаю про неё в том самом прошлом постинге). На за два последние года их было больше, я просто не писал про них почему-то; как раз вот из-за опасений остаться на акынской поверхности и не заглубиться. К чёрту такую глубину, лучше оставаться на делёзовой поверхнос(нос)ти!

Но недавняя моя поездка хотя и относилась к такого рода запланированным рандеву, носила всё же совершенно другой характер, чуть ли не спец.операции.  “Зеркало”, которое я хотел посетить, было описано в постинге про немецкого мастера Дерика Бейхерта (Derick Baegert) и его Штучках в изголовье (который рекомендуется освежить в памяти, для понимания всего контекста этого рассказа, тем более, что постинг тот короткий, три слова.)  Тем не менее, в те три слова я таки умудрился вставиться своё фирменное “обещание в будущем написать больше”, более того, взять и съездить в ту самую церковь, где находится сейчас алтарь Бейхерта (в котором есть сцена Благовещения, а на ней спальня Мадонны с кроватью, в изголовье которой, как мы знаем, находится Известно Что.)

Так вот это случалось.

Не прошло и три года (два, на самом деле), как я надумал таки написать письмо пастору церкви и напроситься на визит. И получить приглашение, и в конце концов таки попереться в этот крошечный городок в пригородах Эссена, где и находится это Евангелическая церковь Святого Георгия – это с её фотографии начинается постинг.

С заездом в городок Schermbeck случился казус. Он не имеет отношение к зеркалам как таковым, но мне памятен, поэтому расскажу. Дело в том, что в переписке всё время указывался некий адрес – я полагал, что самой церкви. Но когда я туда добрался, оказалось, что это адрес некоего церковного управления (на карте ниже место показано синим кружочком). Оттуда меня, внимательно выслушав, направили – в сторону церкви, разумеется, которая, как часто бывает, возвышается там над всем городом (красный кружочек).

Но добравшись туда, я в какой-то момент понял (а люди добрые подтвердили), что это церковь, да не та – эта была католическая, а та, которая мне была нужна – протестантская (она в зелёном кружке). Это всё на самом деле недалеко друг от друга, и расстояний между синим и красным кружками едва ли километр. Но на машине, да ещё уже опаздывая – ох, паника-стресс и всё такое.

Но всё обошлось, и пастор нашёлся, очень милый и любезный, который впустил меня внутрь, всё показал и рассказал, что знал, а напоследок даже подарил книжку, выпущенную несколько лет назад – внимание! – к 500-летию этой церквушки!

Не томя кошку за хвост, вот как выглядел искомый алтарь в тот день (точнее, алтарный образ, или ретабло – то, что по-английски обычно называют altarpiece). Хотя алтарь тут тоже видно, конечно.

Сразу скажу, свет в церкви был никакой, вспышки у меня не было (а штатив я как-то даже и заробел брать с собой), поэтому все фотографии не ахти. Но для моих потребностей хватает.

Видно, что алтарный образ закрыт – и опять же, для моих “зеркальных” потребностей этого тоже хватало, поскольку панель с Благовещением является одной из внешних.  Но я просто совершенно не был в курсе того, что во всех церквях алтарные образа перед Рождеством какое-то время стоят закрытыми (чуть ли не за месяц до События). В данном случае я нисколько не пролетел (более того, для меня даже потом его открыли! – но про это позже), хоть буквально через несколько часов после этого визита таки “пролетел”. Но про это тоже позже.

Прежде, чем я покажу “зеркальце”, пара уточнений прошлого постинга – я там пишу, что “церковь была (полу)разрушена, но потом восстановлена – но всё это происходило довольно давно, в вот как раз в ходе Второй Мировой церковь практически не пострадала”.  Это неправда. Церковь и правда очень старая (она была заложена в 1485 году), и за долгую историю несколько раз сгорала, потом снова строилась, всё, как обычно. Современную форму она приняла в 1670-е, то есть примерно через 200 лет после основания, и такой и стояла до 1930х.  Вот фотография примерно того же ракурса, что и моя, но сделанная в 1926 году:

Видно, что над алтарным образом там было ещё два яруса, включая Око Господнее (тот самый Oculi Domini, к которому я в своё время пытался притянуть за уши мои “зеркала”).

А вот фотография 1945 года:

К счастью, бомбёжки, которые тут сравняли с землёй целые города (включая и Wessel, город, в церквях которого было множество работ Бейхерта), пощадили эту церковь – снесло верхнюю часть колокольни, рухнула крыша над алтарём, но в целом здание уцелело, и его уже в конце 1950х восстановили.  Алатарному образу – по крайней мере, его центральной части – тоже повезло, его успели убрать до бомбёжек, и он, хотя и пострадал, но всё же уцелел.

Состояние его, тем не менее, было довольно плачевным, причём внешние панели разрушились сильнее. Вот, например, как выглядела панель с Благовещением до реставрации:

Но как там поётся, пришёл тягач, и там был трос, врач и всё остальное. Своё пятисотлетие алтарный образ встретил в полном блеске, так сказать:

На мой взгляд, даже чуть в более полном блеске, чем надо, как часто бывает с недавно отреставрированными работами, они выглядит слишком новыми и просто таки глянцевыми, до такой степени, что начинаешь сомневаться, а не современный ли это новодел. Мне приходилось всё время крутиться, чтобы как-то избежать бликов, которые появлялись на свежей краске панели.

Так что смысл показа этого фрагмента двойной, с одной показать сильные блики (сейчас они слева от Архангела Гавриила, но чтобы их туда переместить, мне пришлось чуть-ли под алтарь залезть); но с другой – ещё и показать роскошное зеркало  огромную стеклянную брошь на его накидке:

 

 

Я как-то совершенно не обратил на неё внимание в прошлый раз – но с другой стороны, её и саму-то там плохо видно, а уж что там в ней отражается (как часто водится – оконная рама ака крест) и вовсе не разглядеть.  В каком-то смысле это оно и есть, средневековое зеркало в чистом виде, какими они и были тогда.

Название и назначение его – судя по всему, тоже стеклянного – красного рога я пока не знаю.

Но перейдём к делу. Делом в данном случае был объект, который я тогда назвало “зеркало/круглый медальон”, и который висит в изголовье кровати Марии. Вот, так сказать, общий план:

 

А вот предметы, висящие в этом изголовье крупно:

 

Чтобы  не оставалось совсем никаких сомнений, я покажу этого “зеркального агнца” совсем крупно:

 

То есть, функционально это та же иконка, которую мы видели у Жана Ея (Jean Hey aka Муленский Мастер):

только в данном случае изображающая агнца, а не, скажем, портрет.

Я недавно просматривал “большой и толстый” ™ сборник фламандских миниатюр, где наткнулся на несколько свежих примеров всё той же старой истории. Вот страничка со сценой Благовещения из Часослова примерно середины 15 века:

Её соответствующий фрагмент крупно:

 

[Мне кажется, что я недавно видел ещё один пример похожей иконки на одной из миниатюр, только двойной, что-то вроде складня, но не могу её быстро сейчас найти; если найду, поставлю потом сюда тоже] Ага, он таки нашёлся – вот:

Это иллюстрация Жана Перреаля (Jean Perréal), изображающая королеву Анну Бретонскую (Queen Anne de Bretagne) пишущую письмо своему второму мужу, Людовику XII (c.1490).

 

Если на секунду отвлечься от “функции”, и посмотреть на “дизайн”, то у “зеркальца” (точнее, иконки) по версии Бейхерта есть пара забавных моментов. Во-первых, тут хорошо видно, как оно подвешено – на специальном крюке, довольно незатейливом, но по-видимому прочном – что в свою очередь указывает на то, что “штучка” эта могла быть довольно тяжёлой (из металла?).

Кроме того, к ней ещё приделана подвеска, с тремя камнями, которую я в прошлый раз принял чуть ли не за распятие. Но даже имея такую, довольно хорошую фотогрию, как сейчас, я не могу сказать точно, является ли это “подвеской”, прикреплённой к “тарелке”, или это какая-то вышивка на самой ткани. Будь то это настоящие бусины в подвеске (жемчуг), или нарисованный тонкой кисточкой  “очаг на холсте”, всё равно заметны усилия выписать там если не отражения, то хотя бы блики.

В прошлый раз я также предположил, что возле кровати висит что-то наподобие “иконы” – правда, теперь я полагаю, что это, скорее, какой текст, что-то вроде мантры. Но я всё равно не могу разобрать, что там написано (и я полагаю, что это так и задумана, просто как некая стилизация текста, подобно тому, как написана книга Марии).

 

Да что там я – сам пастор тоже ничего не смог сказать внятного про все эти вещи. Разумеется, он ничего не знает про “зеркала”, и даже, как мне кажется, немного обрадовался, когда оказалось, что никакого зеркала на “их” алтарном образе нет. Потом я показал ему несколько примеров таких “зеркал”-икон, в том числе, в сценах Благовещения, но и всё равно нет, ничего ему в голову не пришло (и про “досточку” справа тоже).

Но зато, как я уже говорил, он подарил мне книгу про их церковь (все ч/б фотографии из неё), где нашёлся вот какой пассаж:

Что в моём переводе часто значит примерно следующее “В данном Случае мы видим Кровать Марии в её Спальне, над которой висит круглая Тарелка, на которой изображён Христос в виде Агнца Божьего с Крестом”

Runder Teller, Круглая Тарелка, вот как эту штука называлась. Точнее, так её называют сейчас люди, которые в какой-то момент позабыли правильные слова (а почему тогда и не моя Круглая Штучка?)

 

Короче, совершенно дивная картина, в очередной раз и всё такое. Небольшим расстройством оказалась информация (от пастора), что на каком-то недавнем слёте алтарь признали работой скорее мастерской, чем самого Бейхерта. Его влияние (а то и вклад) тут есть, но общее мастерство не дотягивает то его собственных работ – например, до знаменитого Дортмундского алтаря, который считается удивительно тонким и чуть ли не маньеристким – я привожу тут только одну из его панелей (по ссылке – более крупная версия).

Но это в целом не отнимает какой-то ценности ни от результатов расследования, ни от самого опыта.

Для порядка я покажу и остальные части этого алтарного образа.

Вот вторая внешняя панель, изображающая главную для этой церкви сцену – битву Св.Георгия и Дракона

 

В церкви есть ещё один артефакт, скажем так, связанный с этой темой – большой барельеф на одной из стен, над балконом:

 

Но пастор признался, что он ему не очень нравится, потому что он слишком уж большой. Самая церковь не то, чтобы очень маленькая, но всё равно очень уютная и непомпезная, и такой вот эпический героизм как-то не очень идёт.

А потом случилось вот что – пастор подумал, и сказал, что может и весь алтарь показать! Wow!

Более того, видя, как я там мучаюсь со светом, он провёл меня на тот самый балкон, над которым висит дракон, и с которого можно было снимать всё почти без бликов.

Внутренняя сторона посвящена Страстям, с самого начала, так сказать

 

До самого конца:

 

И даже дальше:

 

 

Считается, что как раз в эти панели Бейхарт вложил больше труда, в них (и особенно в сцене распятия) много сходств с манерой его других работ, включая всё тот же Дортмундский алтарь. На всех этих панелях есть множество изумительно интересных вещей, но они не имеют никакого отношения к зеркалам (а значение имеют просто общекультурное – но я как-то так и не нашёл, куда выкладывать “общекультурное”). Так что пока и не буду.

В целом я остался всем доволен как слон, и ещё раз спасибо милейшему пастору, который мне так помог!

 

А так-то – аналитики никакой, голимое акынство (и всегда тут так будет!)

2 thoughts on “Путешествия за зеркалами, и дальше

  1. Медальон у ангела великолепен, но вероятно металлический. Зеркало по форме, как маленькое зеркало у Беллини
    http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F5%2F84%2F867%2F84867974_210mirr1.jpg&uinfo=sw-1440-sh-900-ww-1423-wh-792-pd-1-wp-16x10_1440x900&text=беллини%20зеркало&noreask=1&pos=6&lr=213&rpt=simage&pin=1

    и говорят в Индии до сих пор делают подобные металлические зеркала

    https://www.keralatourism.org/shopping-options/aranmula-kannadi-kerala/2

    и
    http://en.wikipedia.org/wiki/Aranmula_kannadi

    почему металл??

    Технологически создание круглого стеклянного зеркала очень усложнено, и вероятно такие зеркала появляются где-то в 19 века, а все что раньше это металл!

Leave a Reply

