Зеркала Палаццо Веккьо

 

В жанре не отходя от кассы, пока стекло ещё горячо, и продолжая тему “итальянских зеркал” (и их отсутствия), хотелось бы задержать внимание ещё на минуточку и быстро-быстро показать те несколько зеркал, которые мы в этом году нарыли в т.н. Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции.

Мы были во Флоренции и раньше, но тогда успели посмотреть только собор и галерею Уфицци. Я помню своё обалдение от галереи, причём, не столько от самой коллекции, сколько от росписей её стен и потолков. Я даже успел сделать несколько фотографий там, пока меня не засекли охранницы – судя по всему, они настолько заточены на отгон фотографов от картин, что какой-то мужик, снимающий как сумасшедший потолки, не сразу привлёк их внимание. Но потом таки привлёк. В этом году в Палацио был такой же опыт, с той лишь разницей, что снимать там разрешено.

Палацио является одной из самых иконических, как говорят, конструкций во Флоренции, почти так же известной, как и собор, если не больше. Странной, чтобы не сказать уродливой, формы сооружение находится на одной из центральных площадей, площади Синьории, заставленной всякими статуями – например, там стоит знаменитый Давид Микеланджело или фонтан Нептун, работы Бартоломео Аманати – их видно на этом снимке, который, я должен добавить, не мой, я в этот раз не делал никаких общих видов, а эту картинку просто нашёл в интернете:

 

Картинка ниже, наоборот, моя, и показывает голову Геркулеса (эту группу, Геркулеса и Какуса (Cacus), можно тоже увидеть на снимке выше, они стоят на ней за статуей Давида):

Но я не хочу тут показывать много картинок ни самого здания, ни всех этих стоящих вокруг него скульптур (да я и не делал их почти в этот раз). Но хочется как-то передать это ощущения, нахождения внутри какого-то огромного культурного поля, которое ощущается даже несмотря на все толпы туристов, заполонивших там всё вокруг и неизбежно создающих эффект фейковости всего вокруг (кстати, скульптуры эти тоже копии, оригиналы стоят во всяких разных “настоящих музеях”). Но там сколько не покрывай всё слоями-симулякрами, всё равно прошибает от Веяния Истории.

Само здание было в своё время дворецом флорентийских правителей, самых разных, потом городской ратушей – и она и сейчас этим частично является, по совместительству ещё подрабатывая музеем. Все эти исторические зигзаги заметным даже в его архитектуры, там есть кусочки каких-то совсем старых построек, чуть ли не 12 века, к которым потом достраивали стены, башни, переходы итп.

В этом музее показывается много чего интересного, в том числе, множество прекрасных картин и скульптур  – но я сразу скажу, зеркал на них нет. Зеркала в Палаццо есть – но не на картинах и, собственно, и вся мораль этого моего рассказа (в каком-то смысле подтверждающая и выводы прошлого постинга, про то, что зеркала нужно в Италии искать не (с)только на картинах).

Фотография выше сделана даже и не в самом музее, а подходах, так сказать, в одном из первых залов дворца. На ней с одной стороны видно плотность закраски там всего и вся толстым слоём искусства, но также и его довольно плачевное состояние. Все эти росписи находятся буквально на открытом воздухе – веками! – и поняно, что сколько их там ни реставрируй, они всё равно будут норовить прийти в упадок. Но понятно, что в этой упадочности всего и вся там и есть половина красоты, и пресловутое Веяние Истории в этом и проявляется, в том числе.

 

Но да ближе у зеркалам.

Первое зеркало, которе мы там встретили, можно отнести как раз к “картинным”, кстати – его видно уже и на той панели выше, с которой я начал этот постинг, но вот более крупный вид:

Как видно, это вполне конвексное зеркало, с приделанной к нему массивной ручкой, мы видели такие не раз – хотя обычно на чуть более ранних работах. Эта панель написана Джорджио Вазари (Giorgio Vasari) в 1563, и изображён на ней Козимо I Медичи, предводитель сначала Флоренции, а затем и всей Тоскании, которую он покорил, захватив сначала Пизу, а потом Сиену  (и много чего по пути). Тут он показан как раз планирующим осаду Сиены.

 

Собственно, Козимо и заказал изготовление и этой, и многих других картин для этого знаменитого зала – т.н. Salone dei Cinquecento (в который и правда должно было по плану вмещаться 500 человек, правительство города):

Я даже не уверен, что такие вещи можно называть “картинами” – по сути, это всё одна огромная роспись всех стен этой “коробочки”, размером 50 на 30 метров, и почти 20 метров высотой. Мега-полотна для этого зала писали, конкурируя между собой, да Винчи и Микеланджело, и ещё многие мастера того времени, а потолок вот достался Вазари.

Вот как выглядит панель в контексте – только представьте, что это 5 на 5 метров (в этой связи зеркало, его зеркальная поверхность – почти 50 см, то есть, оно само по себе больше многих “нормальных” картин).

 

Я только хотел бы добавить, что изображения панели и зеркала выше – не мои фотографии, они взяты с Google Art. Мои собственные фотографии показывают, что не так там всё хорошо –

И это не просто плохая фотография, из-за тёмного света; это есть, но есть и то, что качество многих вещей там удручающее, с точки зрения сохранности.

 

Просто для передачи контекста – это не я, но я примерно так же большую часть времени там ходил. И шея, да. Потом.

 

К этому же залу примыкает одна интересная комната, так называемая Studiolo, которая была создана для уже сына Козимо, Франческо I Медичи, в 1570-х годах. Это небольшая полу-секретная комнатка, без окон, с дверьми, замаскированными под картины. Она точно так же, как и большой зал, вся покрыта картинами, но там возникает совершенно противоположное ощущение, ужасно клаустрофобичное.

Фотографировать там ужасно трудно, по сути дела, без дополнительного света можно и не пробовать. Кроме того, она ужасно узкая, и для съёмок нужно очень широкоугольный объектив, у меня такого не было, поэтому вышли какие-то кусочки только.

Вот тут на сайте можно посмотреть все картины в этой комнате – The “Studiolo” of Francesco I. Замысел был в том, что каждая стена должна была отображать некую стихию – Землю, Воду, Воздух и Огонь, и вот в части Огня и находится вот какая работа:

Это ни много, ни мало – стеклодувная мастерская! Хоть и не зеркалоделание, но всё равно тесно связанная с этим вещь, изображения которой встречаются не так часто в искусстве. Панель написана в 1575 году, некто Giovanni Maria Butteri.

Вот более крупный кусочек самой печи; видно, что стеклодувы сидят там почти голые:

 

Поход по залам дальше – это см. выше про шею. Там море интереснейших вещей, им покрыты квадратные километры стен и потолков, но это не картины, а какая-то сплошная визуальная вязь. Вот такого, примерно, сорта:

 

Эти штуки называются “гротески”, и их там реально тонны; и не только в этом дворце, в соседней галерее Уффици то же самое (только там нельзя снимать). Если просто ходить по залам и смотреть только картины, то увидишь примерно 10%; если смотреть остальные 90%, то нужно жить несколько дней. Поэтому это всё неизбежно скакание галопом по, и с неизбежными пропусками (и зеркал тоже).

 

Позже в книжном магазине я наткнулся на целый альбом про эти “гротески”, но не стал его брать, он был только на итальянском, и кроме набора картинок ничего бы мне не дал (а картинок у меня у самого к тому моменту были сотни):

 

Снова ближе к зеркалам – их нашлось ряд, как раз в таких вот углах, врезках, вставках и тому подобных местах. Я сразу скажу – про большинство из них я не имею ни малейшего понятия –  ни о том, кто это изображён, ни какая связь изображения с зеркалом

 

1. Дама с Бигуди и Зеркалом

она же, крупнее (мы не видим тут отражающей поверхности, и трудно даже судить, металлическое это зеркало или зеркальное; я ставлю на второе, но это ближе к вилами на воде – или нужно ещё более крупное изображение и/или анализ дизайнов таких зеркал в то время):

 

2. Дама с Зеркалом и Коробочкой для Расчёсок

Тут уже совершенно другое зеркало – во-первых, прямоугольное, и ещё и поэтому скорее всего плоское; возможно, не идеально ещё плоское, но всё равно сделанное уже по другой методологии, чем дутые (конвексные) зеркала.

Вот оно же в контексте:

 

3. Мужик (!) с зеркалом  – очень редкий зверь, надо заметить.

 

Он же, крупнее; ужасно выразительно, надо сказать, хотел бы я знать, кто автор этого “зеркального кокона”:

 

4. Дама с По-видимому Конвексным Зеркальцем

и она же, крупнее

 

На двух последних зеркалах мы также находим некие ручки, за которые их держам (ручки не видно на самом первом зеркале, а второе вообще является настольным. То есть, мы тут видим широкое разнообразие зеркал, за которым может скрываться и разнообразие их использования (шире, чем просто косметический инструмент).

 

И, наконец, последнее из найденных там зеркал – ужасно интересная работа, с сюжетом, который я не то, чтобы не встречал, но про который точно не писал ещё тут раньше.

То есть, это скорее всего, не “зеркало”, а “линза”, которую используют для зажигания огня. Самый известный пример использования зеркал в этих целях – Архимед (что бы там не говорили Myth Busters); но мне кажется, что тут показано что-то другое.  Это не совсем “моя” тема, но пусть тоже тут лежит, до кучи (а точнее, до того времени, пока я соберусь и про это тоже написать).

 

В заключении непременный “завтрак” – мы нашли и некоторые другие зеркала в Италии в этот раз, но не во Флоренции, и пусть тогда про них в другой раз.  Если же вернуться у “теме”, то да, получается, что зеркал в Италии не там мало, просто искать их там нужно более витиеватым способом.

Leave a Reply

