Загадки итальянских зеркал

После переезда этого проекта с платформы жж на отдельный блог число комментов в нём сильно снизилось, но зато они стали более увесистыми, что ли. Я не хочу сказать, что все комменты были в стилe “О, классно”, да и только – и в “старые времена” были и интересные вопросы, и всякие дополнительные материалы, которыми с мной делились (и, кстати, и продолжают делиться многие из “сочувствующих проекту”, за что им спасибо).

Но тут – и возможно, как раз потому, что интерфейс для комментирования тут туповат, продираются через только самые неравнодушные, и комменты поэтому тоже inquisitive, как бы я написал в английском блоге; пытливые такие.

Например, мне недавно задали батарею вопросов:

  • Рисовали ли итальянские живописцы выпуклые зеркала  ранее 1507 года?
  • Какие есть изображения (итальянских мастеров?) с плоским зеркалом, датированные ранее 1550 года?
  • Почему практически нет изображений металлических зеркал (у итальянских мастеров)?

Все эти три вопроса интересные и отдельно, но вместе образуют завязку для очень интересного расследования. Мне казалось, что я так или иначе писал про эти темы раньше, но порывшись в старых записях, обнаружил, что нет (или, по крайней мере, писал про это всё урывками и полунамёками).

Поэтому я решил не ограничиться коротким ответом на вопрос, а написать про эту “итальянскую загадку” отдельный постинг. В ходе чего появилось, конечно, ещё много других вопросов (да и на эти-то ответа толком не появилось – на зато есть повод показать ещё “зеркал в искусстве”).

Для начала – короткое пояснение инфовиза выше.

Я пытался в нём как бы отразить три эпохи зеркал, с технологической точки зрения (и хоть как-то в “итальянском” контексте).

Сначала были “металлические зеркала” (они начались, конечно, задолго до 1000-го года, который я условно выбрал для начала этого графика. На территории современной Италии использовались и египетские зеркала, навезённые оттуда в разные времена, и эллинские, и этрусские, и собственно “римские”. И после-римские тоже были, когда империя как бы кончилась – хотя я честно признаюсь, что я плохо понимаю производство зеркал в т.н. Тёмные Времена, в том числе, и в Италии. Но какое-то их число в обращении находилось,  хотя у нас почему-то очень мало этих артефактов в наличии; меньше, чем даже тех же египетских, например, что образует одну из подзагадок. Поэтому в качестве примера я на нижней, “металлической” линии привожу пример не средневекового зеркала, а ещё этрусского, вот этого:

Но про этрусские зеркала надо вообще писать отдельно, тут оно просто как затычка для кружка, который иначе остался бы пустым.

В какой-то момент в Европе началось производство зеркал нового типа – стеклянных, и вначале конвексных, выпуклых (тут надо добавить, что и многие металлические зеркала в Европе делались конвексными, в отличие от тех же египетских). Вопрос, когда и где именно это началось, точного ответа так и не имеет; есть всякие мнения.

Например, есть мнения, что первые стеклянные зеркала были изготовлены то ли в Древнем Риме,  то ли даже финикийцами (по крайней мере, в качестве первого места производства часто упоминается город Сайде (Sidon) в современном Ливане).  Я всё это считаю каким-то полулегендами, потому что артефактов-то каких-то нет, а то, что есть, не превосходит по размерам броши.

Есть также разговоры про мастеров древнего Востока (арабов? персов?) которые якобы научились делать стеклянные зеркала, и научили потом мавров – которые научили испанцев (либо вариант – научили византийцев, которые потом научили новых итальянцев, как раз через Венецию).  Есть, разумеется, некие альтернативные версии, про “самозарождение” стеклянного зеркалоделания в той же Германии, например, в Нюрнберге или Трире, где стекло умели хорошо варить ещё во времена Римской империи.

Но это всё очень мутное дело, и качественная история возникновения технологии стеклянных зеркал не написана (и всё время появляются новые находки, которые заставляют переписывать и передумать то, что уже написано).

Но как бы то ни было, в какой-то момент в средневековье в Италии умели делать какие-никакие стеклянные зеркала – и технологически это были именно конвексные, выпуклые зеркала. То есть, их сначала выдували как сферы, потом отрезали кусок, внутреннюю поверхность которого покрывали тем или иным металлом (серебром, свинцом, ртутью или какими-то их комбинациями).  И рецепты изготовления стекла, и рецепты и приёмы, которым наносился металл, очень различались от мастерской к мастерской, поэтому и зеркала были разные, и по размерам, и по качеству (в том числе, и отражения).

Опять же, мы видим появление таких новых зеркал в изображениях, но у нас очень мало – подозрительно мало – самих этих зеркал. Понятно, что их металл давно уже должен окислиться, а то и вообще исчезнуть, и сегодня они могут выглядеть как просто кусочки стекла, но ожидается, что их должно быть всё-таки чуть больше, чем тот почти полный ноль, который мы имеем. Ещё одна подзагадка.

В качестве примера артефакта этой категории я использовал предмет, который находится сейчас в Metropolitan Museum of Art, и который они описывают как Restello:

Судя по всему, это было такое настольное зеркало, в довольно массивной раме, на которую ещё крепились расчёски и щёточки (в описании они называют это всё tabernacle, что в этом контексте можно понимать как “кабинет”). То, что на показано картине – вполне приличный по размерам предмет, почти 80 см высотой, то есть, диаметр его (уже стеклянного) зеркальца – около 20 см.

Интересно, кстати, что я не нахожу ни на каких изображениях именно такой вот модели зеркала, restello – и наоборот, нахожу там множество других примеров дизайна, которых не нахожу в реальной жизни (в музеях, например).

Рестелло это датируют 1490-ми годами и считается, что именно эта штука была сделана в Венеции, которая пользовалась славой производителя лучших по качеству зеркала в Италии и её окрестностях в то время. Но надо понимать, что Венеция (а точнее её знаменитый остров Мурано) была не единственным центром производства зеркал, стеклодувные мастерские имелись почти во всех крупных городах (во Флоренции, например, гильдия стеклодувов которой тоже хвасталась своими зеркалами, или в том же Риме), хотя качество их продукции могло  и уступать венецианскому.  Но это всё снова остаётся в области досужих размышлений, поскольку этих зеркал сохранилось очень мало, и непонятно, как их все можно сравнивать.

Теперь про 1507 год. Неслучайно, что именно про него шла речь в вопросе, и я его даже сделал некой центральной линией моего инфовиза. Дело в том, что именно от этой даты принято отсчитывать момент появления “плоских зеркал” – именно в этом году два брата-стеклодува из Мурано, Andrea и Domenico d’Anzolo del Gallo, подали заявку на регистрацию своего изобретения в так называемый Совет Десяти в Венеции. В заявке (которую мы сегодня назвали бы заявкой на патент) они описали способ изготовления (более-менее) плоского зеркала – смысл там был в том, что металл (сначала слой олова, потом ртути) разливался на плоский лист, на который потом сверху укладывалось стекло.

Но описание собственно “укладывания стекла” описано довольно общо, сейчас предполагается, что это всё равно было дутое стекло, выдуваемое в форме цилиндра, который потом разрезали по вертикали – по-настоящему плоские стекла (и зеркала) научатся делать намного позже.

Но тут пара моментов – во-первых даже в самом патенте братья пишут, что с выдачей его нужно поторопиться из-за растущей конкуренции мастеров-стеклодувов из Нюрнберга, и кроме того, их изобретение не было совершенно уникальным, нечто подобное делали уже в разных местах и в Италии тоже (например, в той же Флоренции). По сути дела, братцы просили не оформить их заявку как “инновацию”, а просто дать им право монопольного производства зеркал – что и было сделано, они получили это право на 20 лет, и довольно неслабо им попользовались, продавая свои зеркала многим монархам Европы.

Другое дело,  что в Венеции накопилось какое-то уникальное количество компонентов, и технологических, и политико-экономических, которые и действительно дал ей невероятно преимущество в зеркалоделании, почти на полтора века; но про это – и про само преимущество, и про то, как он кончилось – нужно всё тоже отдельно рассказывать, там совершенно потрясающая история.

Для наших же целей сегодня можно, хотя и с оговорками, принять эту дату, 1507 год, как некий зеркальный раздел, между конвексными и плоскими зеркалами. В качестве оного я могу привести тот экземпляр, который мне попался как-то на пути во время TEFAF-a – я уже показывал его (см. Mirror, Mirror (of ?? century) on the Wall), но пусть оно ещё раз появится.

К вопросу о веке – его там презентировали как “середина 16го”, и я тогда, и сейчас сомневаюсь.

На моём инфовизе линия, отвечающая за “конвексные” зеркала, не кончается на 1507 годе, и их и действительно довольно долго ещё делали потом (и ещё дольше “изображали в искусстве”).  Время от времени возникали моды на конвексные зеркала, и их снова начинали делать – при том, что в ходу уже были хорошие плоские (например, такой ренессанс конвексных зеркал случился в конце 19 века; про что я тоже хотел бы написать. Эх.)

***

К этому моменту я худо-бедно разделался с инфовизом. А постинг-то про вопросы ещё весь только впереди 😦

Все примеры, которые я подобрал выше, только про сами зеркала, а не про их изображения, и с ними, с изображениями, в том числе, и с итальянскими, тоже хватает загадок. Вот про это всё я теперь и буду что-то рассказывать.

Возможно, это будет очень далёкий заход, но я хотел бы начать с “древне-итальянских” зеркал. Возможно, я потом как-нибудь напишу про них что-то отдельное, но пусть пока несколько примеров будут и тут.

У нас в распоряжении имеется несколько примеров изображений зеркал в Древнем Риме. Вот, например, фреска в Остии (Ostia Antica, место археологических раскопок недалеко от Рима, в которое мы всё никак не доедем):

Предполагается, что тут изображена Венера с двумя купидонами, один из которых держит зеркало (вестимо, металлическое):

Фреска находилась во фригидариуме, бассейне, который располагался возле бань:

Ещё одна фреска с зеркалом – изображённым, кстати, в очень похожем сюжете, в Венерой и купидоном (амуром), найдена во время раскопок в Помпеях, в так называемой Вилле Мистерий (Villa of the Mysteries).

В тех же Помпеях найдена ещё одна фреска, на которой изображена Венера (или просто женщина?), смотрящаяся в зеркальце, которое она сама держит в своей руке.

Фрески из Помпей датирует серединой первого века уже новой эры (Везувий взорвался в 79 году), а Венеру из фригидария  лет на сто старше их.

***

Одна из причин, почему я начал с этих фресок, как раз в том и заключается, чтобы показать, что фресок в Италии есть. И тогда были, и сейчас; вот, например, отделка так называемого Casa Cazuffi-Rella в городе Тренто:

Он не такой уж древний, то есть, это не Древний Рим – но всё равно немолодой, 16 век. Его внешние фрески несколько раз реставрировались, но считается, что они довольно точно изображают то, что изначально планировалось:

Правда, как обычно, мало уже кто понимает, что же именно планировалось, и сегодня не совсем ясно, что или кого символизирует эта фигура с зеркалом:

Точно также неясно, была ли это попытка изобразить  ещё металлическое или уже стеклянное зеркало; сейчас оно больше походит на второе, но его голубую “зеркальную поверхность” могли ведь и позже дописать.

Мой некоторый посыл тут ещё и в том, что возможно мы не находим в Италии много зеркал, потому что не там ищем. Возможно, их нужно искать не на картинах (или алтарях), как в северной Европе, а на всяких фресках и росписях. С чем, разумеется, возникает масса проблем – фрески эти и создавались из менее долговечных материалов, и страдали больше от времени (и от климата, и от людей), поэтому их просо физически меньше сохранилось.

Кроме этого,  они ещё и хуже собираются в музеи – для того, чтобы посмотреть на какую-то фреску, надо именно в это место и идти, где она находится. Site-specific, как сейчас модно писать.

Вот, например, фрески из Castello di Masnago. Сам замок находится в маленьком городе Варезе (Varese) на севере Италии, в Ломбардии. Очень маловероятно, что я туда когда-нибудь соберусь, даже при том, что в нём в 1928 году (и довольно случайно) обнаружили совершенно уникальные росписи, так называемый Зал Грехов и Добродетелей (Hall of Vices and Virtues). Его фрески написаны в середине пятнадцатого века, но в какой-то момент были закрашены, и даже владельцы не знали, что скрывается под слоем побелки.

А так скрывалась целая серия огромных женских портретов, изображающих всевозможные добродетели и ещё более всевозможные грехи – грехов всегда в два раза больше.

Одна из таких фигур – Тщеславие (Vanity) в паре с Похотью (Lust) окружает Целомудрие (Сhastity)

держа при этом в руках зеркальце – и на мой взгляд, уже как раз стеклянно-конвексное:

Я бы также посчитал зеркальцем и объект, который держит Гордыня (Pride), которая в паре с Высокомерием (Arrogance) окружает Смирение (Humility):

Я уже писал, в постинге про Смерть и Шекспира, про Ванаглорию из Сиены и её зеркальце.

А это фрески – просто на минуточку – аж 14 века (1339-39 год)! Хотя про эту зеркальце и трудно сказать, стеклянное оно или металлические – я склоняюсь к последнему.

Интересно, что в обоих случаях зеркало ассоциируется с негативной фигурой, Vanity. Но среди итальянских фресок с зеркалами есть и “положительные”. И одна из них – это ни много, ни мало роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело, той самой, на которой изображены знаменитые “пальчики”.

Хочу заметить, что я не был там сам, поэтому фотографии не мои (как и замка в Варезе).  Но даже если бы и был, то мог и не заметить это зеркальце, оно изображено на одной из боковых панелей (лунетов).

Я написал, что это более-менее положительное зеркало, но даже в этом случае я не уверен полностью. Герой этой панели – Нахшон (Nahshon), или на старый лад Наассон (как тут написано) – вполне позитивный персонаж в Библии, хотя и с неочевидной такой моральной нагрузкой. Он известен тем, что решительно вступил в воды Красного моря – которое в какой-то момент взяло и расступилось, обеспечив исход евреев из Египта.

Каким образом в этом деле замешано зеркало, я пока не в курсе. Но зеркало это больше смахивает на архаично-металлическое – хотя может на поверку оказаться и стеклянным (росписи велись в 1508-12 годах).

Фрески создавались в Италии с давних времён (благо, сухой климат позволял), и продолжали создаваться даже тогда, когда более модными стали картины, сначала на панелях, а потом и на полотнах. Опять же, я уже писал про эту работу, но приведу ещё раз – фреска в замке Т (Palazo Tejeto), написанная Джулио Романо (Gulio Romano) около 1535 года:

Хорошо, какое-никакое количество зеркал мы не фресках видим – но во-первых, всё равно маловато, а во-вторых – среди них подозрительно не встречаются конвексные. И это в то время, когда на севере (во Фландрии и Германии, и в каком-то смысле и во Франции тоже) мы видим в 15 веке уже массу конвексных зеркал – начиная от ван Эйка и далее по списку, у меня про них пол-блога.

(Я написал про Францию “в каком-то смысле” имея в виду ” в каком-то формате”: там мы чаще находим примеры не на картинах, а в манускриптах. И тут с итальянцами у меня тоже лакуна. Я знаю, что в Италии того времени было написано ряд книг, в иллюстрациях к которым изображались зеркала – например, Декамерон или некоторые другие тексты Бокаччо, но так случилось, что они все в основном известны (мне) по французским изданиями.

Недавно я наткнулся на пример иллюстрации с зеркалами в итальянской книге – а именно, в томе Божественной комедии Данте, в секции про рай. Это эпизод, где Беатриче объясняет Данте знаменитый парадокс с тремя зеркалами:

Казалось бы, имея такой текст (не про одно, и не про два, а про ТРИ зеркала, да ещё такого мэтра как Данте), в итальянских книгах должно быть зеркал как гуталина, завались. Но нет, или по крайней мере, я их не могу найти.

Другой  большой источник – всевозможные календари, которые стали первоначально издавать сначала в Италии (где они через Византийские источники снова вбросили в культурные оборот римских богов и богинь, в том числе и Венеру – которую часто изображали с зеркальцем:

Это пример из манускрипта De Spaera, созданного в Модене примерно в 1450 году. Позже эти календари распространились по всей Европе, и в 16 века они существовали уже почти на всех языках.  Изображённое здесь зеркальце уже, безусловно, стеклянное, и оно больше похоже на конвексное, чем на нет.

Интересно, что единственный известный мне пока пример живописного, скажем так, конвексного зеркала находится тоже не на картине, а на панели, которая предположительно была частью мебели. Я имею в виду шкафчик Беллини (я писал про него в небольшом постинге Аллегорично-амбивалентное зеркало):

Беллини, как я уже писал, “отработал” за всех не только за конвексные зеркала, но и за переход от них к плоским – по крайней мере, мне кажется, что его Донна с двумя зеркалами (1515) именно про это:

Про это же, как мне тоже кажется, и донна Тициана (тоже примерно тех лет):

Тициан вообще оказался титаном, и в своих многочисленных работах он показал всю эволюцию зеркальной технологии – от конвексных зеркал, до первых маленьких плоских, и до почти огромных уже его зеркал последних  Венер. Я писал про Тициана довольно много, пожалуй, больше, чем про кого-то бы то ни было, но и ещё буду – у меня как минимум ещё два истории с его зеркалами есть в разработке.

Ещё, конечно, можно вспомнить про кассоне (см. Скелеты в сундуках с зеркалами), а раз пошло такое дело, то я могу показать и ещё один утилитарный объект, на котором я нашёл зеркало.  Он хотя и немного более позднего времени (~1540), но и сам интересный, и только ещё больше подтверждает тот факт, что зеркала могут встречаться всюду, и надо сильно расширять область поиска.

Это чаша (scodella), на которой изображена сцена рождения младенца, скорее всего, предназначавшаяся в подарок по таком случаю.  Именно этот экземпляр сделан некто Francesco Durantino, известным мастером майолики, и на её крышке (слева) мы видим в интерьере (предположительно) зеркало , висящее на стене.

На самой чаше над кроватью тоже есть изображение – но я бы засчитал его за окно, ещё и потому, что тогда таких больших квадратных (!) зеркал ещё не умели делать.

Если вернуться всё-таки к “строго-живописным” вещам, то вот что у меня есть ещё.

Есть Венера Джорджоне (Giorgione), с небольшим – но уже точно зеркальным, и конвексным – зеркальцем в руках; 1506 год. Джорджоне, кстати, жил и работал в Венеции:

Есть даже ещё более ранняя гравюра некто Jacopo de ‘Barbari’ – тоже предположительно Венера (~1470):

И есть чуть более поздняя, и во многом загадочная La strega (Witch, ведьма) некто Agostino Veneziano (~1515), который, кстати, несмотря на имя, не был из Венеции:

***

Но всё равно – маловато будет! Где-где-где вы, конвексные зеркала братца Анжелико?

Куда-куда-куда спрятал свои  зеркальца Ботичелии?

И тому подобные риторические вопросы часто задаю я себе.  Как я уже писал, нет зеркал ни у Рафаэля, ни у Леонардо (с последним, в этой связи, вообще всё сложно, поскольку про сами зеркала он хорошо знал и активно их использовал).

В попытке ответить на все эти вопросы у меня есть пара гипотез. Одна – то, что в Италии не случилось “захвата” зеркала в религиозный контекст (как это случилось в северной Европе, в частности, во Фландрии и в некоторых немецких землях – про что обильно писал, и ещё буду).

Вторая – что такой захват был, но потом его вытерли из памяти (и либо уничтожили большинство работ, либо попрятали, и где-то в закромах Ватикана мы потом найдём и итальянские Благовещения с зеркалами, и Рождения Марий, а то и ещё какие сюжеты).

С художественной точки зрения тему конвексных зеркал закрыл Пармиджанино (см. Зеркало в шляпе).   Возвращаясь к вопросу о плоских “итальянских” зеркалах первой половины 16 века – я писал про многие из них (см. все постинги про Тициана, например), но ещё важными вехами являются работы Тинторетто (Старость и Kindle(d) Fire) и Бордоне – у которого плоские уже зеркала перебираются с рук на стены (Парис и Поиски Зеркал), паттерн, который спустя столетие повторят и “голландские зеркала” – Зеркала, Столы и Стены (и девушки).

Я хочу надеяться, что это не все итальянские зеркала, которые есть на белом свете, и что мне удастся найти ещё много зеркал, хороших и разных, и металлических, и неметаллических, а также изображений оных в самых разных форматах.

К вопросу о поиске изображений – я хотел было вставить в этот постинг мои находки этого года в Италии (одну я показал – это Ванаглория выше, но были и ещё); но потом понял, что это тянет на отдельный постинг, поэтому следующий будет про это.

One thought on “Загадки итальянских зеркал

  1. Спасибо за оба обзора по Италии. Особенно за помпейское зеркало, уж очень оно напоминает плоское стеклянное зеркало начала 17 века.

    Мои вопросы возникают при исследовании развития технологии стеклоделия.

    Я предполагаю (безумная идея по Нильсу Бору), что стеклоделие в форме выдувания стекла возникло в начале 15 века.

    И первым делом появилась посуда и песочные часы. Затем линзы для очков и выпуклые зеркала.

    Вопрос о 1507 годе, достаточно непрост, я пока не нашел опубликованным патент братье дал Галло, но склоняюсь к мысли, что они делали конвексные зеркала по немецкой модели, то есть выдувался шар, заливался расплавленная металлическая смесь, типа свинец-сурьма.

    Конечно возможен вариант, что это были конвексные зеркала с ртутной амальгамой, но это не подтверждается изображениями у Беллини и Тициана. Там большие полушария!

    По поводу Беллини, малое зеркало похоже металлическое.

    Вопрос конвексного зеркала с амальгамой? Если посмотреть Ван Эйка древнего и свадьба Арнольфини, то у меня возникает подозрение, что на свадьбе конвексное зеркало с амальгамой!
    Да, обе эти картины объединяют деревянные колодки (тапочки) в левом нижнем углу, они абсолютно одинаковые и зачем они нужны на свадьбе мне не понятно.

    Во сколько накатал.
    И последнее на сегодня.
    Первое упоминание о плоских стеклянных зеркала ,вероятно, в книге Кардано 1550 года. Во-втором издании 1554 года, он даже приводит изображение такого своего личного зеркала!

Leave a Reply

