Диски, штучки, зеркальца – и не только Древнего Египта

Планировалось, что это будет небольшая запись, просто некая зарубка для памяти и возможно более чёткий point, вслед моему недавнему постингу про древне-египетские зеркала.  Но потом как-то мысь разбежалась по всему древу и получилось довольно много букфф. Ну что же, сколько есть.

Point, который мне хотелось, вот в чём заключался. В том самом постинге я показал несколько зеркал, который функционально использовались “почти как сейчас”, то есть, скажем так, в косметическом контексте, но большую часть я всё силился сказать, что “зеркала” были для египтян чем-то другим, некими сакральными объектами, тесно связанными с их религиозными представлениями (например, с обожествлением Солнца и и всякими дериватами оного). Было также показано много анхов (ankh).

Это всё классно, но где тогда изображения вот этого всего? Можно, конечно, засчитать за таковые изображения (они же доказательства этого моего point-a) те самые анхи, но всегда хочется чего-то большего, так, чтобы изображено было вот точно такой же предмет, как эти древне-египетские зеркала(или “зеркала”), но так, чтобы они на этом изображении использовались абсолютно некосметически.

Я, правда, пока совсем не знаю, где такие искать, в каких контекстах; должны ли это быть изображения каких-то религиозных обрядов или, наоборот, каких-то придворных праздников. Тут у меня нет пока такой насмотренности, которая в какой-то момент образовалась на все эти средневековые алтари, когда я более-менее точно знал “куда смотреть” (см. On pattern recognition in the mirrors).

Именно в таком вот контексте моё внимание привлёк этот обелиск, с которого я начал постинг. Вот более крупное изображение того фрагмента, который мне интересен более всего:

 

Пара предуведомлений. Во-первых, это не египетский артефакт, а ассирийский, его нашли при раскопках неподалёку от современного Вавилона, в том, что предположительно было храмом Мардук (Temple of Marduk).  Мардук, как известно, был верховным божеством в древней Месопотамии и олицетворял и солнце в том числе, но ещё и общее плодородие и рост, а ещё мудрость, магию и множество других полезных в хозяйстве вещей.

Но на этой стеле (бронзовой, кстати, хотя предполагается, что она сначала была полностью покрыта золотыми пластинами) изображён не он, а царь Асархаддон (King Esarhaddon) и его мать, царица Накия (Queen Mother Nakija). Асархаддон правил Вавилоном приблизительно в 680-670-х годах до н.э., и много сделал и для восстановления утраченной было славы государств, и для самого города в целом. Это именно с его правлением связывают работы по восстановлению легендарной Вавилонской башни (которая на самом деле была, скорее всего, просто очень высоким зиккуратом, по некоторым данным, высотой более ста метров). Мардук, кстати, был помимо всего прочего, ещё и покровителем Вавилона, так что любые монументальные постройки в городе шли как бы и ему в кассу тоже.

Это не такой древний артефакт, кстати, его датируют как раз годами правление царя, то есть теми самыми 680-670 днэ; то есть, это очень давно, но не так давно, как многие предметы и постройки того же Древнего Египта. Это ещё и к тому, что те самые “предметы и постройки” могли на эстетику именно этой стелы и повлиять;

Но это всё фактология, мне же интересен тот предмет, который держит в руках царица-мать. Я понимаю, что это всё может оказаться выдачей желаемого за действительное (и Лакан тут криво бы усмехнулся, осознав, что “желаемым” является “зеркало”). Но и как бы то ни было, мне кажется, что она держит именно “зеркальце” – и разумеется, не с косметическими целями, а как часть какого обряда или церемонии.

Штучка эта может на поверку оказаться чем-то другим (цветком, например), но даже если так, то я хотел бы использовать это как пример – вот такие вот штуки я и ищу, где будет не символический анх, например, а вполне себе “зеркальце” – например, напоминающее вот такое

но жедательно в совершенно незеркальном контексте.

***

В этом месте я собирался и закончить этот постинг, но тут мне в руки подвернулась ещё одна книжка по истории искусства Древнего Египта, которую я просмотрел уже с таким вот, новым, фильтром. Нельзя сказать, что я вот так вот взял, и сразу нашёл там то, что искал, но что-то нашёл и решил выложить сюда тоже.  (Зеркало выше, кстати, датирует 1880 г. днэ, его ручка (якобы) стилизованно показывает пучок папирусных листьев, и принадлежало оно принцессе Sat-Hathor-Yunet, дочери фараона Сенусрета II (Senusret II).

Ниже, поэтому, просто некая россыпь всякой всячины, которую я тем или иным способом пытаюсь притянуть за уши к “зеркалам в искусстве”.

 

Вот фреска из пирамиды Тутмоса IV (Thutmose IV), построенной около 1400 г. днэ. Фараона тут приветствуют различные божества, каждый раз взаимодействую с ним при помощи всё того же анха (чаще всего он в руках, но мы видим и конструкцию, когда он прикреплён к посоху)

 

Тут мне ещё показались интересными некие “звёздочки”, идущие по верхнему краю. Оказалось, что это и на самом деле изображение звёздного неба, мотив, который в других случаях может проявиться совершенно “наотмашь”. Вон, например, погребальная камера в пирамиде Унас (Unas), в поселении Saqqara. Это очень древние постройки, около 2375 г. днэ, и сейчас они сами сильно разрушены, но какие-то подземные элементы сохранились неплохо:

Видно, что потолок сделан из плит, украшенных звёздами, вырезанными на камне. Можно представить, каким виделось египтянам их звёздное небо по ночам, безо всякой light pollution наших дней.

 

Я показал это звёздное небо не без умысла, какие-то его элементы могут появляться и дальше. Например, вот стенная роспись в храме богине Хатхор (Hathor) в Dier el-Bahari (около 1425 г. днэ):

 

Мы снова видим массу анхов (и очень хотелось бы где-то узнать, что все эти тексты с ними значат, то есть, хотя бы как это сегодня переводится – я пока не рылся ни в чём текстуальном, всё больше просто картинки смотрю). И картинки тут показывают наличие каких-то других зеркалоподобных объектов – например:

 

Слева такая штучка на палочке с диском (?), в котором отражается (??) звезда, и ещё какой-то диск. Справа некий шар (?) с петлёй (?), и ещё одна штука, которая почти как зеркало.  Опять же, я понимаю, что они все могут не иметь никакого отношения к зеркалам, а является просто иероглифами. Но не могу не отметить, кстати, что все анхи очень тщательно показаны непрозрачными, то есть, это не петли, а именно диски (по крайней мере, на этих изображениях).

И да, прошлый раз я почти не писал про это, но ещё были жуки! Многие другие животные тоже были, но жук-скарабей, всё перекатывающий своё солнце – это тоже один из повсеместных символов местности (а почему бы ему не перекатывать и “зеркало”?)

Эта брошь из пирамиды Тутанхамона (около 1335 г. днэ), и её жук сложный, у него крылья и хвост орла, а ещё вся композиция включает и не менее знаменитый Глаз Хоруса (Eye of Horus) или глаз богини Wadjet (Wedjat, Udjat).  Про связь солнечного диска и глаза у египтян тоже хотелось бы порыться и узнать побольше, но пусть пока хотя бы зарубка будет.

Вот на этой шкатулке принцессы Шепенупет (Shepenupet II, около 670 г. днэ) мы видим этот глаз сдвоенным, и тогда в качестве “носа” они умудряются вставить нечто, сильно напоминающее зеркало:

 

Орёл (или сокол) – одна из реинкарнаций бога Ра, и он тоже часто изображался с диском-солнцем на голове; но в данном случае он ещё и держит в лапах два диска, похожих на те, что мы видели на фреске из храма Хатор:

Эта брошь с орлом тоже из пирамиды Тутанхамона (около 1335 г. днэ)

 

Вот очень интересная статуэтка, богини Таурт (или Таурэт, Taweret), которую часто изображали в виде такой вот бегемотихи:

В Древнем Египет она была богиней плодородия, и более специфически – покровительницей рождения, беременных женщин и новорождённых.  В её лапах предмет, который потом станет и символом-иероглифом “sa”, означающим “защита”, “покровительство” (и тоже очень похожим на диск-зеркальце).

 

Вот панель трона Тутмоса (Thutmose IV, около 1400 г. днэ), и на ней сразу несколько “интересностей”. Во-первых, всё тот же орёл, несущий всё тот же диск-солнце-(зеркало). Но самое забавное – антропоморфный анх, держащий в своих дополнительных “ручонках” папирусное опахало; то есть, они не тронули его собственную перекладину, которая вполне могла бы поработать и руками, а специально дорисовали ещё две руки – так, чтобы точно было понятно, что это именно анх.

 

Кстати о тронах. Я уже показывал эту позолоченную панель из гробницы Тутанхамона (на которой, как я подозреваю, тоже изображено что-то зеркалоподобное – см. диск справа):

Но в том издании, в котором я её нашёл, почему-то не было указано, что это задняя панель его трона.

 

Все эти примеры не являются пока именно тем, что я ищу. Но пусть накапливаются в виде всяких возможных зацепок, как для дальнейших поисков по материалам из самого Древнего Египта, так и для понимания многих вещей, которые стали случаться в Европе много позже.

 

Этот не Мадонна с Младенцем, конечно, а статуя богини Исис (Isis), кормящей бога Хоруса (Horus). Около 330 г. днэ.

One thought on “Диски, штучки, зеркальца – и не только Древнего Египта

  1. “в качестве “носа” они умудряются вставить нечто, сильно напоминающее зеркало”…
    Египтяне постоянно вставляли это зеркало между ДВУМЯ ЧАШАМИ с глазами. Глаза – указатель, мол, зри в Чашу, то есть -это две зеркальные Чаши. Они повсюду. Если брать “крупные формы” – то это храмовые рельефы в Ком Омбо и в Филах, а так, по мелочам – с двух сторон от богов на стелах, например, на изображениях Бэса (Беса, по русски, сами понимаете, откуда у русских чертей-бесов ноги растут).
    То есть, здесь наблюдаются истоки одной из самых раскрученных “линий” феномена. о котором я говорю – граалевой. Две зеркальные чаши “Грааля”. Но Грааль – лишь последняя интерпретация этого “Двойного зеркала”, уважаемый “Отражатель”. Торкнула Вас эта тема? Меня тоже. Я разгадала секрет. Книгу заканчиваю.

Leave a Reply

