Эротичный папирус, теперь зеркально!

Прошлый мой постинг про зеркала Древного Египта вышел длинным и нудным,  и в какой-то момент я был таки вынужден его остановить, при том, что мне “было, что ещё сказать”. Так что этот постинг в каком-то смысле рикошет.

В прошлый раз я говорил всё больше о крупных и крепких артефактах – вроде барельефов или фресок; а если они были и не крупные, то хотя бы металлические. Но даже такие относительно прочные материалы всё равно разрушаются со временем, которого, времени, с тех пор утекло ужасно много. Что же говорить о хрупком папирусе, который, как мы знаем, активно использовался в Древнем Египте, но был сделан, по сути дела, из травы? Что могло от него остаться за все эти многие тысячи лет?

То, что до нас каким-то образом дожили хоть какие-то папирусы того времени, выглядит совершенным чудом (тут, правда, надо заметить, что не все “папирусы” одинаково чудесные, в принципе технология использовалась очень долго, чуть ли не до средних веков, так что само по себе наличие папирусов в библиотеках не такая уж и редкость. Я, например, не знал, что Папский Рим выпускал свои буллы на папирусе вплоть до десятого века.)

Но всё-таки “настоящие” папирусные свитки довольно редки, и находки новых обычно становятся сенсацией (как случилось, например, с знаменитыми Кумранским рукописями (которые ещё называют Свитками Мёртвого моря). В том случае не все артефакты были из папируса, многие из них изготовлены уже из пергамента, а часть даже из специальных медных пластин; но были и папирусные тоже. Но каков бы ни был материал, всё обычно находится уже проеденным временем до дыр (sic!) Обычный папирусный свиток времён Древнего Египта может выглядеть примерно так:

То есть, все эти “папирусные свитки” чаще всего представляют из себя окрошку из кусочков, которые не складываются в пазл, написаны на языках, которые мы знаем плохо, и рассказывают про вещи и события, о которых мы, скорее всего, не имеем никакого представления.

Найти среди всей этой окрошки изображение “зеркала” представляется не просто чудом, а чудом из чудес. И тем не менее один раз такое чудо, судя по всему, случилось и у нас есть один папирус с зеркалом. Да ещё какой колоритный папирус!

Папирус этот называется “Туринский Эротический Папирус“, по месту его сегодняшнего нахождения, в музее Эгизио Эджицио, поправляют меня, есть Египетский музей – Museo Egizio –  в Турине. Точнее, так утверждает статья на википедии про этот папирус, на самом сайте музея (довольно убогом) я ничего про него не нашёл. Но будем верить, что он там.

История открытия этого папируса довольно загадочная, по некоторым данным манускрипт был найден ещё в 1820 году в египетском поселении Дейр эль-Медина (Deir el-Medina), расположенном недалеко от Долины Царей (Valley of Kings), возле современного Луксора. Однако по моим сведениям первые раскопки в этом поселении начались только в 1840-е годы, а по-настоящему развернулись и вообще только в начале 20го века. Что не исключает, конечно, что этот папирус был найден именно там и тогда, например, местными жителями, которые его передали или продали путешественникам. Возможно, где-то есть история про его появление в Турине, но я её не знаю.

Статья про этот папирус в русской википедии рассказывает, что он в своё время был очень-очень критично оценён Жан-Франсуа Шампольоном (Jean-François Champollion), историком и лингвистом, которого называют отцом современной египтологии (это он смог расшифровать знаменитую Розетскую Стеллу (Rosetta Stone), благодаря чему мы теперь думаем, что понимаем древне-египетский язык). Описывается эта оценка: 

Из-за своеобразного содержания [папирус] вызывал отторжение ранних европейских исследователей (крайне негативно о нём отозвался Жан-Франсуа Шампольон).”

Под эвфемизмом “своеобразное содержание” скрывается на самом деле его очень эксплицитно-сексуальные сценки, за что этот папирус часто называют “Египетским Плейбоем” (а то и просто “египетской порнографией”):

Картинки выше – это не реальный папирус, конечно, а современные его реконструкции. Реальный папирус выглядит примерно так:

Но даже на таких полу-стёртых, полу-развалившихся изображениях проступают очень #NSFW сцены, которые шокировали не только Шампольона, но и более современных зрителей – папирус не был выставлен в открытый доступ в музее вплоть до середины 1970-х.  И это при том, что сам-то папирус датируют 12-11 веками до н.э., временем правления Рамзеса III или его сына Рамзеса IV!

Что именно изображено на этом папирусе, а точнее, с какой целью, остаётся загадкой. Тут надо добавить, что это довольной большой артефакт: свиток не такой высокий (около 20см), но очень длинный, более двух метров в длину; этакая стенная газета.  Он делится на две примерно равные части, так называемые Животные (правая часть папируса) и Про Секс (это моё собственное название, возможно, в более серьёзных источниках придумали и более нейтральную версию).

Часть с животными состоит из большого количества сценок, на которых разные зверушки выполняют какие-то человеческие действия (я снова использую современную реконструкцию):

 

Существует, кстати, очень интересная часть этого папирусу, про которую почему-то совсем мало пишут, но которая ужасно интересна – это старинная карта Египта (и кто знает, может, и всего мира, как они его себе представляли)…

но я вынужден отложить рассказ про неё, до тех “лучших времён”, когда я начну новый блог про “карты-в-искусстве” (хороший проект для одной из “будущих жизней”).

 

Но вернёмся к сексу зеркалам!

Среди многочисленных очень откровенных сценок Левой части папируса есть одна, на которой, судя по всему, таки изображено зеркало (я снова привожу тут современную реконструкцию; настоящий фрагмент я показал в самом начале этой записи):

Я не возьмусь описать, что именно происходит в нижней части этого фрагмента (скажем так, есть разные версии), но вот в верхней мы видим девушку, красящую себе губы помадой (?) и смотрящую при этом в зеркало. Это то самое дисковое (металлическое?) зеркало, которые я обильно показывал в прошлом постинге.

Мы не видим в нём каких-то следов отражения, но в целом видим усилия показать, что это именно оно, зеркало:

Если изображать сцену совсем реалистично, что мы должны были бы видеть это зеркало в профиль (то есть, не видеть его отражающей поверхности – зато тогда девушка имела бы шанс увидеть в нём своё лицо). Но получилось так, как получилось, и мы с большой вероятностью можем теперь считать это самым древним известным изображением зеркала – по крайней мере, на папирусе.

Если это, конечно, не подделка. У нас нет больше ни одного папируса или другого документа, который бы изображал что-то подобное, ни по содержанию, ни по стилю. Шампольон именно поэтому не мог поверить, что это подлинный артефакт. Мы сейчас знаем, что откровенные изображения сексуальных сцен – не редкость, а чуть ли не правило, они встречаются от Древней Индии и культур ацтеков и майя до более поздних гревков и римлян (и везде между ними, и географически, и темпорально).   Так что мои сомнения (разделяемые, кстати, многими исследователями) – не содержательные, так сказать, а стилистические.

Но даже если считать этот папирус подлинным, точный смысл именно этой сценки, например, всё равно остаётся загадкой. Что тут нам как бы хотел сказать автор? Что нужно наносить помаду перед сексом? Или наоборот, снимать? Или что секс получается каким-то особенным, если наносить помаду во время?

Несмотря на, казалось бы, самоочевидность его зеркальности, этот объект, который женщина держит в руке, мог быть и “чем-то другим”, как я всё пытался намекнуть в прошлый раз. Например, это могла быть не просто женщина, а, скажем, жрица одного из культов Солнца – и тогда все эти оргиастические упражнения становились бы чуть ли не обрядовыми действиями.

Как часто водится, вопросов остаётся больше, чем есть пока ответов (и времени их искать). Буде найдётся новый материал – допишу.

 

Advertisements

2 thoughts on “Эротичный папирус, теперь зеркально!

  1. Музей не Эгизио, А Эджицио, то есть Египетский музей 🙂
    Офигительный папирус. Если он даже фальшивый, его стоило нарисовать.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s