Mirrors’R’Us, или Древнеегипетские Рефлексии

Этот постинг дался как-то очень трудно (хотя бы потому, что готовился он это ужасно долго, можно сказать, “с самого начала”). И действительно, постингами такого рода подобные блоги как раз должны начинаться – так, чтобы уж сразу с Начала Всех Начал. Но так случилось, что мой блог начался то ли с ван Эйка, то ли с Веласкеса (а то ли и вообще с Анонимного Мастера Школы Фонтенбло, всё в зависимости от того, что считать “началом блога)”.

Но я действительно почти с самого этого начала и планировал написать этот постинг – в списке ту-ду он шёл под названием “Зеркала Древнего Египта”, помещаясь в категорию Совсем древние зеркала. Но даже и после трёх лет всей этой зеркальной жвачки руки до него так всё не доходили.

С одной стороны причины понятны – материалов по Древнему Египту так много (а с их пониманием так всё запущено), что браться за такое сравнимо с пресловутым бритьём поросёнка. В том смысле, что труда будет много, а шерсти всё равно хватит только на очень поверхностный обзор. Но с другой стороны (=зеркала) и не браться тоже как-то не с руки – тема-то и сама важная, и во многом определившая “всё остальное” в деле арт-зеркаловедения (в Европе точно). Поэтому я в какой-то момент решил – будь что будет, пусть хоть какой-никакой текст для начала, чем совсем никакого (и, конечно же, с неизменным (само)обещанием “дописать потом поподробнее”).

Древний Египет действительно какой-то необъятно огромный, больше, чем любые другие цивилизации (хочется написать “вместе взятые”, но это будет слишком, пожалуй).

Я недавно наткнулся на вот этот коллаж американского иллюстратора David Kennet-а, который хорошо иллюстрирует весь тот калейдоскоп артефактов и символов, который всплывает в сознании при слове “Древний Египет” – все эти пирамиды, фараоны, мумии, иероглифы, скарабеи, сфинксы, лица-в-профиль-тела-в-фас и множество других бес-полезных знаний.

А ещё, конечно, Древний Египет какой-то бесконечно древний. Кстати, такого его почти вечное существование, вот эти все тысячи и тысячи лет беспрерывного Древнего Египта по-прежнему изумляют и озадачивают учёных. Но независимо от понимания стоящих за этим причин (в частности, как сейчас считается, от какой-то необычной незасаливаемости земель во время разливов Нила), такой временной размах всё равно не может не сносить крыши.

Например, уже даже для легендарного (и легендарно древнего) Гомера, который жил то ли в восьмом,  то ли в десятом века до нашей (!) эры, история Древнего Египта уже была бесконечно долгой – как минимум два тысячелетия уже письменной (!) истории (а сейчас предполагается,  что ещё как минимум столько же незаписанной, то есть, материал для этого коллажа начал копиться уже пять (!) тысяч (!!) лет ДО (!!!) нашей эры. О-тысяча-хренеть, если не выражаться.

Интересно, что в этот самом коллаже нет зеркал (в “узком” смысле слова), что, конечно, упущение со стороны Дэвида Кеннета. Египет по праву считается одной из “зеркальных колыбелей” человечества, здесь были сделаны одни из первых металлических зеркал (на сегодня самыми древними из найденных являются медные зеркала, найденные на территории Междуречья (современный Иран), с примерной датировкой в 4 тысячи лет до нашей эры, но наше современное понимание истории технологии говорит за то, что в Египте они могли начать изготавливаться и раньше (и тому есть причины, притом, не только технологические, как я попытаюсь показать).

{Когда я говорю про “самые древние”, я пока оставляю в стороне все эти разговоры про “водные зеркала” (я писал про своё отношение к этой теории в своём рассказе про Нарцисса), а также про всякие “обсидиановые” зеркала (но про них я как-нибудь в другой раз)}.

Хотя вот случае с Египтом какие-то “каменные” зеркала упомянуть придётся, поскольку считается, что некоторые из артефактов, найденных археологами в захоронениях так называемой культуры Бадари (Badari culture, 5,000 – 4,500 до н.э.) являются как раз зеркалами.

{Тут я должен упомянуть, что многие из сведений про древнейшие зеркала я нашёл в книге Mirror, Mirror: A history of the human love affair with reflection, Mark Pendergrast-а, которая по-прежнему является для меня важным источником сведений в этой области – хотя и вызывает уже некие нарекания}.

То, что изображено ниже, не есть, конечно, зеркало из Древнего Египта, это современный дизайн. Но его рама изготовлена из того самого минерала, селенита (selenite), который, как полагают, был использован мастерами из деревни Эль-Бадари (El-Badari) в южном (или верхнем, как они говорят) Египте для изготовления первых зеркал.

Марк Пендерграст в своей книге описывает этот артефакт следующим образом: “плитка отполированного селенита со следами дерева вокруг, что могла быть первой рамой (зеркала)”.

Это описание повторяется в статье Barbara O’Neill “Reflections of Eternity: An Overview on Egyptian Mirrors from Prehistory to the NewKingdom

“У нас нет свидетельств существования металлических зеркал в до-династический (Predynastic) период Египта. Однако существует отполированная плитка из селенита в деревянной раме, найденная в культуре Бадари и датируемая  4400 – 4000 до н.э., которая может считаться ранним прототипом зеркала”. (Судя по всему, это описание прямо заимствовано из всё той же книги Mirror, Mirror).

Я попытался найти изображение этой самой плитки. Всё, что мне удалось обнаружиться – довольно старая (1924) книга о Цивилизации Бадари (Badarian Civilisation, by Guy Brunton and Gertrude Caton-Thompson), в которой описывается этот артефакт, правда очень коротко.

Селенит был найден в форме большой плитки в могильнике № 569… Вокруг него прослеживались следы дерева,  и было высказано предположение, что объект мог использоваться в качестве зеркала.”  Как мы видим, это описание почти дословно вошло потом в книгу Пенедрграста.

Не без некоторого труда я нашёл в книге изображение объектов из этой могилы (книга, как я сказал, довольно древняя, и справочный аппарат там не очень внятный). Выше – картинка того, что, как я понимаю, засчитали за зеркало – но я могу и ошибиться, поскольку расположение “зеркала” на общей картинке описано очень невнятно.

Пендерграст в своей книге пишет про ещё один артефакт, “диск из слюды”, тоже найденный в Эль-Бадари, и тоже датируемый примерно 4,400 г. до н.э. Но в книге про Бадарийскую культуру этот диск не показан, вместо этого там приводится ссылка на другую книгу, некто профессора Петри (Professor Petrie, Objects of Daily Use) и приводится следующее мнение:

“Нам неизвестны зеркала прединастического периода. Однако профессор Петри делает предположение, что отполированный скол слюды, который сейчас хранится в Ассуанском Музее (Aswan Museum), мог использоваться в качестве зеркала”.

Этот самый Aswan Museum, который тут упоминается, сейчас известен как Numibia Museum; но в любом случае, сайт его убог, и я там никакого “зеркала из слюды” не нашёл (зато обнаружил расчёску).

Слюда – довольно интересный материала, он хорошо знаком в одних культурах, но почти неизвестен в других (просто геология решает). В современном мире он используется довольно редко  – например, в Европе его можно увидеть разве что на крышах старинных соборов (хотя есть и исключения, в той же Швейцарии, например, или в Шотландии он по-прежнему в ходу; опять же, геология позволяет).

Будучи отполированной, слюда действительно начинает отражать свет “почти как зеркало”; но это “почти” всё же с очень большой натяжкой.

Плитки из слюды (или плитки, имитирующие слюду) время от времени входят в моду, и иногда вполне современные люди могу столкнуться с ситуацией, изображённой ниже –

которая даёт им представление, какого-то рода “зеркало” могло использоваться в культуре Бадари шесть тысяч лет назад. Как видно, даже очень хорошо отполированные и смоченные (wetted, как они пишут в книге) плитки слюды зеркалами могут работать совсем-совсем плохими. Но при этом они могут быть вполне неплохими отражателями! То есть, зайчика ими вполне можно пускать.

Удивительно, что кроме этих скудных описаний ничего больше про “до-династические зеркала” Древнего Египта (то есть, раньше, чем 3,000 до н.э.) не находится.  По сути, всё, что есть – два этих описания в одной и той книге, пересказанные потом Пендерграстом. Я бы хотел на досуге порыться и поискать, на нашлось ли чего ещё за почти век, прошедший со времени выхода той работы.

Мое мнение тут примерно такое – даже если такие артефакты и были, вряд ли они использовались как зеркала в современном смысле – но они могли вполне вероятно использоваться как некие культовые предметы, связанные с культом Солнца. Например, их могли применять как мини-отражатели солнечного света, этакие миниатюрные солнца.

Важно, что все эти объекты мы находим в могильниках – то есть, понятно, что мы почти всё, что мы имеет про Древний Египет, находим там в могильниках, вне которых сохранились только какие-то большие архитектурные сооружения, всё же остальное разрушило или время, или люди.  Но и всё равно – предполагать, что в могилы складывались косметические приспособления (а не культовые предметы, например) довольно странно. Хотя мертвецы, разглядывающие себя в зеркало в своих могилах – это, конечно, очень по-хэлловиновски.

 

***

Но всё это, как часто у меня водится, было лишь предисловием – хотя бы уже потому, что разговор шёл о самих “зеркалах”, а не их репрезентациях. Да и зеркала были не те, которые мы чаще всего ассоциируем с  Древним Египтом – а с ним мы обычно ассоциируем что-то вот такое:

Тут показано даже не одно только зеркало, а целый косметический набор, бронзовое зеркало и “бритва”. Именно эту пару нашли в гробнице Рамоса и Хатнофер (Ramose and Hatnofer), родителей некто Сененмута (Senenmut), одного из чиновников при дворе царицы Хатшепсут (Hatshepsut), которая правила во времена 18й династии Нового Царства (ок. время правления с 1475 по 1458 г. до н.э.).

Мы видим здесь уже довольно продвинутый вариант, с искусно отделанной ручкой. Самые ранние зеркала, судя по всему, сделаны из меди и были более грубыми (да и сохранились они намного хуже, как правило, и из-за материала, и просто за большей давностью времён.   Самые ранние найденные медные зеркала датируются сейчас примерно 2900 гг. до н.э.; ниже показано одно из таких ранних зеркал (его ручка не сохранилась, если вообще была).

Строго говоря, самые-самые ранние медные зеркала, известные сегодня, найдены в Иране, на территории Вавилонского царства, и датируются они 4,000 гг. до н.э. (и снова, мой источник информации тут – всё та же книжка Пендерграста, у меня не было шансов её перепроверить и найти изображения тех самых “самых-самых первых”).

Зеркала, найденные в Египте, намного более многочисленнее, и разнообразнее. Сейчас их можно найти практически в любом музее, где имеется хоть какая-то коллекция, связанная с Древним Египтом:

 

После медных зеркал египтяне научились делать бронзовые (которые и лучше отражали свет, и медленнее окислялись), а потом в сплавы стали добавлять серебро и даже золото. Вот пример серебряного зеркальца, принадлежавшего царю Нубии Аманинатакилебте (Amani-Nataki-Lebte), правившему в конце 6го века до н.э.  В этом зеркале очень интересна и его рукоятка-подставка, изображающая две формы высшего божества Египта – Амуна (Amun) и Ра (или Ре – Re).

 

 

И этот, и многие другие примеры подобных “зеркал” показывают, что это были не просто вещи для косметического столика, а важные, символически нагруженные артефакты – причём, нагруженные как символикой Солнца/Ра, так и символами других божеств. И в этой связи когда я пишу про эти предметы зеркала, почти всегда нужно читать это как “зеркала”, или “так называемые зеркала”. Как именно и для чего использовались эти отполированные диски нам теперь не понять – может, ими просто пускали зайчиков?

Я приведу ещё несколько примеров зеркал (“зеркал”), но это никоим образом не “полные ряды”, известно несколько сотен древнеегипетских зеркал, чтобы их всех показать, нужно отдельный блог делать. Вот, например, зеркало, которое некоторые считают “старейшим” из египетских – но я не нашёл каких-то более точных сведений про него, а так, навскидку, очень трудно поверить, что это ранее зеркало, требуется довольно продвинутый уровень, чтобы выковать и диск, и ручку одновременно.

Вот другой пример вполне типичного зеркала (довольно позднего, сделанного примерно в 3 века до н.э.):

 

Его рукоятка выполнена в форме женской статуэтки, держащей некую арку, по которой как бы катится диск-Солнце. Такое изображение могло быть и “просто женщиной”, но могло и символизировать богиню Хатхор (Hathor), которая известна в том числе и своей ладьей, на которой он проплывала по небу, сопровождая солнце от заката до восхода. Тут, правда, нужно заметить, что за  этим же занятием был замечен и сам Ра.

Как чаще всего бывает с такими зеркалами, их поверхности давно окислились, и сейчас в них ничего уже не отражается. Для того, чтобы хотя бы примерно представить, что там можно было разглядеть, можно воспользоваться современными римейками:

 

Надо учитывать, что при их изготовлении использовались более современные и материала, и технологии (полировки, например), но даже при всём при этом  отражения в них очень посредственное (на при этом зайчиков они пускают исправно).

Вот ещё один образец, бронзовое зеркало Древних Царств (2040-1750 до н.э.), которое сейчас хранится в Британском Музее; здесь на ручке мы видим фигуры не людей, а птиц – орлов или соколов, которые считались атрибутами Ра/Ре. В данном случае в описании прямо говорится “The reflective surface was interpreted as the sun disc, because of its shape and shiny qualities”, Отражающая поверхность интерпретировалась как солнечный диск, из-за своей формы и сияния”.

 

 

Ещё пара зеркал:

 

 

***

Тут приходится признаться, что и весь предыдущий пассаж, про зеркала, был только введением; важным, но всё-таки введением в тему собственно зеркал-в-искусстве (хотя было ли “искусство” в Древнем Египте, и что под ним понималось, если вдруг да – сам по себе отдельный, большой и сложный вопрос).

Незатейливый поиск в сети интернете обычно приносит в сети два следующих экземпляра:

1. Фрагмент фрески, который обычно описывается как “Женщина с младенцем и слуга, держащий зеркало и кайл” (khol – что-то вроде карандаша для подводки глаз). Этот объект датируется 19-20 династией, или 1285-1069 гг. до н.э., но кто именно на нём изображён, мы не знаем. Я нашёл это изображение в так называемом Архиве Лессинг (Lessing Archive), торгующем репродукциями, который сообщает, что артефакт хранится в Отделении египетского искусства в Лувре (Departement des Antiquites Egyptiennes), однако на сайте Лувре я ничего подобного в их коллекции не нашёл).

 

 

2. Второй пример – небольшой фрагмент барельефа, который описывают как “женщина, наносящая макияж” (вариант – “женщина, очищающая лицо”. Картинка перепечатывается из одного блога в другой, но я никогда не встречал более детальной атрибуции, чем просто “Древний Египет”.

 

Более затейливый поиск, по музеям, онлайн-коллекциям, аукционным домам и тому подобному, быстро приводит к одному из самых известных изображений “древнеегипетского зеркала в древнеегипетском искусстве”:

 

Сцена описывается как “Царица Кавит (Queen Kawit) за туалетом”. Мы видим саму царицу, сидящую на стуле, служанку, работающую над её париком, и слугу, наливающего ей какой-то напиток в пиалу. Царица уже пьёт что-то из похожей пиалы, держа при этому в левой руке то, что мы можем описать как “металлическое зеркало” – мы видели много таких выше.

Барельеф найден в саркофаге на территории храмового комплекса Дейр эль-Бахри (Deir el-Bahri), недалеко от Луксора. Царица Кавит была одной из младших жён фараона Ментухотеп II (Mentuhotep II), который правил с 2046 по 1995 г. до н.э. и который считается первым правителем эпохи Среднего Царства.  Поскольку царица была лишь одной из нескольких младших жён, её саркофаг был довольно скромным по размерам. Но, возможно, поэтому он и не привлёк внимание грабителей и был открыт  археологами нетронутым – благодаря чему у нас есть один из самых ранних примеров “зеркал в искусстве”. Сейчас барельеф находится в Египетском Национальном Музее в Каире (точнее, я надеюсь, что он по-прежнему там, после всех этих арабско-весенних разграблений).

Я пишу то зеркало, то “зеркало”, когда описываю предмет, который держит в руке Царица Кавит; может оказаться, что он, этот предмет, и действительно выполнял преимущественно косметическую функцию (проверить качество укладки парика, например). Но как мы знаем из надписей на саркофаге, царица также было жрицей богини Хатхор (Hathor), одной из важнейших в древнеегипетском пантеоне богов. Богиня Хатхор отвечала за плодородие в целом и за материнство в частности (и в этой связи – за любовь и секс тоже), но ещё и за небо, например, и за многое другое тоже; если упрощать, её роль можно сравнить с Афродитой у греков или Венерой у римлян.

 

Хатхор часто изображалась виде женщины  – но иногда и в виде коровы, или сокола (или женщин с головами коровы или сокола). Но почти неизменно на её голове диск-Солнце, а в руке она держит анх (ankh), древнегреческий символ жизни – который тоже часто изображался в виде зеркала. Таким образом, царица Кавит вполне могла держать в руке “зеркало” как символ её принадлежности к культу Хатхор.

 

☥☥☥

Тут мне бы надо перейти, наконец, к самой сложной части этой истории. И быстренько рассказать про Ра, и про Амона, Исис, ту самую Хатхор, Хоруса (Horus) и ещё примерно про Три Тысячи и Одного древнеегипетского божества, а уже после этого предаться рефлексиям о зеркалах. Но начнём поэтому с другого – с анха.

Ниже можно увидеть один из самых архетипичных примеров анха (ankh),  знаменитого египетского символа жизни, солнца, власти, бытия и, я уверен, ещё множества интересных вещей:

 

Интересно, что в данном случае это не просто некий (культовый) объект, но ещё и футляр для зеркала, найденный в гробнице одного из самых известных и самых архетипичных же и фараонов Египта, Тутанхамона (Pharaoh Tutankhamun, ок 1370-52 до н.э.) (хотя другие могут назвать его просто наиболее “раскрученным” медийно). Ниже можно увидеть знаменитую золотую маску его  мумии:

 

В гробнице Тутанхамона из золота сделано примерно больше, чем всё, и зеркальный футляр не исключение. Сам корпус (обе его половинки) вырезаны из дерева, но они так обильно покрыты золотыми пластинами, а также инкрустированы полудрагоценными камнями, что и сами становятся драгоценным объектом в прямом смысле слова. Вот как выглядит обе половинки зеркального футляра, если их открыть:

 

Само зеркало, которое, как предполагают, хранилось в этом футляре, до нас не дошло, и сейчас считается, что оно было тоже сделало из золота или серебра, поэтому его и стащили грабители могил. Сейчас можно встретить изображения с “зеркалом” Тутанхамона, подобные вот такому

 

но это всё современные по(д)делки, некие сувениры “по мотивам”.

Но и изображения анха, и самые различные предметы в форме анха встречаются в Египте постоянно, причём на протяжении тех самых “многих тысяч лет” его развития.

Кстати, мы так и не знаем точно, что же именно этот знак означал, и откуда он такой получился – точнее, существует множество самых разных версий и гипотез. Русскоязычная википедия приводит следующий перечень:

“Считается, что анх символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, а также являлся защитным знаком”

Более развёрнутая английская версия добавляет добавляет к этому и “вечную жизнь”, и “благопристойный союз мужского и женского начала”, но также и зачатие, и развитие, и власть (power), и ещё, наверное, много чего полезного в хозяйстве.

Речь не идёт о том, что какое-то одно из этих значений правильное, а другие нет; как часто случается с синтетическим мышлением, оно включает в себя все эти смыслы сразу, перемешивает их в странном семантическом калейдоскопе да ещё и всё время добавляет новые.

Но примерно всё то же самое относится не к одному только анху, но и ко всему этому огромному сонму божеств, которые египтяне… тут крутится слово “напридумывали”, но оно не передаёт все степени уважения к сложной работе боготворчества; поэтому пусть будет “создали и воплотили в жизнь”.  Всё даже ещё более запутанно, поскольку это не один символ или артефакт, а целая система агентов и их агентства, связанных  сетевых взаимоотношениях, которые к тому же развиваются во времени. К этому надо бы ещё добавиться более поздние попытки всю эту сложность понять и осмыслить (=”египтология”) – которые в какой-то момент становятся уже почти неразличимой частью самой системы.

Вот, скажем, картинка:

Что нас заставляет подумать, что не оригинальный артефакт из Древнего Египта, а современный, довольно китчевый римейк? Но вот более сложный вопрос – представим, что эта картинка показана настоящему обитателю этого самого Д.Е. – посчитал ли бы он её – неправильной? восхитительно красивой? богохульной?  Всё это интересные и важные вопросы, уводящие, впрочем, меня всё дальше и дальше от “предмета разговора”.

{Просто чтобы не забыть – на этом современном симулякре предпринята попытка изобразить (слева направо)

Исиду (Isis): одну из важнейших богинь египетского пантеона, покровительницу природы и материнства, но также и магии. Её часто изображали с троном на голове, но в данном случае он поставлен ещё и на диск-Солнце, которые заключён между рогами, напоминающими коровьи.

Хатхор (Hathor) – я уже писал про неё выше (и, кстати, диск и рога – это чаще её символы, но в данном случае она изображена с головой орла/ястреба, а но голове у неё тоже диск, но лежащий на том, что можно принять за ладью. Правда, в данном случае у меня закрадывается подозрение – фигура богини настолько маскулинна, что она может оказаться и самим богом Ра.

Баст (Bastet): богиня, изображавшаяся в форме кошки, и отвечавшая за военное искусство – но также и за защиту дому, а ещё – за веселье и красоту, и снова за любовь и плодородие.

Сехмет (Sekhmet): богиня ярости, которая тоже часто изображалась в виде кошки или львицы, или – как тут – в виде женщины с головой оных; и тоже с диском солнца на голове, которые огибает змея.

Отметим, что три из четырёх богинь держат в рука анх, который также помещён на место самого солнца и уже оттуда посылает свои магические лучи.  Для меня это очень показательная картинка, так сказать, которая как раз показывает интимную связь солнца, анха – и зеркал. Её можно, разумеется, проигнорировать как современный новодел, но мы и среди самых что ни на есть оригиналов находим очень похожие изображения, многие из которых как бы “говорят сами за себя”.

Вот, например, настоящий барельеф, изображающий Изиду (справа) и Сехмет (слева), из Храма Ком Омбо (Temple of Kom Ombo):

Ещё один барельеф с Исидой (справа, частично разрушен), наблюдающей за схваткой Хора (Horus, бог неба и солнца) и Сета (Seth, бог хаоса и разрушения, изображённый тут в форме бегемота), из Храма Хора в Эдфе (Temple of Horus in Edfu):

 

Боги и все их символы изображались не только на рельефах, конечно, мы также имеем множество фресок на всё те же мотивы. Вот фрагмент фрески, изображающей Аментет (Imentet), богиню подземного мира, и Ра (Ra), основного божества Египта, бога Солнца, в форме человека с головой сокола (орла) и солнечным диском со змеёй на голове. Обратите внимание, как и тут, и на предыдущем барельефе боги держат анх.

 

Следующий фрагмент барельефа довольно интересен – тут изображён момент, когда бог Ра Хорахти (Ra Horakhty, это некая более поздняя версия Ра, который слился в какой-то момент с богом Хором), который благословляет фараона при помощи анха, как бы передавая тому часть своей божественной силы, силы света и солнца.

 

А на этой фреске из Храма Цариц в Абу-Симбеле (Queens Temple of Abu Simbel) Изида (справа) и Хатхор (слева) благословляют царицу – обратите внимание, что анхи у всех трёх, то есть власть уже передана.

 

Можно продолжать добавлять сюда всё новые и новые примеры, и таких же барельефов и фресок, и других артефактов (благо, что их нашли уже более двух миллионов).  Но я бы хотел остановится и сформулировать некое предположение, которое как-то связало бы все эти дивные примеры с темой этого блога.

Мой основной тезис в том, что древние египтяне использовали все те “зеркала”, которые я показывал выше, как ритуальные объекты, репрезентирующие священное для них солнце. Отражающая способность отполированного металла хорошо передавала сияние солнца, а когда этот метал делался в форме диска, то сходство становилось ещё сильнее, “зеркальца” становились как бы мини-солнцами.

Но культ солнца существовал задолго до появления первых зеркал, и его символизм был уже сформирован и закреплён в культуре (в форме как анха, так и других знаков, например, всех этих дисках на головах).

Когда появилась возможность изготавливать “зеркала” (то есть, блестящие поверхности, сначала из минералов, а затем из металла), то получающиеся объекты очень удачно дополнили ритуальный инвентарь, и вскоре стали использоваться активно и повсеместно в Египте.  В какой-то момент  у этих дисков могли обнаружиться дополнительные свойства – как раз зеркальные в нашем понимании, тот факт, что в них можно было увидеть себя самого, как лицо, так и другие часто (например, считается, что “зеркалами” пользовались жрецы, когда они брили свои головы.; честно говоря, я сомневаюсь, что такое использование имело место, так как мне кажется, что так же, как и с мейкапом, бритьё было групповой деятельностью. Все процедуры делал кто-то другой, которому и без зеркала было всё хорошо видно).

Ситуация в каком-то смысле напоминает ту, которая случилась с конвексными зеркалами в Европе во времена раннего Ренессанса, когда они “внезапно” стали использоваться вместо обычных икон и оберегов, точнее, те самые иконы начали изготавливаться с применением зеркал – я пишу про это неоднократно, самая последняя большая запись на эту тему – ~ 1002 девственницы и их (якобы) зеркала.

 

☥☥☥

В принципе, тут можно было бы и остановиться, для “черновика” уже давно вполне достаточно материала. Но в жанре “чтобы два раза не вставать” я решил тогда выложить сюда и несколько подобающих сканов из одной книги, которая мне недавно попала в руки.

Книга называется Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen и является в каком-то смысле лишь каталогом  нескольких сотен интересных артефактов эпохи фараона Эхнатона (Akhenaten), его жены Нефертити и их сына, фараона Тутанхамона. Но, во-первых, там и артефактов этих много, и они очень хорошо описаны, а кроме того,  там есть и несколько серьёзных статей про эпоху этого загадочного фараона, который попытался в одиночку изменить всю историю Египта.

Вот очень трогательный барельеф – то есть, не он сам трогательный, конечно, а сценка, которую он нам показывает; которая, сценка, очень странная на самом деле. Мы видим вполне человечную семью, папа играет с одним младенцем, а мама сразу с двумя. Известно, кстати, что у Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей (и это не считая Тутанхамона), но барельефа со всеми ими вместе пока не нашли.

Но в этой сценке есть и ещё одна странность, отличающая её от тысяч других, сделанных ранее: на ней нет никакого сонма божеств, всегда обильно присутствующих на изображениях фараонов. Дело в том, что Эхнатон по сути дела отменил всех богов Египта, кроме одного – Атона (Aten), бога солнца, или точнее даже – самого этого солнца, которое до этого понималось как один из аспектов Ра, но по указу Эхнатона стало божеством само.

Поэтому не совсем правильно говорить, что божеств на сцене выше нет – Атона было принято изображать именно так, в форме диска с лучами света:

 

Эхнатон – которого на самом деле звали Аменхотеп, но который изменил своё имя после реформ – провозгласил себя и свою власть идущей непосредственно от единственного божества, и поэтому абсолютной и наивысшей. Историки до сих пор обсуждают, насколько драконовскими были меры по отношению к другим богам (и их служителям),  судя по всему, там были разные фазы с разной степенью толерантности к “старым богам”.

Мне во всей это истории более всего интересны “ручки”, а точнее, появление в них анха на барельефах и фресках:

Та из “ручек” солнца, которая устремляется к фараону, начинает изображаться с анхом, как если бы через его посредничество вся сила и мощь солнца и передавалась фараону и членам его семье. На первом барельефе анкх, судя по всему, достаются всем изображённым на нём людям, в том числе, и детям.

Хотя есть и другие примерны, когда с анхами для детей не всё так очевидно.

Ещё на одном барельефе мы видим более традиционную, иерархическую схему показа – фараон, которые подносит дары солнцу, изображён самым большим,  тогда как его жена Нефертити вполовину меньше; но анхи достаются всем.

А вот два примера, иллюстрирующие смену стиля изображения фараона – это копии барельефов, изображающих молодого Аменхотепа и более пожилого уже Эхнатона:

На первом мы не виде анхов, а видим орла-Ра, тогда как на второй в центре – новое божество, Амон-Солнце, раздающее фараону и его близким по анху (анх изображён и под самими солнечным диском).

Понятно, что во времена Эхнатона анх, которые и без того высоко почитался, стал верховным символом, который изображали повсюду, как при изображении религиозных обрядов или жрецов культа Атона:

Так и просто в самых разных предметах (у этой амфоры, например, в форме анха сделаны ручки):

Собственно, отсюда и “ноги”, если можно так сказать, у футляра в форме анха у Тутанхамона, сына Эхнатона.

Кончил Эхнатон не то, чтобы плохо, но и не так, чтобы очень супер. Его реформы в какой-то момент стали вызывать слишком сильное сопротивление, вплоть до вооружённых столкновений, он был вынужден в каком-то смысле пойти на попятную. Считается, что это вызвало, в том числе, и раскол его отношений с Нефертити, которая была ревностной служительницей культа Амона. Но всё это настолько вилами на воде писано, что отбивает всякое желание лезть в эти дебри египтологии. Тем более, что прямого отношения ко всем моим “зеркалам” отношение это имеет левое.

Для меня вся эта история с Эхнатоном и его культом Амона-Солнца (и роли анха во всем этом деле) – просто ещё одна виньетка, показывающая, что зеркала в те времена были, скорее всего, больше “зеркалами”, то есть культовыми предметами, ассоциирующимися с солнцем и солнечным светом, и в гораздо меньшей степени с их способностью показывать отражение (довольно плохое, как я уже говорил не раз).

Мне могут возразить, что некоторые “зеркала” использовались и как зеркала, тем более что есть изображения, это иллюстрирующие.  Скорее всего да, такое тоже могло быть, но я бы тут хотел всё равно поставить некий осторожный знак вопроса. Дело в том, что наша способность проецировать сегодняшние реалии в прошлое, тем самым “колонизируя” его и подгоняя под себя и очень сильна, и хорошо известна. Мы всё время норовим снять очередной голливудский фильм про Нефертити, которая ну почти как мы, только что одета в египетскую накидку. Я неслучайно начал этот постинг с картинки про туристов в Египет, которые пытаются рассмотреть содержимое гробницы, пользуясь современным зеркалом (фотография, кстати, сделана в 1927 году).

Но про зеркала не в Египте, а в “современных версиях” Египтов а-ля Индиана Джонс нужно будет отдельно писать.

 

☥☥☥

Остаётся маленькая загадка про Египет и зеркала – а именно, были ли им известны зеркала не металлические, а стеклянные?

Стекло египтяне делать умели, не очень хорошее, но умели:

Был ли у них шанс научиться делать стеклянные зеркала? Нанося какой-нибудь метал в качестве подложки под стеклянную пластину? Скорее всего, нет, у нас нет ни одного примера сколько-нибудь приемлемо прозрачного стекла, сделанного в Древнем Египта, всё оно слишком мутное, чтобы получать эффект зеркала.

Но какие-то попытки могли и делаться – например, известен сделанный из накладного золота рельеф из гробницы как раз Тутанхамона, на котором мы видим странный предмет (в правом нижнем углу), какой-то сложно устроенный диск с концентрическими кругами и синим лазуритом в центре. Не пытались ли они так показать некое конвексное зеркало, которое могло быть сделано для фараона-солнцепоклонника?

☥☥☥

Не очень короткий какой-то получился “черновичок”. Но сколько уж есть.

 

 

Advertisements

One thought on “Mirrors’R’Us, или Древнеегипетские Рефлексии

  1. Афина взяла в руки циркуль, как Пруденция – и… начертала схему Петропавловской крепости в Питере. Точно такой же золотой шестиугольник, над сдвоенными головами Пруденции на живописном полотне. Уважаемый мой визави, у мраморной, янусоподобной Пруденции в руках не просто зеркало, а целый Грааль. Он ЗЕРКАЛЬНЫЙ! Две чаши его кельто-христианского праобраза, потира (посмотрите на ножке мраморного “зеркала” -там Яблоко в центре!) абсолютно симметричны.
    В Египте есть просто грандиозное зеркало. Основное в египтологии. Подле ТОта-Гермеса, к которому шествует вся египетская божественная рать в Дендерах.
    У узбекского гения Алишера Навои Фархад находит ВТОРУЮ зеркальную чашу, смотрит в нее – и видит… православную икону Всевидящее Око Господнее”. Чудны дела твои… Но я знаю, что это за Зеркало!

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s