Мария и Тронные Зеркала

 

В моём прошлом (теперь уже позапрошлом) постинге про зеркала северного маньеризма я привёл примеры двух “тронных зеркал”; оба они оказались на троне Царя Соломона, принимающего дары от Царица Савской (Queen of Sheba). Эти два “зеркала” (точнее, три, если к ним добавить похожее тронное “зеркало”Jan van Coninxloo) демонстрирует очень необычный способ использования оных в искусству, более маскулинный и прямолинейно-властный, скажем там, по сравнению с более феминными и интровертно-провидческими зеркалами, которые до сих пор находились в спальнях Св.Марии или её матери, Св. Анны (или некоторых других святых женщин).

В какой-то момент я неизбежно задумался о том, насколько непусто пересечение множеств тронных зеркал и зеркал Св. Марии. Может ли обнаружиться зерало на троне Мадонны? Она, как известно, довольно часто восседает на троне, это один из излюбленных сюжетов в христианской иконографии, особенно в Италии  во времена Возрождения (на то есть причины), но не менее популярный и в северных землях.

Например, одна из очень известных работ Gerard David (которую иногда называют The Virgin and Child with Saints and Donor, Мадонна с младенцев, святыми и донорами (1510), но иногда ещё описывают как Mystical marriage of Saint Catherine, Мистическая помолвка Св. Екатерианы), так вот, она изображает, в том числе, и трон Св. Марии, на котором есть хотя и не зеркало, но всё равно довольно интересный объект:

Наличие такой работы – это уже “тепло”, и я надеялся рано или поздно найти на таком троне “настоящее зеркало”. Но увы, ничего похожего долгое время не находилось (хотя поиски мои и были довольно спорадическими).

Пока, наконец, я не наткнулся на вот какуй триптих – Поклонение Волхвов (The Adoration of the Magi) (c.1520), антверпенского мастера Pieter Coecke van Aelst (в русской википедии его имя перевели как “Кук ван Альст, Питер”, то есть “Кук ван Альст” получился как бы фамилией – это неправильно; Pieter Coecke – это такое же двойное имя, как Pieter Paul у Рубенса, поэтому фамилия его просто Алст).

Вот сам триптих:

 

Я объясню потом, почему фотография такая кривая, но прежде всего – да, это моя фотография, а не картинка, найденная в сети, и сделал я её в музее религиозного искусства (по-голландски Museum voor Religieuze Kunst, или MRK), в небольшом городке Уден (Uden), километрах в 30 к востоку он Хертогенбоса (‘s-Hertogenbosch).

Музей располагается в довольно старинном монастыре так называемых бриггиток, ордена, основанного ещё в 14 века некто Св.Биргиттой из Швеции (называемой поэтому иногда Бригиттой Шведской). История и у ордена этого сложная, и у монастыря тоже – сначала он располагался в каком-то другом городе, потом их прогнали оттуда и они наши это место (поэтому монастырь иногда называется Аббатство Прибежища Марии (Abdij Maria Refugie). Здание, в котором располагался монастырь, а сейчас находится музей, построено в началае 18 века, то есть, оно и само по себе вполне памятник религиозного искусства.

Но сейчас там и помимо здания показывают много чего интересного, от больших резных алтарей до небольших монстраций, всяческую религиозную утварь, рукописи и вот те же “картины”. То есть, это мы сейчас их так называем, но в своё время они этим не являлись, разумеется. Тот же алтарь, про который я буду рассказывать, не был картиной на стене для закрытия дырки в обоях, разумеется, а являлся важным объектом литургического ритуала, который, в свою очередь, был плотно встроен в так называемую “ткань жизни”. И “искусством” в нашем понимании являлся меньше всего (это кажется банальным, но я вынужден это повторять всякий раз, когда собираюсь писать про подобные религиозные артефакты).

Интересно, что тот же музей имеет и довольно большую коллекцию современного искусства на религиозные тематику; вот его я с большой готовностью защитаю искусством. К сожалению, вебсайт музея есть только на голландском (то есть, нет английской версии, что редкость для голландских организаций), но если пойти вот на эту страницу, то там можно найти ссылки разные отделы коллекции, в том числе и то самое современное искусство, Moderne Kunst).

Мы там нашли очень много интересных вещей, включая, например, большую выставку русских икон, а также хомажей знаменитого Изенгеймского алтаря (Isenheim Altarpiece).  Я в какой-то момент собрал многие свои фотографии из этого музея в один постинг, точнее, в некую серию постингов, по одному на каждую тему. Если интересно, то можно начать с центрального – Museum of Religious Art in Uden, и из него ссылки ведут на все остальные (постинги те на английском, но его там мало, это в основном просто коллекции картинок).

Но к нашим зеркалам, или “зеркалам”.

Как я уже говорил, картинка выше получилась кривой, потому что висит этот триптих в очень узком коридоре, и снять её равно не получается никак. Лучшее, что у меня получилось – это версия iPad-a – но она зато размытая, потому что там ещё и темно: 

 

Съёмки “по кусочкам” получились чуть лучше, вот результаты.

Центральная панель:

Деталь:

Уже дома, разбирая фотографии, я обратил внимание на его большую застёжку, в которой тоже могло использоваться что-то зеркалоподобное:

 

Левая панель:

Правая панель:

 

На картинке выше уже видно то самое “зеркало” центральной панели, а снимок ниже позволяет рассмотреть его ещё ближе:

Мария тут сидит на некоем импровизированном троне, основной приметой которого является богато расшитый балдахин, на котором мы и видим этот “объект”, назовём его пока так, который больше всего напоминает конвексное зеркало.

Ещё он очень напоминает другой объект, который я только что имел возможность разглядеть во Франкфурте:

 

По сравнению с зеркальным медальоном Царя Соломона, зеркало из Удена более декоративное. У него ещё  более изукрашенная рама, на которой появляется даже кисточка, но при этом его крепление к балдахину показано очень приблизительно. Такое ощущение, что его просто прилепили, “пририсовали” к этому балдахину, не очень понятно, как и на чём оно там держится.

Такой “пристальный взгляд” обнаруживает и отражение в этом “зеркале” – мы можем разглядеть некое окно, точнее, центральный крест оконной рамы. Неважно, что сцена не имеет никакого окна, а происходит практически в чистом поле – подобные “оконные рамы”встречаются на картинах того времени повсюду, и никак не связаны с реальной обстановкой вокруг того или иного зеркала. То есть, это не отражение реального окна, а некий приём показа отражающей поверхности вообще (не только зеркал, но и всяческих бутылок, щитов и тому подобное). Плюс, это можно понимать как аллюзию на крест распятия, особенно в очевидно религиозных работах.

Мой нехитрый “глубинный анализ” ничего такого не обнаружил на зеркальной поверхности медальона:

 

Тема Поклонения Волхвов (Adoration of the Magi) была необыкновенно популярной во Фландрии того времени (15-16 века). Судя по всему, образы богатых и могущественных королей, которые пришли поклониться непонятно откуда вязвшемуся мальчику из бедной семьи и провидчески не забыли прихватить с собой даров будущему владыке мира, как-то особенно грела душу состоятельным патронам этих работ. Подобных алтарей не просто много, а очень много, и в музеях, и в церквях.

У Питера Кука ван Алста это тоже далеко не единственный такой триптих, он написал десятки подобных сцен, где сцена собственно поклонения сочетается с другими подобающими сюжетам. Я покажу только несколько, самых интересных и красивых, на мой взгляд (если я начну показывать все, то постинг может получиться огромным и потерять весь свой фокус).

 

Здесь на панелял показаны сцена Благовещения и Бегства в Египет:

 

Рождение (Nativity) и Обрезание:

 

 

Благовещение и Рождение:

 

Благовещение и Рождение:

 

На этом с Поклонениями Алста можно было бы закончить. Как я уже писал, ни на одном из других Поклонений у него я пока не нашёл никаких зеркал (хотя у него есть другие зеркала, про которые я расскажу отдельно).

Но я хотел бы тут привести ещё одну его работу, которая уместна именно в этом контексте, хотя по содержанию она ближе к тем тронным зеркалам, которые я показывал раньше.

Эту работу описывают как “стеклянная панель, созданная по дизайну Питера Кука ван Алста”; помимо картин и алтарей, он ещё ещё писал макеты для гобеленов и, судя по всему, таких вот стеклянных панелей тоже:

На данной панели изображен Царь Ирод (Herod) и Иоанн Креститель, которого вскоре обезглавят, после рокового для него танца Саломеи (на троне возле Ирода изобржена, возможно, она, но может быть и нет,  а вовсем её мать, Иродиада).

И “зеркало”:

 

Подобно другому зеркало ван Алста, в этом тоже отражается окно, и делает оно это также неуместно, как и первое. Мне кажется, что это очевидно, но запишу на всякий случай ещё раз – разумеется, это не зеркала в том смысле, в котором сейчас понимаем их мы, устройства для смотрения в них и разглядывания там себя. Моя гипотеза пока такая – существовали некие объекты, означавшие и выражавшие властный статус их владельцев (что-то типа гербов или эмблем), причём существовали они до всяких зеркал. Затем подвернулась новая технология, конвексные зеркала – дорогие и модные в какой-то момент, которые поэтому и стали встраивать в подобные медальоны. Затем, вероятно, некие свойства этих зеркал могли добавить новых обертонов смысла – например, метафору “всевидящего глаза”, или какой-то особой связи с горним миром или ещё чего-то в этом роде.

 

Возвращаясь к теме тронных зеркал Марии, я в конце концов нашёл ещё один образец такового. Какое-то время назад на Sothbey’s продавалась работа другого фламандского мастера, Jan van Dornicke (иногда Janssone van Dornicke), тоже работавшего в Антверпене, но, скажем там, на поколение раньше ван Алста (он вполне мог быть его учителем, например).

Работа тоже про Поклонение Волхвов (а две панели – Рождение Христа и Бегство в Египет):

 

На центраьной панели Мария снова восседает на троне, обозначенным тут только своим роскошно расшитым балдахином:

 

На котором мы снова находим уже знакомые нам объект  – только тут он в ещё более навороченной раме:

 

Я могу предположить, что там тоже была оконная рама, которая со временем просто “заросла” копотью. Были ли там что-то кроме её, судить трудно, и мой примитивный глубинный анализ тоже мало что открывает (может, только открывает окошечко для небольшой конспирологической теории, что там, в этих “зеркалах”, на самом деле всегда пытались скрыто изобразить самого Христа – вон он тут проявляется, в сиянии нимба:

Но если оставить все конспирологии в стороне, по факту, так сказать, мы имеем нескольо примеров использования “зеркал” (я по-прежнему не знаю, как они их там называли) в тронах – и не только в тронах царей (как “хороших”, так и “не очень”), но и в троне Св.Марии (царицы цариц).

Advertisements

10 thoughts on “Мария и Тронные Зеркала

  1. Возможно для Вас будет интересно!
    “гутенберг
    Во время паломничества 1432 года по Ахену пошли слухи о том, что выпуклое зеркало благодаря широкому углу обзора способно поглощать целебное излучение священных реликвий. Внезапно все захотели купить медальон с простым круглым зеркалом диаметром 12 миллиметров, не из стекла, а из отполированного металла, вставленным в свинцовую или медную оправу с грубыми узорами. (Стеклянные зеркала – «бычьи глаза», как их называли, – появились позже и в XVI веке все еще были популярным товаром.)

    Затем оставалось только найти подходящее место (люди залезали даже на городские стены), где можно держать зеркало в поднятых вверх руках, словно третий глаз, – чем дольше, тем лучше, – чтобы оно смогло пропитаться священными лучами. Так безделушка для туристов превращалась в предмет силы, наполненный лучезарной энергией. После этого люди отправлялись домой с полной уверенностью в том, что у них в кошельке находится настоящая чудотворная вещь. Вернувшись домой до того, как иссякнет волшебная сила медальона, вы можете вправлять конечности и лечить болезни. Зеркало было такой же гарантией успеха, как сейчас фотография папы римского или футболка с изображением рок-звезды.

    В 1432 году изготовители печатей и ювелиры Ахена не могли удовлетворить весь спрос. А он действительно был велик: 10 тысяч человек каждый день в течение двух недель. Члены местной гильдии приняли решение на некоторое время разрешить жителям других городов изготавливать и продавать паломнические медальоны и зеркала. По сути, это было разрешение зарабатывать легкие деньги (как показывают хроники, во время более позднего паломничества, в 1466 году, было продано 130 тысяч медальонов).”

    Джон Мен. «Иоганн Гутенберг». Litres, 2014

    http://www.litres.ru/dzhon-men/iogann-gutenberg/chitat-onlayn/page-4/

    но реально Гутенберг мог планировать стеклянный выпуклые зеркала.

    • Очень интересно, спасибо! Я знал про эту практику (прочитал, когда готовил постинг про Св.Урсулу и её культ в Кёльне – https://specularum.wordpress.com/2013/07/31/speculum-ursus-rex/), но не знал про её размах (и про этот случай с Ахеном).

      Конечно, вызывает некоторое сомнение, что использовались не стеклянные, а металлические “зеркала”, но с другой стороны понятно, на всех стекла могло не хватать, и делали из чего могли; “настоящий лувитон, всего пятьдесят долларов, вам отдам за тридцать!”

  2. а вот здесь любопытная картинка
    [img]http://www.pierre2-nice.org/galerie/van_der_weyden_fichiers/annonciation_triptyque_louvre_van_der_weyden.jpg[/img]

    http://www.pierre2-nice.org/galerie/van_der_weyden.html

    и похоже был вариант не тронного зеркала а металлического оберега, что отмечено у Мена, для до зеркальных времен.

    • Упс, я только сейчас заметил этот коммент. Да, это известная работа ван дер Вердена, и очень важная для моего “дела”, так как она показывает, какими эти “штучки” были до зеркал (и какими они были, скорее всего, и во время “зеркального периода” тоже, сосуществуя, так сказать). Я думаю, что функционально они были и “оберегами” тоже, но основной их ролью было то, что мы бы сегодня назвали “иконой” ). Я пишу про это всё довольно часто, последний большой постинг был не так давно – ~ 1002 девственницы и их (якобы) зеркала (https://specularum.wordpress.com/2014/01/14/1358/), и там я, кстати, тоже ссылаюсь на это Благовещение.

  3. Очень симпатичный амулет, там вроде два человека изображены?

    Но меня на сегодня интересует два вопросика.
    Во-первых, если Вам попадутся изображения с плоским зеркалом датированные ранее 1550 года, большая просьба скинуть на майл.. Сюзанн у Вас я просмотрел внимательно! Класс!

    И второй момент, итальянские живописцы ранее 1507 года, рисовали ли выпуклые зеркала?

    И если можно на майл, Ваше ФИО, НУЖНО ДЛЯ ССЫЛОК!

    И один доп любопытный момент, практически не вижу изображений металлических зеркал, странно это!

    • Спасибо за интерес, и за интересные вопросы! Я решил не отвечать комментом, а написать отдельный постинг, в попытке ответить хотя бы частично, на зато на все сразу – можете посмотреть тут Загадки итальянских зеркал (https://specularum.wordpress.com/2014/11/30/1663/)

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s