Зеркала-на-Майне, или О, серендипити

Полумифическое существо под названием Внимательный Читатель Этого Блога может обратить внимание на то, что этот триптих тут уже мелькал, на страницах, так сказать. И действительно, я рассказывал про него не далее как в прошлом постинге, про Антверпенский Маньеризм. ‘Рассказывал’ было бы слишком громким названием для показа нескольких картинок из книжки, но как бы то ни было, триптих этот тут уже засветился.

Этот, конечно же, да, но и не совсем этот – всё тот Внимательный Читатель мог бы обратить внимание на то, что в прошлый раз панели у триптих были расположены по-другому; так, зеркало в прошлый раз было на правой панели, а в этот – на правой. Но про панели я ещё расскажу, а вот самое главное тут то, что это уже не скан из книжки, а фотография – из музея Städel,  во Франкфурте, куда мы ездили в эти выходные.

И если совсем коротко, то всё это можно назвать самым настоящим “зеркальным чудом”.

Когда я пишу в этом блоге про всякие разные картины с зеркалами, то я довольно редко описываю, где сейчас находится та или иная работы. Иногда я упоминаю музей или, скажем, собор, где сейчас висит картина, но делаю это несистематически, что зря, наверное, и лучше было бы педантично описывать всякие мелкие подробности (те же размеры, например, или технику, или то, что называется на арт-фене провенансом.

Так было и в прошлый раз, когда я показывал картину из каталога выставки. В нём про каждую работы было указано, помимо всего прочего, и то, где она находится. Я отметил, что довольно много работ было из частных собраний, что всегда делает выставку более интересной, поскольку обычно такие работы редко попадают на обозрение публики.

Вот и про этот триптих было сказано, что он находится в ‘Private collection, Germany’, и именно поэтому я написал, что увижу его уже не в этой жизни. И что вы думаете? Мы едем во Франкфурт, заходим в музей и – ба-бах! в первом же зале я вижу именно его! Никогда, никогда не надо заниматься предсказаниями будущего.

Оказалось, что в 2008 году бывшая владелица триптиха, некто Ms Dagmar Westberg, передала его музею в качестве дара – про это рассказывает табличка, размещённая возле работы:

Я думаю, большинству знатоков было известно, где находилась картина до этого, поэтому в некоторых описаниях её атрибутировали (по довольно латентным, надо заметить, признакам) как работу т.н. Франкфуртского Мастера (‘Master of Frankfurt‘). Что не есть правильно, и поэтому сейчас самым устойчивым является её описание как работы анонимного “Мастера Большого Поклонения” (Master of Great Adoration) – помимо этой, ему приписывают ещё несколько работ.

На моё счастье, в музее разрешается фотографировать (“Без вспышки, без вспышки“), поэтому теперь у меня есть несколько фотографий большого размера (но не очень хорошего качества, так как там довольно тусклый свет – что для картин, конечно же, хорошо).

Как бы то ни было, вот что у меня получилось (я покажу только те кусочки, которые относятся к “зеркалу”):

Даже этак картинку позволяет рассмотреть многие детали подробнее (ссылка с неё, кстати, ведёт на картинку оригинального размера, с большим количеством пикселов). Но у меня был шанс снять и более близкие планы (которые тоже можно “зуммить” ещё больше):

 

Таким образом, появляется шанс более подробно рассмотреть многие детали – например, подарок Царица Савской (Queen of Sheba) Царю Соломону – некую загадочную сферу из стекла (?). Ничего пока не могу сказать про неё – ни что это такое, ни для чего она предназначалась:

Я не вижу тут никакого отражения, и даже блики света прописаны не очень подробно (и не очень точно, на мой взгляд – на всех других объектах с отражениями свет падает с другой стороны. Очень характерная черта всех этих маньеристов, кстати – их работы кажутся очень фотореалистичными, но если присмотреться, то обнаруживается множество неточностей в передаче форм, перспективы или того же света (не то, чтобы меня как-то сильно беспокоила точность репрезентации, поспешу я добавить).

 

Но к нашему “зеркалу”:

 

Объект, который висит на тронном балдахине над головой Царя Соломона действительно больше всего напоминает конвексное зеркало, обралённое в металлическую (или деревянную с позолотой?) раму, украшенную похожими на жемчужины камнями, три из которых выступают за края рамы, в положении 3, 6 и 9 часов. Заметны четыре шипа, которые удерживают стекло в раме.

Даже имея такое (довольно приличное, по сравнению со сканом) изображение, я всё равно не могу там разглядеть никакого изображения, если снова не считать какого-то отблика света. Мои собственные “аналитические инструменты” (=соляризирующий фильтр в фотошопе) мало помогают в данном случае:

Я знаю, что в своё время (в 1998 году, если быть точнее) проводилось изучение этой работы при помощи инфракрасного излучения – в книге приводятся некоторые результаты, но, к сожалению, нет фрагмента с зеркалом; надо бы написать письмо в исследовательский отдел музея.

Надо заметить, что “зеркальце” это довольно большое – высота панелей около метра, и размер изображения с зеркалом – около 10 см; если бы мастер хотел что-то там показать, у него была масса места для этого. Картинка ниже показывает примерный размер всей работы:

 

Она также показывает некий общий контекст – триптих сейчас находится в самом первом зале отдела старых мастеров, вместе с работами Ханса Мемлинга  (видна справа)  и Герарда Давида (Gerard David, слева). В этом же зале расположены просто все самые-самые супер-мастера – включая такие имена, как Jan van Eyck, Rogier van der Werden, Dierek Bouts и  Quenteen Massys. То есть, этот триптих считается “самыми сливками” ранних голландцев (crème de la crème? как это переводится на русский?)

Я писал выше про эти панели, что они переставлены. Одна из причин этого в том, что триптих этот не совсем обычный, он не предназначался для “закрывания”, то есть, его панели не сделаны как “дверцы” (и поэтому могут размещаться произвольно по отношению к центральной панели).  И даже если бы его боковые панели закрылись, то они не покрыли бы центральную часть, как это бывает с “настоящими” триптихами.

На этом основании эксперты делают вывод о том, что эта работа была заказана для домашнего пользования, как экспонат своеобразного кабинета искусств или кунсткамеры, а не для реального использования в литургии (где открывание и закрывание этих панелей составляет  важную часть ритуала).

***

Оставляя теперь в стороне факты (с которыми я покончил), я хотел бы ещё раз вернуться в этой Встрече-на-Майне, которая является великолепным примером Серендипити в Действии. Я знал про эту работу давно, но собрался написать только на прошлой неделе – и вполне сознательно похоронил её в своей памяти (“не в этой жизни”), поскольку был уверен, что теперь она снова на многие годы исчезнет в пучинах той самой “частной коллекции”.

Наши планы поехать во Франкфурт образовались довольно спонтанно, и мы до самого последнего момента колебались, пойти ли нам в Städel или в музей современного искусства (говорят, тоже довольно хороший). В конце концов Städel победил, а уже там-то было трудно пройти мимо “того самого триптиха”. Но всё равно осталось ощущение какого-то чуда (=as in ‘miracle’).

За последние пару лет у меня случилось довольно много таких вот reunion-ов (“встреч старых друзей”, как мне подсказывает переводчик); то есть, встреч с такими работами, про которые я сначала писал, а только потом увидел “вживую”. К сожалению, я написал только про две таких – с Портретом Арнольфини в Лондоне и триптихом Мемлинга в Страсбурге (про последний я помню, что писал, но то ли затёр, то ли ещё что-то, но не могу найти; картинки из музея есть в самом постинге про этот триптих). Так случились, что обе эти встречи вышли какие-то грустные, возможно, поэтому я не стал описывать другие встречи такого рода (многие из них было вполне ничего себе). Буде найдётся время, напишу и про них как-нибудь.

Leave a Reply

