ExtravagAnt! и её зеркала

 

Многие постинги в этом блоге появляются в результате посещения какие-то выставок или походов в разные музеи (Попёрся я как-то вот куда, и посмотрите какое зеркало там нарыл!, такое). Другой, более лобовой способ – выбирается какой-то автора и начинается сбор всех его трусов зеркал, в надежде на профит (однажды я поступил так с целой школой, Фонтенбло). В этих случаях я обычно просматриваю довольно много книг и альбомов, благо, есть хорошая библиотека поблизости.

Но как-то так получилось, что я мало пишу про эти книги, и про зеркала, которые там находятся – в том смысле, что не берётся, например, какое-нибудь издание и не описывается систематически (что может получить не менее информативно, чем тот же поход в музей). На моей памяти случаев такого описания книг был один, когда я просто выложил все “зеркала”, найденные в альбоме Mooi, mooier, mooiste

Данный постинг – попытка как-то “разбить тренд” и рассказать про ещё одну книгу – ExtravagAnt! (картинка выше есть её обложка); по такому короткому названию книгу не найти, но если воспользоваться полным – ExtravagAnt! A forgotten chapter of Antwerp painting, 1500-1530 (Забытая глава истории живописи Антверпена, 1500-1530), то можно даже и найти её в каких-то электронных магазинах.

Книга эта является на самом деле каталогом одной довольно большой выставки, которая проводилась несколько лет назад (в 2005/6, если быть точнее), двумя музеями – сначала её показывали в Музее изящных искусств в Антверпене, а потом в так называемам Bonnefantenmuseum в Маастрихте (я думаю, что тираж её поэтому совсем небольшой, и она может стать библиографической редкость, хотя мне она досталась по дешёвке, на распродаже в музее MAS).

Я не попал тогда на эту выставку, просто пропустил, что жаль, конечно. С другой стороны, я тогда не интересовался там плотно всеми этими маньеристами (и шире – фламандцами); я тогда и вообще-то историей искусства интересовался постольку-поскольку).

А жаль – потому что выставка была, судя по всему, уникальная, во-первых из-за её очень узкого фокуса – не весь даже северный маньеризм, а узко – антверпенская его ветвь (Antwerp Mannerism), а ещё потому что они собрали огромную, во многом уникальную коллекцию картин, прошерстив десятки музеев и ещё добавив работ из частных коллекций. Такие штуки случаются раз в жизни, так что вторая такая будет, наверное, уже не в этой.

Но зато есть хотя бы каталог – большой, 200+ страниц, очень детальный, часто до занудства подробно описывающих многие работы и их авторов (про которых не там много обычно известно). Про работы некоторых я уже писал (Jan de Beer, например, или Master 1518), и некоторые сканы из этой книги успели уже попасть в мой зеркальный поток.

Но в какой-то момент я решил, что имеет смысл собрать из этого каталога в одном месте все работы с зеркалами (или “зеркалами”), и мне такой обзор может потом пригодиться, и другим может быть интересно. Это очень незатейливый план, просто показать “картинки с выставки” (только посредством сканов из каталога).

1. Jan de Beer – Saint Luke painting the Virgin and Child – Св.Лука пишет Мадонну с Младенцем (c.1510)

Я писал уже про эту богатую на зеркала тему (Мета-одигитрия, или Зеркала Св.Луки), и данная работа не добавляет каких-то новых обертонов к теме (правда, теперь я более уверен, что это “зеркала”, но это случилось не из-за данного рисунка).

В каталоге приводится ещё один черновой набросок на это же самую тему, который тоже приписывают Яну де Бееру (Jan de Beer) – тут, правда, я должен добавить, что большинство этих “аттрибуций” и “датировок” очень приблизительные, и в данном случае, и во всех остальных. Мы по-прежнему знаем очень мало про мастеров школ т.н. Северного Маньеризма (включая и Антверпенский). и боюсь, что лучшему знанию появится неоткуда (если только не изобретут каких-то новых техник точных датировок работ, или какого-то хитрого их анализа – например, что-то вроде Big Data Analysis, по всему корпусу имеющихся картин).

Вот этот набросок,

2. (мастерская ?) Jan de Beer – Saint Luke painting the Virgin and Child -Св.Лука пишет Мадонну с Младенцем (c.1510)

Некоторые характерные особенности рисунка позволяют судить (экспертам, то есть), что это не сам де Беер, а его подмастерья. А ещё – что и тот и другой рисунок использовались как предварительные наброски для картины на ту же самую тему, которая сейчас хранится в Милане, в т.н. Pinacoteca di Brera. К их стыду, на сайте находится только крошечная картинка, а Getty Images за бесплатно показывают только версию, изуродованную штампом:

Но “зеркало” видно довольно хорошо.

 

3. Jan de Beer –  Birth of the Virgin  – Рождение Св. Марии (1515)

Этот рисунок тоже приписывают де Бееру – и понятно почему, он очень похож по композиции на картину этого мастера на ту же тему:

Я писал про эту картину довольно подробно (De Beer и бабушкины зеркала), и недавно снова упоминал её, в контексте другой дуплетной работы Jacob Cornelisz van Oostsanen (Есть два типа зеркал).

Здесь мы тоже видим два зеркала, правда, второе тут висит не на окне, а не стене (числительное “второе” предполагает, что “первым” я таки считаю “не-зеркало”, висящее на головой Св. Анны:

А ещё второе зеркало совсем другой форму – более традиционной круглой, по сравнению с необычным восмиугольником на картине.

4.  Pseudo-Bles – Bathsheba receiving a message from King David  – Вирсавия получает послание от Царя Давида (c.1515)

Это очень красивый рисунок – как и почти все работы в этой школе, одна их затейливая архитектура чего стоит – но это и очень странное зеркало. Я тоже уже писал про этот сюжет, и роль зеркал в нём (см. Бат Шева без айфона, и потом ещё в Зеркалах Вирсавии), и именно поэтому такой поворот “зеркальных дел” в нём кажется мне очень странным:

Если в двух словах – мы видим тут очень старое зеркало, конвексное, да ещё и на подставке. Такие зеркала встречались мне до этого только в манускриптах (и судя по всему, были таки “нормальными зеркалами”). Но на всех тех “старых” изображениях Вирсавия была либо одна, либо в сопровождении одной, максимум двух служанок.

Со временем иконография этой сцены изменилась, и Вирсавию стала окружать уже целая стайка группы поддержки, а сценки стали всё больше напоминать оргии в бассейнах. Но там и зеркала уже были другие, “большие и плоские”. Тут же мы видим какое-то странное рассогласование, гипер-социальной сценки и старинного зеркала.

Аттрибуция этого работы тоже та ещё. Её приписывают так называемому Псевдо-Блесу (Pseudo-Bles), анонимному художнику, чьи работы были в какой-то момент подписаны как Herri met de Bles (другой фламандский живописец), но потом оказалось, что подписи были подделаны, и что он – это не он, а кто-то другой, и так он и остался как “псевдо”. С большой вероятностью, это даже и не один художник, поэтому во многих изданиях можно встретить описание “Pseudo-Bles Group’).

 

5. Master of 1518 – Altarpiece with the Adoration of the Shepherds, Visitation, and Annunciation  – Алтарь со сценами Поклонения пастухов, Встречи Марии и Елизаветы, и Благовещения (c.1520)

На этой сцене Благовещения нет ни зеркал, ни “зеркал” (или если точнее, я их пока там не нашёл). Но я решил всё равно его сюда поставить, хотя бы для того, чтобы отметить факт отсутствия в этом каталоге сцен Благовещения с зеркалами (обычно очень благодатной на зеркала темы).

Именно этот алтарь особено странен в этом отношении, потому что его приписывают т.н. Мастеру 1518 (упс, это ошибка, смотри исправление ниже, в конце постинга), у которого как раз есть сцена Благовещения – если не с зеркалом, то с чем-то очень зеркалоподобным.

 

Но в этот вот раз ничего нет. Зато сам алтарь очень красивый, судя по всему, и довольно необычный, в нём центральная панель выполнена в виде скульптурной группы, а не обычной панели:

 

Последние три работы показывают очень похожие зеркала, хотя сами содержательно очень отличаются. До сих пор мне попался только один случай подобных “зеркал”, я писал про него в постинге про работу Jan van Coninxloo (Speculum ursus pontufex). Но по порядку.

6. Master of the Von Groote Adoration – Triptych with the Adoration of The Magi – Триптих с Поклонением Волхвов (c.1525)

Композиция алтаря довольно необычная – центральная панель изображает сцену Поклонения Волхвов (Adoration of Magi в западной традиции), причём делает этого довольно помпезно (впрочем, почти все работы этой школы такие, это не баг, а фича).

Но две другие панели показывают сцены из Ветхого Завета, с не очень понятной (не только мне, но и многим критикам) связью с центральной.

На левой панели изображена сцена Царь Давид принимает Трёх Гонцов; про Давида и гонцов есть несколько историй, но именно в этой они ему приносят воду из фонтатана в Вифлеем, и он таким образом как-то понимает, что уже может выбраться из своей пещеры, где он скрывался. Пещеру тут как-то незамтно, но мы помним про некоторую склонность к помпезности у этой школы.

А вот на правой панели помпезность вполне уместно, тут изображена сцена визита т.н. Queen of Sheba (в русскоязычной традиции – Царица Савская) к Царю Соломону. Эта сцена так обычно и изображается, очень богато и придворно (и обычно отражает представления о “дворе по понятиям” того времени).

Обе сцены названы как бы предуведмляющими последущую сцену с поклонением волхвов (=”царей”) (они названы ‘prefigurations’ в каталоге), на тех основаниях, что они обе “тронные”, и что обе показывают как раз “придворные порядки”. Лучше бы они ничего не писали, а просто сказали, что логика им не совсем ясно (потому что она неясно, в конце концов все в этом признаются, зато какое-то количество умных слов написано).

Но да не суть. Мне интересны только комкующиеся наполнители зеркала, их смыслы, и как их разгадать.

Вот что мы видим над головой царя Соломона:

А вот лучшее, что смог сделать мой сканер:

Я тут, разумеется, вижу зеркало (а точнее, “зеркало”, или напоминающий конвексное зеркало предмет – возможно, предмет, изготовленный с использованием конфексного зеркала). Но его смысл и назначание для меня неясны – что это такое было, как называлось, когда использовалось итдтип. Как и в случае с эмблематой у van Coninxloo я могу предположить, что это символ власти, или герб, или что-то ещё в этом роде, но это всё пока вилами по воде (для меня – я вполне верю, что для кого-то все эти вещи совершенно хорошо известны – я тогда призывают такого человека встретиться как-нибудь на моём пути).

Следующий алтарь очень похож на этот:

7. Master of the Solomon Triptych – Triptych of the Idolatry of King Solomon – Триптих идолопоклонства Царя Соломона (c.1530)

В центре этого алтаря совершенно другая сцена – тут мы видим царя Соломона, поклоняющегося одному из каких-то его новых богов (в западной традиции – Idols, Idolatry). На правой царь (“уже потом”) объясняет это всё Богу, а вот на левой мы видим всю ту же сцену с царицей Савской.

Тут составители даже и не пытаются объяснять, какая логика свела именно эти сцены вместе; прихотливая, скажем там. Монтаж аттракционов то в народе зовётся.

Но снова – интерпретации побоку, а вот тронные зеркала – нет:

Попытка не слишком удачного зума:

 

Последняя работа с зеркалами в каталоге очень инересна и само по себе, но она также придаёт необычный поворот двум только что показанным:

9.  Anonymous – The Last Supper, with a donor – Тайная Вечеря, с Донором (с.1525)

Есть предположения, что работа эта написана Pieter Coecke van Aelst-ом, известным мастером из Антверпена – на том основании, что у него есть походая работа:

Следуя такой логике, почему не приписать её самому Леонардо? Он тоже написал что-то похожее.  Если оставить шутки в стороне, то Тайная Вечеря Леонардо, написанная в 1495 году, повлияла на обе эти работы, и ещё на десятки подобных, она стала известной во Фландрии не позднее 1515 года. Грубо говоря, её версии кто только не писал – но ни у самого Леонардо, ни у ван Алста Иисус не сидит на троне, и на балдахине над ним не висит странный медальон:

Качество скана опять не позволяет мне сказать точно, но это вполне может быть и конвексное зеркало, отражающее сцену под ним – мы видели уже одно такое у Juan van Flandes – см Иисус и Зеркало (ли?))

 

Конечно же, это может быть и “просто медальон”, про который, правда, у меня будут всё те же вопросы, что и про зеркала на тронах выше. С той лишь разницей, что придётся выяснять, что же это такое могло быть “гербом Иисуса”? Или его “знаком отличия”? Короче, как обычно, больше вопросов, чем ответов.

В своё время я планировал, но так и не закончил постинг про вот эти вот тронные балдахины, и красивые рисунки и паттерны на их покрывалах (которые назывались ‘clothes of honer’). Они много о чём говорят, и наполнены всякими символизмами по самые уши – что может сильно помочь в интерпретации смыслов тех же зеркал. Например, красный цветов за спиной у Иисуса – это скорее всего гранат, символ одновременно и страдания (-кровь), и возрождения Христа. Но – история та пока так и не дописана, и – засим.

 

Исправление.

Я с разбегу неправильно приписал ту гравюру Мастеру 1518 – на самом деле это так называемый Master FVB. Но у Master 1518 тоже есть работы с “зеркалами” – по крайней мере, ему приписывают алтарь, который я нашёл в Генте (см. On pattern recognition in the mirrors)

2 thoughts on “ExtravagAnt! и её зеркала

  1. наконец-то продолжение, ура…:-) я подумала символом чего бы не служили ”зеркала”, в быту возможно они применялись от сглаза…:-)

    • Спасибо на добром слове! Моё понимание, что эти штуки были аналогами икон, и как таковые, могли бы работать и как обереги, защищающие. Как часто водится, это не единственная функция, но важная.

Leave a Reply

