Пип-шоу с зеркалами

В прошлом постинге я намекнул, несколько загадочно, про “ещё одну штучку с зеркалами”, которую мы видели в музее. Теперь её можете увидеть и вы – или не можете.

Как написано в музейной брошюрке, “the museum boasts one of the largest surviving collection of the ‘raree shows’ in Germany” – дословно, “музей хвастается одной из самых крупных целевших коллекций ‘raree shows’ в Германии”. Что такое raree shows, спросите вы?

То, что показано на картинке выше – это, конечно, raree shows тоже, но это такая очень рафинированная, салонная их версия.  Обычно это было менее изысканное, но более весёлое занятие, на протяжении многи сотен лет являвшееся одной из важных форм уличных развлечений. Выглядело это всё примерно вот так:

 

Cлово raree происходит от слова rare,  редкий, а точнее, от rarity, редкость. Владелец такой коробки (raree-man) позволял людям смотреть внутрь и рассматривать там картинки всяческих редкостей – это могли быть необычные животные из заморских земель, или ландшафты этих самых земель, исторические или сказочные сцены и тому подобное. Всё это можно было посмотреть, за определённую мзду.

Вот тут, например, дети рассматривают сцены битвы при Ватерлоо – и где бы они ещё её увидели?

 

Понятно, что значительное число этих шоу было про “грязные картинки”, этакая мобильная порнография того времени. Другое название этого развлечения – ‘peep show‘, дословно переводимое как “смотрение в дырку”,  или просто “подсматривание” – вошло в современный язык именно как эротическое шоу (я удивился, кстати, что статьи про “пип-шоу” нет в википедии на русском, ссылка выше на английскую версию).

Оставляя в стороне содержание, была другая важная сторона в этих забавах, а именно их формат, технология или медиа, если использовать маклуэновскую терминологию (и тогда, собственно, и мессадж). Технология со временем менялась – сначала это были простые коробки, в которых расставлялись наборы картинок (иногда в окошко для просмотра вставлялась линза):

Но даже такая простая коробка создавала необычный эффект, как бы трехмерной картинки-сценки. А когда на неё сзади направлялся  свет, то получалось подобие современного дисплея (в одну из версий которого вы все сейчас и уставились, я полагаю) – только у них уже и тогда получался 3D дисплей.

Как часто бывает, этот эффект “погружения в медиа” очень трудно описать человеку со стороны (кинотеатр тогда превращается в тёмную комнату, в которой часами неподвижно сидят придурки, уставившиеся в быстро мелькающие перед ними картинки); но такой опыт становится понятным, когда вы сами находитесь внутри этой странной сюр-реальности.

Считается, что китайцы первыми стали использовать в таких аппаратах не просто картинки, а расписанные стеклянные пластинки, которые создавали необычные полупрозрачные сцены – это было красиво, но коробки их поэтому были довольно тяжёлыми:

 

Позже стекло стали заменять на всякие плёнки, а ещё пытались как-то эти пластинки двигать, постепенно приближая всё это дело к тому, что мы сегодня называем кино:

 

Всё эти занимательно, конечо, но к зеркалам пока не имеет отношения: в большинстве таких устройств использовались стеклянные пластины, иногда линзы, но это всё-таки не зеркла.

Зеркала появились чуть позже, для создания пип-шоу определённого типа, который бы мы сегодня назвали перископным:

Зеркало позволяло делать такие коробки более компактными и изменить их формат с горизонтального на вертикальный – собственно, это и есть те самые конструкции, которые мы видели в музее:

 

Как я писал ваше, в целом репутация у этого развлечения была так себе – и из-за часто скользкого содержания, и вообще из-за уличного (“низкого”) характера:

Но как часто бывает с медиа, высокое и низкое парадоксально сходятся, и те же самые коробки использовались как для распространения греха, так и для борьбы с ним (хотя, строго говоря, это могли быть разные коробки).  Как ни странно, пип-шоу довольно активно использовались в церквях и всяких (полу)образовательных заведениях, для показа религиозных и моралистических историй.

Те образцы, которые мы видели в музее, относились именно к этом типу, high-end; не знаю, может быть, у них там в запасниках и порнография есть, но нам её не показали.

Ниже пара примеров того, что я смог снять внутри этих коробок:

Тут видно (внизу) кусочки настоящей улицы за окном, которая попала внутрь вымышленной сценки.

 

Последнее шоу является как раз примером религиозной темы – тут показаны сцены поклонения волхвов, со всеми полагающимися верблюдами.

 

Понятно, что сейчас такие аппараты можно увидеть только в музеях – хотя время от времени можно встретить и “настоящих” исполнителей на улицах некоторых городов. К сожалению, большинство из них использует уже современные технологии, внутри такого ящика вполне может быть встроен какой-нибудь iPad. Но даже и при этом интересны попытки разыгрывания (enactment?) истории вновь:

 

 

Забавно, что какую-то странную версию подобного пип-шоу мы видели прямо перед музеем. Люди говорят, что такие аппараты стоят в нескольких местах в Аахене, перед всякими известными историческими памятниками – и, собственно, всё, что они позволяют делать – это “рассматривать” эти самые памятники в такие вот “перископы”:

Но это не рассматривание в прямом смысле – например, данный “перископ” стоял перед башней ратуши, но в нём была видна не она, а некий фильм про эту самую башню (во всех экранах-смотрелках было видно тот же самый фильм, они просто расположены на разной высоте для людей разного роста).

Вот сама башня, она стоит напротив (и хорошо бы показать тут кусочек из этого фильма, но нету, я не успел снять то, что там показывалось внутри).

Всё это, опять же, интересно, но как-то бедненько на идеи; в голове крутится что-то более мощное, в сторону тех же augmented reality на очках Oculus Rift или что-то в этом роде. Но, как говорится – next time better.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s