Зеркала в музее Кувен (Couven Museum)

Ясно, что после такой бесконечно-длинной паузы у меня накопилось, что сказать про зеркала – и про то, что увидел на всяких выставках и в музеях, и про те, которые я прочитал или нашёл в сети, и “вообще”; всегда очень трудно решить, с чего же начать.  Я тогда решил начать “по свежим следам”, и рассказать про зеркала, которые мне попались в том самом музее Кувен (Couven Museum), в Ахене, куда я езди буквально на днях.

Строго говоря, то были не совсем “зеркала в искусстве”, а, скорее, “просто зеркала”. Они старинные, и красивые, и по своему тоже арт-объекты, конечно, но всё-таки это не совсем то, что мне обычно нужно. Кроме того, они там были периода, которые мне не очень интересен обычно (18-1 – начало 19-века) – и который я поэтому не очень хорошо знаю (с точки зрения зеркаловедения, по крайней мере).

Но да пусть будет с них рестарт; зато ни к чему не обязывает, можно просто показать всё, что зацепилось за шапку линзу.

 

С линзой вот какая история вышла – у меня был только телевик, поэтому какие-то панорамные виды я не мог снимать, так что часть картинок я просто потырил с сайта музея.   Вот, например, как он выглядит:

Музей – это, пожалуй, громко сказано, это просто реконструированый дом, который пытается показать общественно-бытовую жизнь – скажем там, высшего среднего класса. Он назван в часть известного (в городе) архитектора Jakob Couven-а, который в своё время приложил руку к реконструкции. Но сам дом принадлежал некто Andreas Monheim-у, известному фармацевту. Поэтом он сменил владельцев, но в середине прошлого века был выкуплен городом и переделан в этот самый музей. Точно я не уверен, но по-моему к этой передаче тоже имели отношение Peter Ludwig и его жена Irene (которая происходила из семьи того самого Monheim-а).

Но да не суть. Музей сам по себе интересный, но умеренно, на любителя. Я снимал там много чего, но здесь-и-сейчас хочу показать только зеркала пока. Как потом оказалось, на сайте довольно много картинок довольно хорошего качества (что редкость по-прежнему), так что часть фотографий не мои.

Например, вот эта, показывающая общий вид каминного зеркала в т.н. Hofzimmer:

Тут на самом деле несколько зеркал – основное на каминной полке:

И ещё два встроенных в канделябры по бокам:

Очень интересны этакие “звёздочки”, вырубленные в этих зеркалах, я не видел таких до этого. Понятно, что такие зеркала использовались не для того, чтобы смотреться в них, а как отражатели света (свечей, в данно случае).

Просто несколько зеркал из разных комнат; я не большой знаток этих стилей, для меня это всё примерно одно и то же “рококо”:

 

Почти все эти зеркала размещены в проёмах между окнами – что” вообще говоря” странно, в такие зеркала действительно хорошо разглядывать себя, но вот как раз как отражатели они будут работать плохо, свет из самих окон на них не попадает; два зеркала ниже из парадной залы (Festsaal):

В этом же зале были ещё два интересных зеркала – точнее, зеркала использовались в дизайне входных дверей. Картинка снова не моя:

 

Зато у меня есть более крупное изображение этих деревянных рельефов, покрывавших эти зеркала:

 

Ещё одно зеркало, из комнаты Kleiner Salon:

Видно, что оно тоже в основном использовалось как отражатель (перед ним стоят свечи).  А ещё интересно, что зеркало расколото – скорее всего, оно было целое, но потом разбилось, а целое зеркало такого размера не смогли найти (не современный музей, конечно, а бывшие владельцы). Вот картинка того же самого зеркала в контексте.

Мы встречали эти “шрамы” довольно часто – они видны и на некоторых зеркалах, которые я показал выше, но вот на этом они не просто заметны, а “очень заметны” :

 

Тут очень хорошо видно, что на первом зеркале по краю был сделан очень красивый бордюр – но воспроизвести такой потом снова не смогли, поэтому залатали, чем смогли:

Ещё несколько красивых зеркал (точнее, рам):

А в этом видно некто Р., человека, который меня в этот Ахен и вытащила:

С ней мы по ходу дела обсуждали всякие “зекральные секреты”:

Например, это она обнаружила, что стеклянные панели на этих небольших канделябрах в прошлом тоже  были зеркалами. Они совершенно выгорели, и остатки зеркальных поверхностей сохранились только по самым краям:

 

Опять же, я не уверен точно, но мне кажется, что во втором зеркало всё-таки заменили на стекло – да и то треснуло:

 

Разбитые зеркала обнаружились и этом странном двухэтажном зеркале:

Я думаю, что в оригинале это было не зеркало, а картина (две), или что там были какие-то декоративные плафоны. Но потом они пропали? испортились? и вместо них вставили зеркала. Верхнее зеркало треснуло и видно, что оно очень, очень тонкое, такие научились делать только в начале 20-го века где-то.

 

Зеркала были в доме повсюду – одно, например, висело на лестнице, межлу этажами – можно было с первого увидеть кусочек второго:

 

Неебольшое зеркало в фигурной металлической раме:

 

Но зеркала присутствовали и не только “сами по себе” – например, было несколько шкафов со встроенными зеркалами тоже – тут вот виден один с овальным зеркалом на передней панели (тоже треснувшим, кстати:

Но там же было ещё и зеркало внутри, делающие этот отдел и более светлым, и “бесконечным”:

 

Ещё одно зеркало, на передней панели шкафа, который был приспособлен под “китайскую горку”:

 

Тут хорошо видна “зеркальная патина”, очень характерные зеркальные “кракелюры”, которые, если понимать в них толк, много могут сказать и о времени изготовления, и о технологии:

  

 

Ещё были какие-то совсем экзотические вещи – например, вот этот набор инструментов для шитья, в коробочке с зеркальной крышкой:

А это такая “свечная лампа”; в ней хотя и не зеркало, а медный рефлектор в форме листа (ракувины?), но функция его вполне “зеркальная”; эту штуку мы нашли на кухне.

 

Мы нашли и ещё одну штуку, связанную с зеркалам, но про неё уже теперь в следующем постинге.

 

Leave a Reply

