~ 1002 девственницы и их (якобы) зеркала

Столько девственниц я, конечно, не обещаю, но в принципе их количество на постинг в этот раз будет выше среднего.  Ещё из предуведомлений – даже и не все зеркала в нём будут “якобы”. Но по порядку.

Терпеливое зеркало” ван Орлея на панели с Лазарем (точнее, с Богатым Человеком) было и действительно довольно необычным, я не встречал такой контекст до этого.  Зеркало в день рождения Иоанна Крестителя было более привычным – но поскольку оно получалось уже вторым, то я решил простучать все порты.

Следующим потенциальным сюжетом стало, разумеется, Благовещение – опыт показывал, что там могли найтись другие “зеркала” “Северного Рафаэля”.

И точно.

Технически, на панели выше нет зеркала (или “зеркала”) – но голубь размещён так выразительно, так почти что вызывающе – как раз на таком месте, где этому “зеркалу” как раз и следовало бы быть. Такое чувство, что автор хотел сыграть с нами некую визуальную шутку, в стиле “розы-морозы” – на вот, смотрись в него скорей! Так и хотелось подвинуть голубя в сторону и убедиться, что оно там таки висит.

Не верите? Ну тогда смотрите всех девственниц до самого конца.

Всех, как я говорил уже, я не смогу показать, ограничусь только небольшой выборкой фламандских Благих Вестей конца 15 – начала 16 веков. Их можно, хотя и несколько условно, расположить в некоторой прогрессии – от аскетично-минималистских до избыточно-декоративных.

Вот, например, Благовещение Дирека Баутса (Dieric Bouts, c.1470)

Хочу заметить, что и на других картинах этого мастера зеркал нет (или я из не нашёл ещё).

Нет их и на этой панели анонимного фламандского мастера:

Вот забавный образец, который приписывают Мастеру Девы среди Дев (Master of the Virgin Among Virgins) :

Здесь голубь появляется, но робко-робко, и как бы в помощь ему посылается крошечный ангел-гонец.

Со временем голубь становится крупнее (как на этой центральной панели алтаря Благовещения, тоже неизвестного уже теперь мастера)

 

Jacob Cornelisz van Oostsanen (выше) придаёт голубю характерное сияние, а на работе т.н. Master of the Legend of Saint Ursula голубь уже залетает в пространство кровати, но как-то несколько робко.

Примерно такая же неуверенность видна и в работе Герарда Давида (Gerard David, ~1490)

Позже Давид напишет ещё две панели, сводящих вместе Деву Марию и Архангела Габриэля (~1506), на которых голубь уже сияет вовсю:

На более поздних работах (как панелях, так и иллюстрациях) сверкать уже будет практически всё вокруг (эту работу приписывают Симону Бенингу (Simon Bening, ~1525):

Иногда пышность выражалась в присутствии целой группы поддержки, как на этой панели Ханса Мемлинга (Hans Memling,  ~1480):

Тут, кстати, голубь тоже как бы прикрывает “как бы зеркало”, но лишь как бы; мы как бы не верим, что за ним что-то есть.

Иногда всю эту эволюцию можно проследить в работах одного автора – как на этой серии Благовещений Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden – который, кстати, тоже в зеркалах не замечен).

На более ранней работе кровать Марии пуста, как и у Баутса:

(хотя эффект ожидания заставляет щуриться и искать бог знает что в складках):

На чуть более поздней работе (~1455)… зеркала нет, но есть некая вышивка, которая на самом деле полна всяких смыслов; я сейчас не буду касаться этой темы, потому что я готовлю некий коллатеральный постинг на эту тему, и если начну и про неё рассказывать, то девственниц тут точно не пересчитать будет). Но это не “просто ткань”, вот что я хочу сказать.

И, наконец, последнее Благовещение (хотя, если быть совсем уж точным, это одна из ранних его работ, 1434 года, того же, что и “Портрет Арнольфини”):

Я писал уже про эту картину – да, тут не зеркало, но даже “ещё лучше”, поскольку эта “штучка” как раз является тем, что “зеркала” потом стали заменять, как я считаю. Изначально это было неким священным медальоном, иконой – не иконой, но чем-то очень сакральным, и что использование конвексного зеркала сделало ещё более выразительным:

Эту гравюры (Анонимного мастера, известного сейчас как Master FVB) я тоже уже показывал, и на ней “то же самое”:

Как и этой панели Яна Провоста (Jan Provoost, ~1510)

* * *

Но не пора ли уже перейти и к теме данного блога?

Пора, говорит нам панель всё того же Бернарта ван Орлея (~1517):

На котором мы видим то самое зеркало, и на “том самом месте”; точнее, мы теперь всё лучше понимаем, что это не зеркало, а [и тут у меня по-прежнему мычание, потому что я так и не докопался пока, как эта штуковина тогда называлась]:

Таким образом, ван Орлей внёс в копилку (псевдо)зеркал целых три новых экземпляра! Кто больше?

Хорошим кандидатом на это “кто больше” является Йос ван Клеве (Jos van Cleve) – это его панель Благовещения (1525) является, наверное, одним из самых известных примеров изображения “зеркал” в подобном сюжете:

Она довольно давно была уже у меня в коллекции, но я всё никак не находил повод написать про него отдельно – а тут вот такой хороший случай подвернулся.  На этой картине изображён и ещё один интересный артефакт – вот этот вот поднос со свечой перед ним (св. выше, а не ниже; ниже можно чуть лучше рассмотреть “зеркало”).  У меня есть подозрение, что подобные конструкции (свеча перед рефлектором) использовались не (с)только как осветительные приборы, и что их тоже  нагружали сильным символическим смыслом, но про это мне ещё надо пособирать побольше данных.

Долгое время я думал, что у ван Клеве только одно “зеркала” – пока я наткнулся на эту работу:

Мне, разумеется, кажется, что за левым крылом архангела скрывается “зеркало” – но пока у меня только такая копия, и я ничего не могу сказать более определённого. Зато как бы ни была плоха эта репродукция, она точно показывает огромный и сложно-устроенный зеркало-подобный артефакт за спиной у Марии:

Кстати, во время сбора всех этих трусов картин я нашёл, наконец, красивую цветную копию Благовещения Яна де Бера (Jan de Beer) (до этого у меня была только ч/б версия):

Эта работа показывает не только то, что над кроватью у Марии висит некий похожий на зеркало сакральный объект, но и то, что он не зеркало в нашем понимании этого слова – потому что “нормальное зеркало” там тоже есть!

И наконец, последний – ну, скажем, не гвоздь, а пёрышко; последнее голубиное пёрышко в этой всей истории:

На этой панели Жана Эя (Jean Hey, также известного как Муленский Мастер – это ему, кстати, приписывают тот самый портрет молодой Маргариты Баварской, который я показывал в позапрошлом постинге), так вот, тут мы видим именно то, заменой чего (в том числе) потом станут те самые “зеркалоподобные медальоны”:

В принципе, тут можно было бы и остановиться, но раз такое дело, то я выложу уж и пару других, по-своему тоже примечательных “зеркал”.

Эту панель с изображённым внушительным агрегатом приписывают одному из учеников  ван Орлея:

А эту – последователю ван дер Вейдена; она интересна тем, что на ней-то как раз возможно изображено “настоящее зеркало” – но как-то украдкой, чтобы не дай бог не затмить…

… сверкание и сияние всей этой такой символичной-символичной сеньи

Но про сеньи, и про девушек в их цвету я уж теперь как-нибудь в следующий раз.

3 thoughts on “~ 1002 девственницы и их (якобы) зеркала

Leave a Reply

