Зеркала на тонких ножках

Этот постинг не добавит ничего нового к “общей теории зеркал в футурологии” (как и все другие тут, впрочем, как недавно понял я). Всё-таки я больше про собирание случайных фантиков, так если кто-то что-то другое ожидал, звиняйте дядьку.  Как и все остальные, он результат некоторого случайного соскальзывания, по латентным, как водится, признакам — в прошлом постинге было про сундуки и зеркала, и в этом они снова сойдутся вместе.

Если бы я не был так ленив, то эти зеркала (и сундуки) появились бы намного раньше — в своё время я намолотил эпический постинг про Школу Фонтенбло №1, и планировал сказать и Б вскоре, но нет, мысль моя понеслась быстрой мысью, и воз второго поколения этого арт.течения со всеми его зеркалами и ныне там. Я даже так и не перетащил сюда старый, ещё жж-шной закалки постинг про красавицу Габриэль со всеми её сиськами  (его, кстати, очень рекомендуется перечитать, хотя бы бегло, для лучшего понимания этого).

Но да к делу.

Для начала — вся картина целиком:

    

Внимательный читатель может заподозрить, что это не совсем та же картина, и она будет права — “та” будет тоже, но я хотел бы начать с этой.   Хотя бы потому, что они считается более ранней и “первопричинной”.

Как часто водится с картинами Школы Фонтенбло (и №1, и №2) имя автора этой картины (панели, точнее, она написана на доске) неизвестно. Как ни странно, датировка этой работы тоже весьма приблизительная, и всё это — вот уже в течении несколько веков — не позволяет точно определить ни кто тут изображён, ни почему, ни чему они тут вообще занимаются .

Ряд исследователей приписывает эту картину Франсуа Клуэ (François Clouet),  в каком-то смысле уникальному живописцу, который умудрился “работать” придворным художником про четырёх королях Франции подряд.  Он писать ещё при Франциске I, который ему достался как-бы “по наследству”, от отца, Жана Клуэ (Jean Clouet), тоже придворного художника. Это ему (=отцу) принадлежит самый известный, наверное, портрет основателя династии Валуа:

Сын “подхватил знамя” и за долгую жизнь наваял огромное количество портретов, королей, королев, принцев и принцесс, герцогов, герцогинь и большого множества других титулованных особ того времени:

Во многом благодаря его усилиям мы имеем все эти “марочки” с портретами всех более заметных фигур той эпохи (несколько однообразные, надо заметить). Некоторые из них, скажем так, более интересные (чем другие); Клуэ-сын писал всё же поживее, чем его отец, но всё равно по стилю это далеко даже от первой волны Ш.Ф., не говоря уж о живости, появившейся в работах мастеров второго поколения в той же Франции.

Не может не бросится в глаза полнейшая чопорность и строгость всех этих портретов – понятно, что положение обязывает итп, но итальянцы в это время даже пап писали уже более раскованно.  Никаких зеркал поблизости царствующих особ тоже особенно не видно — что не означает, конечно, что художник не умел писать зеркальные поверхности и игру света в них.  Некоторые работы в этом отношении совершенно шедевральны —  вот, например, его более (поздний, правда, 1571 года) портрет Елизaветы Австрийской, жены короля Карла IX:

Он и в целом красив, но если присмотреться к деталям, то они красивы просто головокружительно:

Я очень советую кликнуть и посмотреть на картинки большего размера и поразиться их детальности — и это при том, что все картина 36 х 26 см, чуть больше листа А4!

Вся эта чопорность портретов не означает, конечно, что Клуэ был совсем чужд более фривольным сюжетам в широком смысле (и “обнаженки в узком). Вот, например, приписываемое ему Купание Дианы (это, к сожалению, только фрагмент, у меня нет всей картины целиком без дурацких штампов онлайн-галерей):

Но тут сразу бросается в глаза, что это мифология; “богиням голыми ходить можно”.  И именно поэтому авторство Клуэ вот этой картины (которую ему приписывают довольно устойчиво) устойчиво же вызывает и сомнения:

К именно этой версии вообще много вопросов, она выглядит ужасным новоделом и является, скорее всего, гораздо более поздним римейком вот этой картины:

Но сколько бы я лично ни сомневался, всё равно “есть мнение”, что это таки Клуэ —  и в этой связи, что это таки Диана де Пуатье (Diane de Poitiers), официальная любовница короля Генриха II и во время его жизни фактически королева Франции.  Если это её портрет, то маловероятно, что он мог быть создан при её жизни — точнее, при жизни короля. Тот, как известно, погиб в 1559 году, из-за травмы, полученной во время рыцарского турнира, но Диана прожила ещё семь лет, потеряв, правда, всю власть (но не свою красоту, с чем соглашаются даже “злые языки”).  Портрет датируют 1570 годов, то есть, он мог быть или пред-, или посмертной карикатурой. Например, он мог быть сделан или по прямому заказу Екатерины Медичи, или по просьбе людей её круга.

Так же, как портреты с Габриель, он весь напичкан всяческими символами и намёками (которые мне тут лень уже разбирать, если честно, можно перечитать прошлый постинг, если интересно).

Есть на нём и зеркало, кстати  — точно так же, как и на картине Габриэль и её пресловутой “сестры”, оно висит на заднем фоне на стене:

Как и на портрете Габриель, не очень понятно, что в этом зеркале отражается, но тут недалеко разместился ещё и стул с единорогом — символизм на символизме сидит:

Более осторожные “злые языки” считают, что это не обязательно Диана, и что а) портрет мог быть написан намного позже, и не Клуэ (и поэтому это может быть чуть ли не та же самая Габриэль) и б) что это могла бы быть “просто какая-нибудь богиня”, а то и некий абстрактный символ женственности (см. подобные версии тут, например).

Я рассказал всё это ещё и потому, что ровно все те же самые рассуждения применимы и к самом первому портрету. На сайте музея, где она сейчас находится (Worchester Art Museum), она описана уклончиво как Woman at Her Toilette, хотя в описании указывается, что это могла бы быть и Диана де Пуатье (но что также это могла бы и чуть ли не Мария Стюарт (Mary, Queen of Scots)). За и против этих (а также многих других) версий люди бьются веками, я в эти баталии тоже особенно влезать не хочу.

Мне тут интереснее всего необычное зеркало, стоящее перед дамой на столике:

Оно довольно маленькое само по себе, но обрамлено не просто в богатую, инкрустированную драгоценными камнями рамку, но ещё и всё в целом оформлено как мини-статуэтка, стоящая на столе. Не так много найдётся в истории искусства таких же красивых зеркал-скульптур (ээ… поверьте мне, приходится тут сказать).

Зеркальце поставлено на головы двух женских фигурок, смотрящих в противоположные стороны – то есть, глядя в зеркало, можно видеть одновременно и, скажем так, спину, и живот женщины. Это, в свою очередь, могло бы быть таким “толстым намёком” на то, для чего, собственно, это зеркало могли использоваться – так же как и в случае двух зеркал Беллини, в такой системе можно увидеть и лица, и затылок, например.

Правда, мы тут видим только одно зеркальце, и маленькое. Не является ли это намёком на то, что существует и другое зеркало — большое, стоящее перед женщиной на столе? И в которое она могла как раз смотреться таким характерным рассеянным взглядом?

Из “новых” деталей композиции мы видим как раз этот пресловутой кассоне — скорее всего, просто заимствование у того же Тициана, с многослойным, как водится, символизмом.

Во время реставрационных “раскопках” на этой картине обнаружилось, что на этой цепочки что-то такое было; высказывались предположения, что это мог был крест (=сомнительно) или просто брошь, но в любом случае, в какой-то момент это “что-то” было затёрто.

Оно, это “что-то”, сохранилось на другой версии картины (с фрагмента которой я начал постинг). Это очень, очень близкая версия первой картины – настолько, что не очень ясно, что же было оригиналом, а что копией.

“Первая” картина написана на доске, а эта — на холсте, и это даёт некую фору первой по времени. Ещё признаётся, что работа кисти на этой самой первой  нюансированнее и гранулярнее (это я не сам выдумал, они так говорят, эти искусствоведы.)

Картина сейчас хранится в музее города Дижон, и поэтому обычно называется “французской” (в отличие от “английской” первой).

Репродукция выше может показаться и действительно грубоватой, но надо иметь в виду, что все эти картинке, натыренные в сети, могут иметь самое приблизительное отношение к оригиналам.  Вот, например, совершенно по-другому выглядящая копия той же самой картины:

Как я и говорил, эти картины очень похожи, впору по ним проводить конкурсы “Найдите N отличий”; отличия есть, конечно, но всё больше в мелочах – одно удовольствие было бы провести по три часа перед каждой из них:

Довольно существенным отличием “французской” версии является наличие той самой броши.  Оно (или она, брошь) интересна ещё и потому, что может подтвердить наличие того самого “второго зеркала” — если бы оно стояло на столе, той в этой броши могла бы отражаться сама женщина!

Это всё красиво, но слишком “закручено” (sic!), чтобы быть правдой.

Третья в этой серии картина тоже очень похожа на первые две, но на ней есть и существенные отличия (и да, как и в случае первых двух, ни точное авторство, ни точная дата её создания неизвестны):

Хотя картина сейчас находится в Базельском музее искусства (Kunstmuseum Basel), но устойчиво называется “немецкой”, потому что её приписывают кисти именно немецкого мастера (на постаменте зеркала есть какие-то немецкие клейма, но кроме того, в своё время на заднике картины была надпись, что это некто Филиппина Вельзер (Philippine Welser), морганатическая супруга  эрцгерцога Австрии Фердинанда II. На что, конечно же, немедленно находятся опровержения, что де мол надпись не была аутентичной, и потом была стёрта, и вообще… короче, обычная тёмная история.)  В коллекции музея она уклончиво описывается как “Portrait of a Lady“, а дата создания умалчивается (в других местах она описывается как “около 1570”). Но во многих описания эта работа тоже называется “Портретом Дианы де Пуатье” (и да, это тоже масло на деревянной панели, а не холст, и тоже довольно большая картина, почти метр на метр).

На этой версии портрета тоже есть брошь, но её бы я даже не полез рассматривать (во-первых, в ней должны отражаться пальца женщины, и потом, трудно представиться, что эта поздняя копия повторяла бы ещё и трюк с “двойным зеркалом” (если бы он там вообще был, конечно).  

  

Сундук на этой картине тоже есть, правда, он перенесён в левую часть комнаты (которая стала теперь действительно одной комнатой).

Зеркало тут тоже отличается от двух предыдущих; все тонкие намёки исчезли, и теперь это уже самая настоящая любовная сценка:

Как и в случае с портретом (точнее даже, портретами) Габриэль, эти картины производят двойственное впечатление. С одной стороны, они красивые и необычные, с другой — всё-таки слишком перверсивные, назовём это так, и не только для той эпохи даже.  Поэтому я тоже склонен считать их некими “карикатурами”, возможно пародиями на какие-то другие, более “пристойные” работы (“тоже” здесь отсылка на интерпретацию портрета Габриэль).

И да, если судить по времени создания, то на самом деле именно они могли быть первыми примерами работ такого рода, и это уже автор Габриели мог брать с ним пример; просто так вышло, что я про тот портрет писал первым, поэтому у меня временные ряды сложились в обратном порядке.   

Как и в случае с Габриель, по мотивам этих “Диан с Зеркалами” тоже пишутся ремейки и хомажи – не так много, но что-то есть:

Это работы некто Ingrid Dee Magidson, она специализируется на подобных перепевах, и у меня их собрано уже какое-то количество.  Искать какую-то рациональную связь между оригиналами и симулякрами бесполезно, мне кажется – хотя бы потому, что и оригиналы-то сами являются теми ещё “оригиналами”. С другой стороны, как и всякие другие “перепевы”, они интересны тем, что они говорят не про те времена, а про эти, про нас, сегодняших.

Какого-то оригинального вклада в зеркаловедение тоже не вышло, как я и предупреждал; просто так, ещё одна прихотливая виньетка.

Advertisements

5 thoughts on “Зеркала на тонких ножках

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s