Босс и Зеркала в Перспективе

Эта картинка может напомнить некоторые из Пяти Чувств прошлого постинга – этакий сильно общипанный Брейгель, и без Венер.  (NB: А этот постинг должен был быть написан через через день-два после этого самого “прошлого”… но пуля пролетела, и вжик, два месяца как нет).   Но в любом случае, то была бы правильная свободная ассоциация, потому что данная иллюстрация является примером того же самого жанра, реализованного в этот раз снова французом, знаменитым гравёром 17 века  Абрахамом Боссом (Abraham Bosse). 

Во всей этой чувственной истории Босс для меня – как раз не weakest, a – даже не strongest, а liveliest link, так сказать, самый “живой и весёлый”. Более того, как оказывается,  его вклад в дело арт-зеркаловедения  намного больший, чем просто быть “пропущенным, хотя и важным, звеном” в истории про “пяток чувств”. Ниже про это по порядку и  поподробнее.

Даже если совсем ничего не знать про историю живописи вообще, и историю французской иллюстрации 17 века в частности, мимо одной работы этого мастера очень трудно пройти мимо в современном мире (за весь мир не скажу, конечно, но процесс (западно) европейского окультуривания обычно не обходится без вот этого великана:

).

Это верхняя часть обложки (фронтисписа, если точнее) знаменитой книги Томаса Гоббса Левиафан, вышедшей в 1651 году и наделавшей довольно много шума в своё время (и ещё и в этой связи сделавшей эту работу такой популярной и узнаваемой; хотя и обратное, конечно, тоже правильно – хорошая визуализация идеи никому ещё не мешала).  Весь лист, кстати, можно посмотреть тут (хотя его нижнюю половину всё равно никто не помнит – это, так сказать, на заметку изготовителям всяческой инфографики).

Это очень мощная, и сложная гравюра, конечно – по-моему, там около 200 людей нарисовано, сплетённых в такой арчибальдовский пазл:

Но это на самом деле только присказка; на этой именно работе нет зеркал, и она тут просто для пояснения общего контекста времени и места. Ещё для этого же можно добавить даты рождения и наоборот (1602 – 1676); “ровесник века”, как пишут в таких случаях.  Кроме того, это довольно поздняя работа, и надо бы начать с рассказа про ранние годы, и ранние вещи.

Абрахам Босс родился во Франции, но его родители переехали туда из Германии, незадолго до его рождения. Его отец был портным, и именно с этим связывают такое изобилие прекрасно и точно изображённых костюмов в работах сына.

Эта гравюра в том числе показывает и то, что Босс был скорее иллюстратором, чем Художником с Большой Буквы Х – он создал огромное количество иллюстраций для книг и даже его некнижные серии часто больше похожи на инфовиз, чем на высокое искусство; но это, впрочем, не суть важно.

Он начал учиться в мастерской французского гравёра Melchior Tavernier – довольно известного в то время, но сейчас часто представляемого как “учитель Абрахама Босса”. Тавернье (-ни?) больше известен своими картами и гравюрами – например, он создал одну из первых карт Парижа “с высоты птичьего полёта” (1630). Бывавшие в Париже не могут не улыбнуться, поняв, какого размера тогда была “Столица Европы”

Я привожу эту карту ещё и потому, что она может потом помочь понять довольно необычный способ изображения перспективы, который применял Босс (и который отличался от общепринятого в то время в среди Больших Художников). Но вернёмся к “по порядку”.

Понятно, что первые работы самого Босса тоже были связаны с картами – это могли быть либо перерисовки других работ (как этот ландшафт биты при Суза (Combat du Pas de Suse, 1629), либо какие-то его собственные гравюры, но в любом случае и в них, и в более поздних вещая остался заметен его “глаз географа”:

Этот характерный взгляд, очень специфическое перспективное решение картин проявится у него и в совсем неландшафтных вещах – например, в разнообразных бальных и придворных сценах, которые как будто бы сняты из-под потолка:

Подобные же решения видны и в его более камерных работах – например, в том же Вкусе (Taste, 1645):

или Touch (1645):

В этих работах видны другая особенность Босса – прямо таки напичканность всякими мелкими деталями быта (не только одежды, но и практически всего остального). Сборник таких гравюр – это готовая энциклопедия жизни людей того времени (возможно, не всех слоёв, но довольно большого их числа – Босс позже стал изображать не только жизнь состоятельных аристократов, но и “среднего класса” тоже).

Две гравюры выше принадлежат всё той же серии Пяти Чувств, что и первая работа в этом постинге – просто они раскрашенные, а та нет. Но есть и цветная версия Зрения (Sight):

У меня есть только не очень хорошая версия этой гравюры, и на ней не видно второе, настенное зеркало – но “оно там есть!”

Понятно, что все эти Пять Чувств тут только предлог для Босса, повод прописать ещё и ещё раз  все те самые “детали быта” – такое чувство, что это было главным, что его интересовало.  За долгие годы он намолотил какие-то тысячи подобных работ, которые издавались и сами по себе, и как иллюстрации каких-то других изданий.

Я собрал тут только несколько примеров, на которых появляются зеркала; почти никогда они не играют какой-то особой роли, и “работают” уже просто элементом интерьера.

Вот, например, сценка из жизни вот-вот молодой мамы, которую навещают её подружки (в этот зеркале, как и большинстве других подобных ему, ничего не отражается):

“The bride lying in a canopy bed, talking with women while two children are playing on the floor; room with tapestries on the walls and carved fireplace” = это официальное название работы сейчас; оно же может быть принятно за выписку из дневника этнографических наблюдений.

А тут, судя по всему, мама уже настоящая (а не “вот-вот”). Официальное название – La Visite à l’accouchée, это как раз “молодая мама” по-французски (заодно понял корни слова ‘акушерка’).

Редкий случай, но в этом зеркале делается попытка вставить туда и кусочек отражения тоже, пусть и очень схематичного:

Вот сценка семейного обеда (c.1630)

А это всякие зимние хлопоты в доме (и в зеркало тут тоже смотрятся):

 

Эти гравюры показывают не только вещи и интерьеры, но и всякие социальные практики – вот, например, визит сапожника:

а может быть, и не только его, а ещё и портного (? – хотя это может быть и просто ассистент, которые измеряет размер ноги).

Есть гравюры, показывающие визиты врача – тут он производит кровопускание:

 

а здесь – ставит клизму

 

Рама зеркала более сложной, восьмиугольной формы:

Это сценка так называемых Foolish Virgins – по-русски это  называется Притчей о Десяти Девах (и я не нашёл версию с пятью умными – было бы интересно сравнить, есть ли там зеркало)

У глупых дев зеркало присутствует, и им даже вполне пользуются:

Ниже – ещё одна интересная работа, на ней изображена школа для девочек, точнее, одно занятие такой школы, и ведущая его матронна ( La Maîtresse d’Ecole). То есть, в каком-то смысле, это не приватное, частное пространство, а более публичное – и тем интереснее наличие там зеркала тоже:

Хотя и удивительно аскетично изображённого:

Как я писал уже, Боссе показывал жизнь не только богачей и аристократов, но и самого обычного люда – например, всевозможных ремесленников. Поэтому, например, мы имеет хоть какие-то изображения работы стекольной мастерской (филиалы которых занимались, в частности, и изготовлением зеркал):

Пара гравюр про работу печатников и гравировщиков, профессии, которые сам Боссе должен был быть знать досконально:

А это уже труд “художников”:

Хотя некоторые элементы показывают, что в нём было много и простых трюков по копированию уже готовых работ – в том числе, и с использованием зеркал:

Эту работу можно прочитать и аллегорически (как то же Зрение, Sight), так и “просто”; в любом случае, интересно появление маленького, “портативного” зеркальца у дамы:

 

Какой-то большой морали тут читать не приходится, просто интересно, что зеркала, ещё вчера бывшие чем-то совершенно редким, дорогим и часто нагруженным Большим Смыслом, быстро становятся объектом повседневного быта, и для их изображения хватает нескольких полосок на гравюре.

Тема Пяти Чувств переводит зеркала из области возвышенного во вполне земное и даже человеческое, слишком … Метафора “Пятёрки Чувств” не пропала, конечно, но к концу 17 века её популярность сильно снизилась. Хотя какие-то примеры встречаются и в более позднее время (это уже не Боссе, я просто допишу тут до кучи ещё несколько примеров):

Pierre-Jean Mariette – La Veüe (1710)

На этой работе зеркальце какое-то совсем винтажное – примерно такие держали в своих руках Вирсавии ещё в 13 веке.

Зеркало на следующей работе тоже довольно архаичное – к середине 17 века такие уже надо было бы поискать:

Gerard de Lairesse – Allegory of the Five Senses (1668)

 

Philippe Mercier – The Sense of Sight (1744)

 

К концу 19 века Ханса Макерта (Hans Makart) Аллегории Пяти Чувств интересовали больше для показа чувственности в целом, а не каких-то отдельных перцептивных каналов. Но зеркало достойное, да.

Hans Makart  – Die Die fünf Sinne Sinne  (The Five Senses)   (1876)

Сегодня я даже и не знаю, что будет с художником, который возьмётся серьёзно изображать “Пять Чувств”. Засмеют? За свиное рыло?   Или я отстал, и у нас опять весна средневековья?

Advertisements

2 thoughts on “Босс и Зеркала в Перспективе

    • Как был занудой, так и… это. С Левифаном очепятка, конечно, а с невестой не понял – l’accouchée же переводят как “new mother”, нет?

      Слушай, а ты получил мой “крик о помощи”? А то я какой-то растерянности.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s