Vladimir Leninovitch Reflected in Antwerp

Как часто водится, я собирался “про другое” (если быть точным, то про Дали – мне показалось, что если я уж так разогнался, то можно быстро-быстро покрыть зеркалами и весь сюрреализм в целом, и потом уже предаваться сравнительным анализам, как настоящие “британские учоные”. А не как обычно я).

Но тут случилось “как обычно у меня” – мы поехали в Антверпен (туда всегда приятно ездить) а там и зеркала полезли отовсюду, ровно как грибы после дождя. Дали – снова в дали 😦   Но я постараюсь новую партию разобрать по-быстрому, раз, два и готово.

Данная инсталляция попалась нам на глаза в галлерее De Zwarte Panter ( Чорная Пантера); она располагается совсем недалеко от самого туристического пятака, и её очень трудно пропустить, но нам это как-то ловко удавалось делать все эти годы.  В галлерее я увлёкся римейками Босха (про них следующий постинг), и до (re)ленинианы бы вряд ли добрался, но “добрые люди” ™ помогли, и направили меня в тот подвальчик, где показывалось искусство бельгийского – артиста? арт-хулигана? – Раймонда Миннена (Raynond Minnen).

Мне совершенно непонятно, каким образом его занесло на тему Vladimir Ilyich Ulianov – но вот как-то занесло, и он решил это дело revisit:

В этом постинге я покажу только те работы, в которых есть зеркала – а таких я насчитал всего две. Все остальные можно посмотреть здесь – и это даже рекомендуется сделать, хотя бы одним глазом, потому что тогда становится яснее, какого рода это искусство.

Фотография инсталляции “Ленин Смотрится в Зеркало, Размещённое в Собственном Черепе”, показанная выше – с сайта галлереи; у меня так хорошо не получилось, потому что свет там был довольно убогий.  Вот моя версия событий:

 

Зато у меня есть ещё одна, с альтернативным видом на местность:

 

Я не могу сказать, что это прямо вот супер-пупер глубоко, но в целом забавно, и при желании копаться можно нарыть на небольшую арт-статью.  Мм, которая, вероятно, не мной будет написана. Если совсем коротко и “по нашему делу”, что тут, собственно, далет зеркало? То есть, добавляет ли оно каких-то новых обертонов – и в этот данный проект, или в искусство зеркал в целом?

Технически приёму использования “настоящего зеркала” (как и любого другого “настоящего объекта”) в искусстве уже больше века (и игра эта даже и не с писсура началась). То же самое и с “куколками” – у меня в коллекции есть примеры создания таких мини-театров, в том числе, и с зеркалами, которым уж лет пятьдесят. То есть, дело в целом не новое – но хорошо сыгранное и сегодня может быть интересным.

А уж как бы про саму полит-сатиру, и про вот такие вот “пересмешки истории” и совсем говорить не приходиться, я думаю, что это такой же древний спорт, как и само человечество.  Интересно было бы найти древнеримскую сатирическую статуэтку с бронзовым зеркальцем, высмеивающую позапрошлого тирана.

Но некие забавные обертоны наблюдаются, так что пускай стоит.

Вторая инсталляция более макаберная (и должна быть, наверное, более радикальной), но во-первых её не так легко показать – это такая сложно-составная композиция, которую мне не очень удалось снять. Типа, Скелет Ленина в Шкафу, или что-то в этом роде (все эти названия мои, в оригинале отдельные работы этой серии никак не названы):

Зеркало тут есть, в нём как бы должны отражаться некая часть всей композиции (Голубая Нога, назовём её так). Мне казалось, что делал какие-то специальные фотографии именно зеркала, но дома оказалось, что нет 😦  Поэтому есть только ещё одна версия примерно того же:

И есть несколько крупных планов с разных углов – но уже без зеркал:

 

Общий мой вывод – ну, раз уж сделали – пусть стоит, искусства разные нужны.

Стоит ли тут говорить про “футурологическое”?  Мне, как немножко больше знакомому с контекстом, чем артисту из Антверпена, легко нарисовать некую шкалу времени, на которой можно отложить меры наказания за такое искусство – например, от расстрела в каком-нибудь 193Хм году, до большого срока в 195Хм, до небольшого срока (15 дней за хулиганство? правда, с выгоном с работы) в 197Хм, до “воплей ветеранов” во времена перестройки, с одновременной продажей этого на Запад как примера Свободного Нового Искусства, до какого-то быстрого перехода всего подобного добра в категорию арт-пены.

Взволнуют ли кого-то Череп Наполеона с вмонтированным туда Зеркалом, в которое смотрится Наполеон? Череп Фрейда? Череп Путина? А если в него будет смотреться Обама? А если в Череп Обамы – Сноуден? А если наоборот? Будет ли хоть кто-то помнить эти имена через 200 лет? Что бы написал Мамардашвили про рефлексирующего над собой (в себе, точнее) Ленина? А Жижек, если ему такое показать, как сильно будет трепать свою майку?

Пусть пока всё.

C иконками трудно, симулякр симулякра всё равно симулякр, и так до самого неба, и даже выше.

Leave a Reply

