Другие зеркала Дэвида Хокни

В последние несколько дней меня много раз просили “сказать хоть что-то” по поводу вот этого постинга в жж – довольно древнего уже, по интернет меркам (2010 год), но как-то внезапно снова всплывшего из глубин и попавшего в сегодняшний топ. В целом тот постинг – просто беглый пересказ т.н. Теории Хокни-Фалко (Hockney–Falco Thesis), с картинками, большинство которых взято из документального фильма BBC по этому поводу (Secret Knowledge – который был снят в 2003 году, и основан на одноимённой книжке Хокни 2001 года).

Это всё к тому, что “Теория Х-Ф” является довольно бородатым бояном, и все споры и ссоры по её поводу давно отшумели (вероятно, они как-то обошли стороной Россию в целом и рунет в частности – в этой связи этот постинг делает своё большое дело несения идеи в массы, что хорошо, разумеется). Я предвижу, что с российской аудиторией случится примерно то же, что случилось и с западной в своё время – было много шума, крика, какая-то буря в стакане, которая потом, соответственно, более-менее устаканилась (не у всех в головах, разумеется, найдутся и сейчас фанаты с обеих сторон, готовые шуметь дальше;  но они всегда находятся).

Так случилось, что я читал про все эти дела очень, очень давно, лет с десять, наверное, назад, ещё до этой зеркальной серии (и безо всякой особой связи с зеркалами в целом – мне помнится, что все эти вещи активно обсуждались среди фотографов тоже; та же ещё тема, искусство ли фотография, точнее, остаётся ли искусство самим собой, если начинает применять фотографию, вот этот вот всё).

Кстати, когда я писал чуть ли не первый “официальный” зеркальный постинг, как раз про чету Арнольфини, я так и написал:

(*) В контексте гипотезы Хокни-Фалко может оказаться, что и это всё не так, а зеркало тут было введено совсем с другими целями, но я уж тут не буду всё это обсуждать; я же про другое совсем.

Я и по-прежнему “про другое”, поэтому я бы и сейчас уклонился от обсуждения этих всех дел. Не потому, что они мне неинтересны, а потому что они мне (уже) неинтересны на таком вот поверхносто-конспирологическом уровня, в стиле кавалерийской атаки а ля дэн_браун.  А если на серьёзном уровне про это говорить, то получается много, в один лихой постинг точно не уталкивается – кусочек там, два-три фактика сям; так что примерно в таком темпе я, возможно, буду и про эти все дела писать (когда-нибудь).

Но и совсем как-то промолчать тоже неудобно (хотя вот и не промолчал, получается, даже если бы только вот столько и написал).  Но это тогда не был бы “зеркальный рассказ”, а  “так неинтересно”. И тогда я решил рассказать про зеркала самого Хокни – то есть, не про те его “открытия” и “разоблачения”, а про его собственные работы (которые задолго до всего этого дела случились); они, кстати, исключительно трудно сейчас уже выискиваются, потому что при любой попытки искать что-то в лоб на “зеркала” и “Хокни” вы немедленно загружаете по полной все те самые “разоблачения”.

Так что это рассказ “про другие зеркала” Хокни.

Сейчас Дэвид Хокни – один из “мэтров”, или “гуру” британского искусства, живой классик (при этом статья про него в русской википедии всё равно из примерно двух строчек 😦 статья на английском, наоборот, довольно приличная, и все основные факты там можно найти). Я написал “приличная” в значении “подробная”, но она приличная и в других смыслах (как, впрочем, и большинство других статей в англоязычной википедии) – это к тому, что при Хокни писали и много “неприличного” (и я боюсь, что в сегодняшней России могут продолжить это делать, к сожалению).

Дело в том, что Хокни и эпатаж – это такие близнецы-братья; на протяжении всего его жизни он непрерывно что-нибудь “будировал”, будь то в самом искусстве, или около (или вот с тем же Тезисом), или вообще “по жизни”. Но с другой стороны – он же артист, что с него взять (даже более – в каком-то смысле он и интересен этими своими скандалам, точнее, непредставим без них).

Они начались у него ещё со времён учёбы – в принципе, он попал в одно из самых привилегированных арт-школ в Британии, RCA, Royal College of Art, в конце 1950-х.  Но во-первых то, что он там рисовал не лезло, как говорится, ни в какие рамы, по нормам того времени, по крайней мере (см. среднюю часть “триптиха”, с которого начинается этот постинг), а кроме того, он и просто нарушал все принятые там порядки и правила. Например, он отказался писать финальное эссе, заявив, что художника нужно оценивать только по его работам. Ему, соответственно, отказались выдавать диплом – тогда он нарисовал его себе сам:

David Hockney – RCA Diploma (1962)

Диплом ему в конце концов выдали, пойдя на специальные уступки; понятно, что такие действия не способствуют “усмирению бунтарских нравов”. А наоборот. 

Хокни всю дорогу принадлежал к каким-то самым авангардным направлениям и школам – например, в годы его молодости это был поп-арт, поэтому он там, “в поп-арте”, и очутился (и в этой связи – в Америке, в Калифорнии, где он с перерывами прожил почти тридцать лет). То есть, дело всё сложнее, конечно – не то, чтобы поп-арт стал модным, и поэтому Хокни к нему примкнул. Скорее, поп-арт и возник, и стал поп-улярным со временем как раз потому что там собирались такие вот оторви-головы как Хокни (и другие).

Он был знаком и часто близок (в том числе и интимно – Хокни открытый гей) со многими крупнейшими мастерами 20 века – Питером Блейком (Peter Blake), Фрэнсисом Бэконом (Francis Bacon) – это, кстати, их портреты Хокни всё на том же “зеркальном триптихе” выше – и многими другими; в какой-то момент они встречались с Энди Ворхалом, например.

За долгие годы Хокни написал (и потом нафотографировал) очень много, если всё разбирать, то это на несколько больших книг получится (поэтому я не буду); если интересно посмотреть на его творчество в развитии, у него есть довольно неплохой сайт, где показаны многие его работы (хотя и мелко – но много).

Интересно, что самую первую свою “зеркальную” работу Хокни создал ещё во время обучения в RCA – это небольшой эстамп с очень оригинальным для “зеркальной работы” названием – “Свет мой, зеркальце, скажи” (Mirror, mirror, on the wall, 1961):


Позже в Америке Хокни начал создавать уже совершенно другие работы – яркие акриловые полотна, с интерьерами, своими друзьями в этих интерьерах, и просто портреты друзей безо всяких интерьеров.

В принципе, он всегда ходил возле тем, которые могли бы дать нам “другие зеркала” или хотя бы “отражения” – например, он написал огромное количество “бассейнов”, в самых разных видах:

David Hockney – Peter Getting out of Nicks Pool (1968)

или “душей” – тоже очень много, и очень разных:

David Hockney – Man taking shower in Beverly Hills (1964)

Казалось бы, ну хоть какие-то зеркала же могли там промелькнуть; но нет, пока я не нашёл никаких следов.

Как и многие другие поп-артисты (и соврисковые артисты в целом), Хокни эксперементировал с различными медиями, например, с той же фотографией (как и Ворхал, он начинал с полароидов, но потом стал снимать и другими камерами тоже).

Забавно, что новые “другие зеркала” у него появились именно в этой связи – вот один из его первых автопортретов в зеркале:

David Hockney – Self Portrait, London (1970)

А вот ещё один, сделанный уже в Германии:

Эта тема, похоже, зацепила его, он вернётся к фото-авто-портретам позже, уже в период своих “фото-серий”, но по пути он создаст ещё несколько зеркал.

Пожалуй, самая центральная “зеркальная работа” Хокни, с которой он войдёт в историю – его знаменитый “Портрет родителей” –  точнее даже два таких портрета.

У неё, правда, есть маленькое визуальное предисловие – уже в процессе написания этого постинга я наткнулся на небольшой рисунок Хокни 1973 года:


Возможно, тут видим то самое зеркало, которое он напишет на том самом Портрете Родителей – первую версия которого появилась в 1975 году:

David Hockney – My Parents (1975)

Как видно, это и портрет, и автопортрет, да ещё в зеркале; я, кстати, нахожу тут аллюзию на тот самый двойной портрет Арнольфини, который Хокни будет потом “разоблачать”.

Через два года он напишет ещё одну версию этого портрета (менее поп-артовскую, как мне кажется, и более человечную):


David Hockney – My parents (1977)

Но самому Хокни, судя по всему, первая версия нравилась больше – именно она приводится во многих каталогах, и именно для неё он создал некий making-of:

David Hockney – Making of ‘My Parents’ (1975)

Точнее, это не making-of, а re-enactment, разыгрывание сцены позирования ещё раз, уже не фоне готовой работы.  С другой стороны, эта композиция с родителями послужила основой для второй версии (то есть, это всё-таки и making-of тоже).

Если бы он, как говорится, чуть-чуть постарался, то мог бы сделать и двойной автопортрет, отразившись и в реальном зеркале тоже (этакий art-look). Но нет.

У меня есть ещё одна “зеркальная работы”, небольшой рисунок:

David Hockney – Ann at a mirror combing (1979)

Он интересен ещё и тем, что в нём, судя по всему используется то же самое зеркало, что и в портрете с родителями. Ну, и понятно, что Энн тут не расчёсывается, а рассматривает нас (а мы – её лицо, поэтому).

Кстати, тот рисунок с зеркальцем, выше, посвящен Энн.

Начиная с конца 1970-х Хокни стал много эксперементировать с техникой, которую он сам называл joiners (“соединяшки”), но которую другие окрестили scrabbles (на русский это так и (не) переводят, скрэббл – но тут имеется в виду не игра в слова “эрудит”, а сам принцип сборки некоего коллажа из всяких кусочков-заплаток); вот тут можно посмотреть множество примеров.

Одна из работ этого жанра тоже имеет отношение к зеркалам – и к ранним фото-авто-портретам Хокни тоже:

David Hockney  – Sunday Morning, Mayflower Hotel, New York (1983)

Я ставлю на ней ссылку на более крупную версию, потому что такие работы предполагают рассматривание; и вот ещё центральная, “зеркальная” часть крупно:

Забавно, что это тот самый приём, который Хокни потом “найдёт” у старых мастеров.

Дальше в собственных зеркалах Хокни большая пауза – судя по всему, он был больше занят зеркалами других.

Я нашёл только пару его работ самого последнего времени, где снова появляются зеркала; одна из них – портрет его друга (и заодно снова автопортрет):


David Hockney – Mike Izzo IV (2003)

И другой – примерно этого же периода автопортрет:


Хокни хоть и довольно старенький уже (ему сейчас 76 лет), но ещё вполне живой, и продолжает довольно активно создавать всё новые и новые вещи; это к тому, что иконку рано создавать – только её сделаешь, как он что-нибудь такое новое выкинет.

Некоторые из его “зеркальных работ” интересно, некоторые – так себе, но как бы то ни было, в анналы “зеркаловедения” он точно уже пролез навсегда, хотя бы и на плечах других зеркаловодов и зеркалолюбов

Advertisements

2 thoughts on “Другие зеркала Дэвида Хокни

  1. интересно, я эти фото-коллажи видел много раньше (в детстве, в журнале «Фотография в США»), они мне очень нравились, но соединить автора этих фото-пятнашек и «разоблачителя» в одного человека не приходило в голову. )

    • Да, это вы хорошо напомнили; я, пожалуй, тоже именно там мог впервые увидеть эти коллажи (если это его работы там были).

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s