Зеркальные телевизоры древности

Недавно мне рассказали про одну гипотезу, объясняющую происхождение зеркал, точнее, корни их (неправильного) использования людьми. Как и многие новые и интересные идеи, эта показалась мне сначала полным бредом, но чем больше я занимаюсь “раскопками” в этом направлении, тем более я склонен верить, что эта теория гораздо точнее объясняет многие факты, чем многие другие, более привычные нам подходы.

В двух словах гипотеза сводится вот к чему: в древности люди смогли каким-то образом понять и использовать основное свойство зеркал – их интимную связь друг с другом, тот факт, что все зеркальные поверхности объеденены в одну гигантскую сеть, наподобие интернета. Согласно одним исследователям, люди не могли бы сами дойти до этого знания, и что тут не обошлось без Пришельцев. Но разумеется, всё прекрасно можно объяснить и без каких-либо внешних и потусторонних сил, в жанре мы, люди, и сами не лыком шиты .

Современные археологические исследования (например, недавно обнаруженная в Китае мастерская по литью зеркал, или находки стеклянных зеркал в древнейших индийских храмах – хотя во всех этих случаях правильнее писать”зеркал”) показывают, что мастера уже тогда понимали эту связь зеркал друг с другом – которая, в свою очередь, полностью меняет смысл и назначение зеркальных поверхностей! Их основной “пользой” является, таким образом, способность показывать что-то, что видно “из” какого-то другого зеркала – то есть, работать как современный телевизор, а ещё точнее – лаптоп! То, что на экране лаптопа можно время от времени увидеть своё собственное отражение – это такой “побочный продукт”, на самом деле. Более того, “вредный продукт”, поскольку, как мы все понимаем, такие отражения только мешают нам воспринимать “настоящее содержание”.

Дело было, конечно, не только в точном рецепте сплава, из которого лилось “зеркало” (будем лучше называть такие устройства “визорами”) – технология была важна, но недостаточна; не менее важным были психотехническая подготовка, поскольку только тренированный глаз (то есть, ум, “дух”) мог видеть через такой визор что-то, находящееся далеко за его пределами. 

Например, фреска из ступы Миран (Miran Stupa) в Синьцзян-Уйгурском округе Китая (^ выше) показывает Будду, тренирующего своих учеников пользоваться подобным “визорм” (к сожалению, фрески очень плохо сохранились, а точнее, чудом уцелели, потому что подобные “мануалы” по использованию визоров позже тщательно уничтожались, и знание этой психотехники стало действительно “Большим Секретом”).  В настоящее время мы все живём в неком карго-культном мире – забыв про истинное назначение “визоров”, мы производим т.н. зеркала, в которых разглядываем только себя самих, не понимая, что и всего, что можно там увидеть, это является наименее интересным, пожалуй.

Как я уже сказал, это древнее знание (и навык) в какой-то момент агрессивно преследовались, а все знаки и намёки – уничтожались. Остались поэтому совсем какие-то рожки да ножки, разбросанные то там, то тут в различных манускриптах и иногда картинах.

Тем важнее собрать хотя бы то, что уцелело. Вот, например, миниатюра, которая иллюстрирует одно из немногих сохранившихся изданий аллегорических поэм загадочного французского монаха-цистерианца 13 века по имени Гийом де Дегильвилль (Guillaume de Deguileville):

Не самая лучшая копия, но что уж досталось.

На миниатюре изображён сам Гийом, которому видит Град Небесный Иерусалим – но видно, что видится он ему в огромном конвексном зеркале, которое работает тут как средневековый телевизор:

Про жизнь Гийома де Дегильвилля известно совсем мало – он предположительно родился в самом конце 13 века (1295?). В 1316 году его следы появляются в аббатстве Шали (Chaalis Abbey) в пригородах Парижа, которое принадлежало ордену цистериан, или бернардинцев, одному из самых аскетичных и медитативных, скажем там, христианских орденов. Уже будучи братом ордена, около 1330 году Гийм пишет своё первое произведение, Странствие жизни человеческой (Le Pèlerinage de la Vie Humaine). 

Поэма (довольно большая, кстати, в ней более 13,000 строк) по сути дела и описывает странствие, пилигрима в Иерусалим (сначала, так сказать, ментальное, потом и реальное); по ходу дела даётся множество советов как жизнь прожить не поле перейти (в каком-то смысле эту поэму можно назвать антитезей к Роману о Розе, который как раз в это время начал набирать популярность, и основной упор тут делался как раз на отрицании всего мирского, суетного, телесного в пользу духовного и… как бы это..  self-denial, отвержения своих собственных мелких эгоистичных потребностей). 

Но если не разбегаться рысью по древу, то зеркало-то тут самое что ни на есть телевизионное!

Я пока смог найти только несколько изданий этой поэмы, где показана эта сцена:

Вот “визор” крупно:

Видно, что в последнем случае пытались не просто показать “изображение в телевизоре”, а ещё и очень характерное сияние, которое сопровождает появление видения.  В более современных версиях такое “видение” тоже сопровождается похожим сиянием:

Интересно, что в данном случае это не просто “визор”, но ещё и портал, то есть далёкий Иерусалим Silvermoon можно при помощи этой технологии не только увидеть, но и посетить.

Эти же мотивы можно найти и в истории все тех же христианских видений. В одном из изданий очень популярного в средние века текста, Speculum Humanae salvationis (Зерцало человеческого спасения, своего рода упрощённая библия для бедных, Bible for Dummies) я нашёл вот какую миниатюру:

Здесь в качество “визора” используется… обычное окно (=”телевизор для бедных”)

Дизайн окна меня тут немного смущает, конено – уж больно он современный. Помня, что средневековые окна набирались из отдельных стеклянных дисков, можно предположить, что их в принципе тоже можно было использовать как “визоры”, наверное.

(Фрагмент Lucca Madonna Яна ван Эйка, 1437)

В церковных витражах этот мотив, зеркала-визора-портала, используется до сих пор, просто он мало кем понимается:

Ну, и понятно, что Сильному Духу (=Опытному Психотехнику) костыли “низких технологий” не особенно-то и нужны.

Пользуясь метафорой из последнего цикла Пратчетта/Бакстера (Long Earth/Long War), опытным путешественникам в альтернативные миры степперы не нужны.

Короче, новая программа передач в зеркаловедении:

Advertisements

2 thoughts on “Зеркальные телевизоры древности

  1. Не уверена насчет утверждения “мы все живём в неком карго-культном мире”. Навскидку вспомнились меметичные приключения Алисы в Зазеркалье, и Нео в Матрице (куда он попал, потрогав зеркало). Пошла искать ясно-куда:
    http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/MagicMirror
    http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/MirrorMonster
    http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/TheMirrorShowsYourTrueSelf
    And a subset of:
    http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/GlamourFailure

    В общем, как обычно, будущее неравномерно распределено, и Некоторые Из Нас (ТМ) живут в мирах, где волшебные зеркала используются по назначению.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s