Sunny Tigers in the Mirrors

Я наткнулся на эту иллюстрацию в одном из манускриптов, которые я просматривал во время работы на своим постингом про мелюзин; так случилось, что этих дивных бестий отнесли к царству животных, и в этой связи описывали в бестиариях.

Вот в одном из них – так называемом, Tudor Bestiary – я и встретил это изображение собаки, смотрящейся в лужу. Этот бестиарий, кстати, довольно поздний (около 1520 года), и его иллюстрации очень стилизованные и вполне современные. Вы и сейчас не удивитесь, увидев такие иллюстрации в какой-нибудь детской книжке; точнее, вы удивитесь, если вам скажут, что им уже пять веков.

Потом оказалось, что это не лужа, а как раз зеркало (и ещё – что это не собака, а тигр) – название этого листа в каталоге A Tiger with a Mirror and a Ram.  Но тогда у меня не было времени заняться этим поворотом сюжета, и иллюстрация была отложена до “лучших времён”.

Не то, чтобы они вот прямо уже наступили, но оказалось  – в контексте моих поисков деятельностных зеркал – что это удивительный пример очень небанального применения зеркал в домашнем хозяйстве.

Про который я хочу немного рассказать, с неизбежнымыми вокругами и околами.  

Вот вид “лужи” крупно:

на котором уже ясно видно, что это, конечно же, зеркало (причём для начала 16 века очень архаичное и очень архаично и изображённое).

Но из описания данного листа в данном бестиарии было совершенно неясно, что тут этот тигр делает с этим зеркалом.

Соседство животных и зеркал (и особенно отражение первых во вторых) – вообще очень нечастый “гость” в изобразительном искусстве; если всё-таки не считать упоминавшихся уже мелюзин и русалок  за животных, то на моей памяти отражение какой-либо “бестии” в зеркале в моих рассказах встречалось только один раз пока – в рассказе про гобелены с единорогами.

Я решил, без какой-то особой надежды, впрочем, порыться на довольно сюрном пересечении слов “тигр”, “зеркало” и “манускрипт”.

И тут внезапно ка-а-ак они повалили, эти тигры с зеркалами! Нарыл, так нарыл – совершенно крышесносная история, на самом деле.

Вот какие изображения начали мне приносить т.н. “поисковые машины”:

Вот, как и в предыдущем случае, более крупное изображение (это, к слову, знаменитый Абердинский бестиариий (Aberdeen Bestiary) – он на четыре столетия старше, его датируют началом 12 века:

В данном случае эта миниатюра была описана уже более подробно, и вот что про всё эту сцену было сказано:

“The horseman has stolen a cub and has been pursued by the tiger. The thief can stop the tiger by a trick: he throws down a glass sphere and the tiger, seeing its own reflection, stops to nurse the sphere like a cub. She ends by losing both her revenge and her child.”

“Всадник украл у тигрицы её детёныша, и та бросилась за ним в погоню; вор, чтобы остановить зверя, использовал трюк – он бросил ей стеклянный шар [я подозреваю, что в оригинале имелось в виду (полу)круглое – конвексное – зеркало]. Тигрица, увидев в зеркале своё отражение, остановилась и стала играть с ним, как со своим детёнышем, забыв и свой гнев, и своего настоящего детёныша”. 

Теперь, когда мы знаем сюжет, мы можем оценить, как ловко показана эта сцена – мы видим и момент бросания зеркала, и момент разглядывания его тигрицей (которая тут чуть-чуть больше походит на тигрицу, чем на ту же собаку), и даже момент ускользания охотника со своей добычей.

Причём изображения такого рода встречаются не просто очень часть, а практически в каждом уважающем себя бестиарии.  Вот, например, версия событий из не менее знаменитого Ashmole Bestiary:

 

В некоторых версия иллюстраторы даже умудрились изобразить отражение морды животного в зеркале:

Правда, зеркало тут одно, но зато миниатюра уже практически разделена на две, чтобы подчеркнуть разные мизансцены.

Есть версия, когда их даже разместили вертикально (line-up):

Я приведу ещё несколько примеров – хотя бы тех, которые мне попались в более или менее вменяемом разрешении/размере:

На некоторых тигрица чуть ли не лижет зеркало:


 

 

В других она его просто рассматривает:


 

 

Я мог бы ещё довольно много похожих примеров привести, но они уже начинают просто повторять уже показанные тут, и ничего нового ни визуально, ни содержательно не добавляют.

Про содержательность тут вообще приходится говорит с натяжку – практически все источники более-менее исправно пересказывают всю ту же версию, с подбросом зеркала тигрице, но не делает никаких усилий для объяснения, что вообще весь этот цирковой номер с зеркалами значит.

Они что, и правда считали в те времена в Европе, что тигрицы такие дуры? И даже не сами по себе дуры, а именно вот так вот исключительные дуры, по сравнению со всеми остальными бестиями?

А если медведице подбросить зеркало, она тоже остановится? А волчице? А если нет, то почему нет? Чем так тигрицы то от всех отличаются?

Это уж не говоря о том, что никаких тигриц в Европе отродясь не водилось, и надо бы вообще  пояснить, откуда у этого суеверия растут ноги (этого нигде нет, по крайней мере, я не нашёл).

Может, это как-то связано с особым полосатым раскрасом тигров? И тем, что этот раскрас им самим совершенно сносит крышу, будучи увиденным в зеркале?

***

В принципе, в этом месте можно было бы сделать стоп; всё, что будет дальше – это мои собственные спекуляции, притянутые к истории со средневековыми манусркиптами, тигрицами и зеркалами за уши.

В самим этих миниатюрах ничего такого нет – точнее, там есть, конечно, интереснейший пример “активного” использования зеркал, совершенно мимо и вбок от их обычного конвенционального использования (хотя я затруднюсь классифицировать, на чьей стороне тут зеркал – Добра или Зла). Но про то, почему они так работают, ничего не сказано.

Я подумал, что в Европе такая сказка не могла самозародиться, и что какие-то её хвосты надо искать тех краях, в которых хоть тигры водятся – например, в Индии.

Там, конечно, сразу намного теплее (не по факту, а семантически). Даже если просто взглянуть на гос.символ страны, то сразу видны и “тигры”, и нечто, смахивающее на зеркала/солнечные диски (желающие могут почитать про весь этот символизм в Lion Capital of Asoka – и да, это, конечно, львы, а не тигры:

Но ещё теплее, просто горячо, становится в Персии (территория современного Ирана):

Там связь тигра льва, солнца (=зеркала), власти, королевскости, вот этого всего, просто таки интимная. Там это всё практически неотделимо друг от друга – причём тысячелетиями уже:

Это барельеф чуть ли не 6-го века до новой эры, на котором царь Артаксерокс поклоняется зороастрийской богине Анаите (Anahita), едущей на льве и практически держащей в руке солнце.

На этом подносе времён империи Сасанидов Анаита тоже едет на льве, держа в руках – не солнце, конечно, а “зеркальце”, точнее, некий блестящий металлический диск в форме солнца, который найдя, мы бы сейчас сослепу приняли за “зеркало” (что и делаем):

Позже обораз Львы-Солнца-Царя-(“Зеркала) стал каноническим и воплощённым повсеместно:

Лев, кстати, иногда соскальзывал на Тигра:

У меня сейчас нет мостика, связывающего все эти измышления с ловлей тигра на зеркала в европейских бестиариях. Но если было бы время и возможности порыться в “их” (=иранских, персидских, индийских (?) источниках, то я бы вот с этой ниточки начал.

Историческая связь Льва/Тигра с Солнцем хоть как-то может объяснить их такую чувствительность к отражающим поверхностям. А больше гипотез у меня пока нет.

Начав с манускриптов, есть смыл ими же и закончить; вот образец из одного французского Часослова (Book of Hours) конца 15 века:

Король с Зеркалом верхом на Льве: Иллюстарция к знаку Близнецов (A Lion-Mounted King with a Mirror: The sign of Gemini)

Такие вот пока дела.

Advertisements

6 thoughts on “Sunny Tigers in the Mirrors

  1. Ты Пастуро почитай книжку про бестиарии. Он там прямо в предисловии разъясняет, почему в средние века люди описывали всякую муру, а не то что видели глазами. Каждое животное – это аллегория, оно дает тебе жизненный и морально- религиозный урок, обладает определенными атрибутами, раз и навсегда освященными книжной традицией от Плиния Старшего через Исидора Севильского и т. п. Искать, откуда у первосказочника взялась история, – любопытно. Иранская версия мне нравится – но опять же источник ее – у первого придумавшего, и надо знать, кто он, чтоб понять, мог ли он взять из Ирана.

  2. А что за книжа? Я знаю, него есть книжки про цвета – История Синего, История Чёрного; но я не читал, если честно. Сейчас посмотрел, у него много интересных книг, но не так много переведено на английский. У нас вот нет в библиотеке ничего 😦

    Но мысль-то, да, понятно, я и сам писал про это множество раз, про этот их синтетический символизм, когда ничего не было for real, а всё облекалось слоями смыслов и значений, как лук.

    И про первоисточник тоже согласен – какой-нибудь Гильгамеш бросил свой щит в тигра один раз, и понеслись круги по исторической воде.

  3. Ещё интересно, что у всадника было с собой довольно увесистое и объёмное, как я понимаю, зеркало! Вряд ли он его как ловчий снаряд брал, а значит, носил всегда?

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s