Зеркальное жертвоприношение

Про Тициана  и его зеркала я писал довольно много; ещё бы, он ведь по сути создал целый “зеркальный мир”, из самых разных работ, и “технологически”, так сказать – по его работам можно проследить появление и развитие нового типа зеркал в Венеции (=плоских), и художественно (я не раз рассказывал о его всяческих находках, типа “социального кокона” или пресловутого “эффекта Венеры” (для порядка – вот все прошлые записи: 1, 2, 3).

Когда я пишу “много писал”, то обычно добавляю “и ещё буду”; но с Тицианом как раз была другая история, мне как раз казалось, что не буду; у него было ещё какое-то количество “околозеркальных” работ, но я решил из “запарковать” на какое-то время. Но я был почему-то уверен, что во все основные зеркала Тициана я уже посмотрел(ся). 

Ан нет. Никогда не говори, что всё схвачено, потому что обычно это наоборот, схвачен в отражении ты, и число этих отражений бесконечно.     

Вот что произошло – на днях я наткнулся на забавный тест на знания Тициана (вот тут), который я более-меене успешно “сдал”:

но не это главное. Главное то, что я “внезапно” наткнулся на ещё одно “зеркало Тициана”, как я понимаю – самое первое, которое дивно дополнило “технологическую цепь” его зеркал; по сути дело, он её именно и оформило как таковую единую цепь (в каком-то смысле история эта напомнила мне мои страдания с Балдунгом, зеркала которого я тоже не мог свести в одно какое-то корыто, пока не нашёл самое первое зеркало).

В случае Балдунга всё стало вдруг колдовским; в случае Тициана приходится предполагать теперь, что всё-всё-всё, что он писал с зеркалами, было “про секс любовь”, по крайней мере, про её богиню Венеру.

Но по порядку. Вот то самое “пропущенное” мной первое зеркало Тициана:


Это очень потешная картина, на самом деле, в каком-то смысле перекликающаяся с бедной Св.Урсулой и её многими тысячами девственниц; она не такая трагичная, конечно, скорее, наоборот, но вот это вот всё изобилие ползающих повсюду купидончиков не может не напоминать всё падающих их окна Хармсовских бабушек.

Одна из причин, по которым эта картина в своё время прошла мимо меня является то, что я всё так и не доеду до музея Прадо в Мадриде, где она сейчас и висит. Картина огромная, 175 х 175 см, одна из таких, которые “во всё стену”. Она и была, судя по всему для такого использования – Тициан писал её по заказу всё того же Альфонса д’Эсте, герцога Феррары, для его Алебастрового Зала, в котором были собраны всяческие мифологические сюжеты (=нехристанские; то есть, это был такой на грани фола заказ, по-прежнему скандально-пикантный).

Действие сие называется The Worship of Venus, и является по сути иллюстрацией одно из мест у Филострата Старшего, которого (место) у меня есть только английская версия:

“See cupids are gathering apples: and if there are many of them, do not be surprised…The cupids’ quiver are studded with gold, and golden also are the darts in them…they have hung their quivers on the apple trees; and in the grass lie their broidered mantles…Ah, the baskets into which they gather their apples!” 

Мой вольный перевод:

“Вот купидоны, собирающие яблоки: и не удивляйся, что их так много … Колчаны их украшены золотом, и их золота сделаны и их дротики … но повесили они свои колчаны на яблони, и в траве лежат их вышитые мантии … А вот и корзины, в которые они собирают свои яблоки “!

Вот пара картинок всего дела крупно; очень рекомендуется посмотреть на детали (кликнув):

Яблоки купидоны собирали как подарок (дар, жертвоприношение) своей матери, богине Венере, которая изображена тут уже в виде статуи.

Все сцена является некой аллегорическим изображением празднеств, которые и действительно присходили в Риме а в честь Венеры (обычно 1 апреля), в ходе которых женщины приносили ей (в её храмы) различные дары и украшения.

В частности, мы тут видим двух таких женщин, и одна из них приносит в дар Венере – зеркальце!

Довольно недешёвый подарок, кстати, во время написания картины. Кстати, другое название картины – The Offering to Venus, Приношение Венере.

С её точной датировкой есть, как водится, проблемы, и обычно она описывается как 1515-1518, а то и 1519.  Но именно зеркальце позволяет предположить, что картина эта написана скорее раньше, чем позже – это по-прежнему конвексное зеркало, возможно одного из последних поколений, не полусфер, как раньше, а более-менее уплощённых зеркал, которые они научилсь делать – но всё же не полностью плоское ещё:

Тут есть ещё вот какой момент – Тициан в тот момент был довольно молод ещё, и первые работы, которые он делал для д’Эсте, были по сути доделыванием дизайнов первых мастеров (Беллини или Фра Бартоломео – и тот, и другой умерли, как раз в ходе работ по отделке дворца герцога; не из-за этого, будем надеяться). 

Так что зеркальце вполне могло быть отголоском старых мастеров, “прошлого поколения”, так сказать, и их идей о том, как должно выглядеть – и как должно изображаться – зеркало.  Понятно, что его тут изображение – самое примитивное из того, что сделал Тициан потом.  Не думаю, что тут была даже попытка показать его хоть что-то отражающим (виден только о небольшой отблеск света у рамы).

Это зеркало, как ни странно, в каком-то смысле резонирует с “тронным зеркалом” Св.Урсулы, про которое я только что писал – не “содержанием”, конечно, и не дизайном, а вот этой вот вырванностью из реального “зеркального” использования, и превращением в чистый символический объект, такой же “чистый смысл”, как в случае с Зеркалом Разума у Кристины Пизанской.

То есть, даже если это зеркальце и использовалось раньше этой женщиной по своему “прямому назначению”, в процессе дарения оно превращается в шорты то, что в народе называется вотивный предмет; симулякром жертвы.

Leave a Reply

