On pattern recognition in the mirrors

А это наоборот, самое последнее ‘зеркало в искусстве’, попавшееся мне на пути – я попал в Гент на прошлой неделе (где, к слову, увидел, наконец, соответствующий алтарь ван Эйка…  но речь не про него; с другой стороны, и не без некоторой связи с этим алтарём тоже – дело в том, что Алтарь с Агнцем сейчас находится в соборе Св.Бовы (Saint Bova, или Sint Baaf по-голландски – по-моему, на русский его имя переводят как Св. Бавон Гентский)), так вот, в Генте я попал в тот собор, а в том соборе есть крипта, а в той крипте и висит этот алтарь, неизвестного фламандского мастера, которого по более-менее точно установленной дате одной из (предполагаемо) его работ называют Master of 1518.

Несколько технических моментов съёмки – в крипте *очень* темно, и официально запрещено снимать вообще (а уж тем более со вспышкой – которой, вопрочем, у меня на Canon 5D всё равно нет). Кроме того, работа находится в стеклянном шкафу, который страшно бликует. Поэтому, чем богаты, тем и рады, хоть такой шерсти_клок ухвачен.

Master of 1518 описывается как представитель т.н. Антверпенского (=Северного) Маньеризма, но если честно, то при взгляде на эту именно работу маньеризьму этого тут, конечно, кот наплакал (вот для примера центральная панель, Рождение Христа):

То есть, какие-то элементы маньеризма тут можно найти, но слишком многие вещи выдают немецкие (тогда ещё очень готические) школы; и это при том, что я не читал в той крипте описание из википедии (очень куцое, впрочем), которое как бы про это так и говорит – “His paintings are…  combining Gothic and Renaissance styles”.

Но я даже не про это – я про pattern recognition; про то, что только завидев этот алтарь в витрине, за десять, примерно, метров до, я уже знал, куда я на нём хочу посмотреть, и почему.  Pattern recognition, как известно, сам не приходит; насмотренность-с.

И в целом и среднем да, так всё оно и случилось:

Я просто в этом постинге играю немного в Инстаграм, а так-то на самом деле всё вот как выглядело (левая панель, Благовещение):


А вот, собственно, сам искомый паттерн, который я всё пытаюсь распознать (довольно вялотекуще, надо заметить):

По причине плохого света качество убогое, конечно, но можно понять, что хотел показать конвексность, отражение источника света (окна? Духа?), характереную зубчатость оправы этого “стеклянного объекта”.  Видно, что также хотелось показать побольше пышности в отделке рамы, но “что-то там пошло не так”, и элементы отделки при ближайшем рассмотрении как-то отваливаются.

Но ещё понятно, в очередной раз, что это никакое не “зеркало”, в нашем понимании, и что висит оно там не для с утра сделать мейк-ап, прямо не вылезая из кровати; в очередной же  раз непонятно, для чего именно оно (он? она?) там, как это называлось, как и кем делалось, сколько, например, стоило, и куда они все потом подевались?

< Голос Ливанова из Телевизора>

Просим каждого, кто знает хчшто-нибудь из жизни привидений объектов, умело маскирующихся под конвексные зеркала, но ими не являющимися, сообщить нам в редакция по номеру непереводимая игра цифр.

</ Голос Ливанова из Телевизора>

 

Разумеется, что помимо “общественно-бытовых” вопросов (а точнее, после их выяснения), захочется понять и точную игру смыслов с “зеркалами”, которую устраивали тогда с ними мастера на своих картинах:

 

PS: Для порядка, вот тогда и правая панель, Бегство в Египет, как я понимаю:

Я посмотрел ещё несколько работ, приписываемых Master of 1518; многие очень красивые, хотя зеркал (и “зеркал”) там не обнаруживается, на первый быстрый взгляд, по крайней мере.

Leave a Reply

