TEFAF и зеркала

Add Media

Я хотел, как водится, начать с чего попроще, с незатейливого какого-нибудь постинга.  Почему бы не начать с того, на чём в своё время остановился, подумалось мне? Я взял паузу на зеркале, которое попалось мне на глаза на TEFAF – эта такая ежегодная выставка-ярмарка искусства, которая проводится в Маастрихте. А не показать ли и все остальные зеркала, которые мне там встретились?  По-простому, без каких-то теоретических изысков, wysiwyg? 

Вот тут и случился  со мной пресловутый “хомячок” 😦

Мало того, что зеркал тех оказалось довольно много (мне казалось, что их было раз-два, и обчёлся… но тут я стал обнаруживать всё новые и новые, плюс я на беду свою залез ещё и каталог). Но даже не это стало самой большой работой – просто оказалось, что я совершенно проманкировал разбор полётов  фотографий, сделанных во время визита, и они так недоразобранной грудой и валялись.

В своё время я написал только самые минимальные вещи про эту выставку, ровно в стиле “картинки с выставки” – тут, тут и тут. Не то, чтобы без них будет ничего непонятно, но мне кажется, на них стоило бы взглянуть, просто чтобы примерно понимать общую атмосфэру всего этого дела.  Но всё равно было обидно, что же это я столько всего наснимал, и ничего никому не показал? (у меня был пресс-пасс, так что я мог делать фотографии, что обычно на этой выставке не разрешается).

Короче, была проделана эпическая работа, и теперь есть возможность “посмотреть всё” (ну или почти всё), что я там наснимал – тут или просто во Фликре (правда, набор на последнем получился вот какой –

так что я вас предупреждал.

В остальном же этот постинг и правда незатейлив – я просто показываю те “зеркала в искусстве”, которые мне попались на пути. TEFAF – отличная выставка в отношении качества работ, но их количество и разнообразие совершенно зашкаливающие, так что и у меня получился тот ещё по-мо-коктейль. Но что есть.

Зеркало  № 1

Это и правда “просто зеркало”, хотя и с необычной рамой; мне кажется, что сверху это павлин, но я не ручусь. Зеркала и рамы мне интересны тоже, просто хотя бы как технологический контекст для моих расследований, но они всё же вторичны (кроме того, я просто мало что понимаю (пока?) в этой всей теме). Но раз попалось, пусть лежит.

Зеркало  № 2

Этот тоже “просто зеркала” – я даже не пошёл их специально фотографировать (хотя теперь жалею немного, я только потом заметил, что они украшены красивыми плафонами, которые бы я порассматривал).

Я думаю, что там было ещё много зеркал, включая встроенные во всякие шкафы и комоды, но на всё это у меня не было ни времени, ни сил. Позже я нашёл в каталоге вот такую например, пару зеркал (они довольно большие на самом деле – 85 х 85 см, Флоренция, начало 17 века), но “живьём” они мне на попались:

Зеркало  № 3

А вот это уже самое настоящее “зеркало в искусстве”. Это работа некто Charles-Antoine Coypel, французского художника первой половины 17 века (современника Буше, про одомашненные зеркала которого я писал – чуть было не сказал “недавно”; фиг, полгода назад уже 😦  ).  Она называется витиевато, Folly Embellishing Old Age with the Adornments of Youth (1743).

Мне эта картина была известна в несколько другом раскрасе:

И это необязательно “неправильная” версия, поскольку помимо некой основной работы (в масле или пастелью, как в данном случае) существовало ещё множество гравюр, а там уж как картриджи встанут. Кстати, первая картинка точно неправильная, я всё фотографии прогнал через HDR фильтры (с целью как-то передать общую перегламуренность всего мероприятия).

“Настоящие” цвета выглядят ближе вот к такому:

Сюжет должен быть хорошо известен многим “русска-язычным” читателям этого блога, поскольку в Пушкинке всегда висела вот эта работа Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi); только надо учесть, что во времена оного (начало 17 века) сюжет был очень оригинальным, тогда как через сто лет он стал уже довольно затасканным.


Но всё равно интересно, и не одному мне:

Зеркало  № 4

С четвёртым зеркалом вышел пролёт, на самом деле – я только дома заметил, что она там было (над клавесином); поэтому я даже и не знаю, кто это и что. Даже при самом большом зуме я не могу прочитать подпись к картине:


Зеркало  № 5

С пятым такая же история – я заметил это надкаминное зеркало уже много позже:


Зеркало  № 6


А вот шестое зеркало – это да, украшение коллекции! Я  как-то совершенно не ожидал его там увидеть, “вживую”. Это некто Domenicus van Wijnen (1661-1695), в России, как мне кажется, совершенно неизвестный художник. А он интересен, и дррраматичен, этакий пост-Босхианский мистик. Картины его – “иллюзии и картины”, разгадывать не переразгадывать.

Так и эта – Scene of Sorcery (1685) 

Короче, на отдельный постинг тянет, пусть это будет как бы анонс.

Зеркало  № 7

Как раз то самое, с которого я впал в паузу; я по-прежнему считаю, что его заявленные датировка (середина 16 века) и в какой-то смысле место изготовления (Флоренция) проблематичны. По-моему, они просто технически не могли тогда/там делать таких больших зеркал.

Интересны два нагих юноши по бокам; ясно, что женщина правильный дизайн заказывала:

Зеркало  № 8


Это некто Abraham van Strij (1753-1826), голландский художник, про которого я ничего не знаю.  An Interior with a Collector and his Wife.

Зеркало  № 8

Тут я соглашусь, что “зеркало”, скажем там, “с натяжкой”; это довольна старая работа (1969) мэтра голландского современного искусства Карела Балта (Carel Balth). В более привычной проекции она выглядит чуть иначе:

Но Carel Balth всегда бежал “привычных проекций”, в том числе и помощи зеркал и всяких других способов обмануть восприятие.

Я так обильно снимал эту работу, что в какой-то момент стал привлекать внимание посетителей – 

Которые тогда решили, что “что-то в этом есть, наверное”, и тоже принялись “пристально всматриваться в искусство”:

Зеркало  № 9

С девятым зеркалом тоже “всё сложно”, и дядя не зря чешет репу.  Это в каком-то смысле сюрреалистический символ всего сюрреализма – скульптура была заказана самим Андре Бретоном для знаменитой выставки движения в 1947 году, в La Galerie Maeght, и была отлита в бронзе другим известным сюрреаскульптуром Jaques Herold. Совершенно музейный экспонат.

А при чём тут зеркало, спросите вы?

Зеркало там есть, причём самое что ни на есть конвексное, да ещё и в “очень правильном месте”.

Мужики рассматриваются – не оторвёшь:

Зеркало  № 10

Как говорится, какая выставка без Ботеро, а какой Ботеро без зеркал – у него их просто стопитсот; я собирался про его баб дам всё равно писать, так что пусть это будет просто предуведомление.

*** 

Были, разумеется, ещё всякие интересности – “почти зеркала”, “недозеркала”, “зеркала ли” и всякие вокруг-и-около-зеркальности; но это мне пока всё равно не съесть.

Что я могу сделать, так это доложить сюда ещё пару “честных” зеркал в искусстве – они там были, по крайней мере, они есть в каталоге, но мне на глаза не попались – то ли уже проданы, а то ли я их просто пропустил:


Helene Schjerfbeck –  Framför spegeln (Before the mirror) (1937)


Goyō HashiguchiWoman in a summer kimono before a mirror (1920)

2 thoughts on “TEFAF и зеркала

Leave a Reply

