Ями и Зеркальные Черепашки

Мой давний постинг про Зеркального Боддхисатву так и остался единственной на сегодня экспедицией в другие (за)зеркальные культуры.  Я тут с бедной (sic!) Европой не могу разобраться, всё новые и новые слои и пласты открываются в прошлом – и это я ещё так и не добрался до будущих!

Поэтому когда я наткнулся на эту индийскую статуэтку женщины с зеркалом в левой руке (не в реале, конечно, наткнулся, а в сети), она показалась мне удачным поводом удвоить кросскультурность моих повествований.

Это совсем небольшая, 12,5 см высотой, вырезанная из кости  фигура (то, что по-английски называется figurine) изображает индийскую богиню Ямини, или Ями (Yamuna/Yami).  Если честно, я не сильно много могу добавать к статьям на википедии – это даже и не буддизм, как в случае с  Авалокитешварой (там я хоть что-то когда-то читал), а индуизм, безбрежный океан сложно-устроенных богов, богинь, людей, других существ, и всё это переплетённое в невероятный клубок эпических историйи и саг. Сложные хитросплетения греко-римской мифологии сразу же кажутся таблицей умножения по сравнению с продвинутым мат.анализом любой из индуистских традиций – а их там не одна, а конгломерат.

Но по делу. С одной стороны, Ямини – богиня одноимённой реки, очень большой, важной и священной для индусов; на ней, например, стоит Нью-Дели, а ещё Тадж-Махал.  С некоторой вероятностью вы уже видели фотографии этой реки, если рассматривали какое-то количество фотографий этого мавзолея (а может, видели и её саму, если ездили туда).  Надо только иметь в виду, что это не тот бассейн, на фоне которого любят снимать эту мечеть, а именно сама река:

Поскольку Ями – богиня реки, то часто встречаются её изображения либо возле воды, либо плавающей на лодке со своими спутницами, либо даже купающейся в воде, как тут:

Но это уже современное изображение, и довольно фривольное, а то и богохульное, поэтому я на всякий случай задисклеймлю – не хотел, никого, ничьих чувств, и далее по списку.

Да, кстати, из-за всё той же связи с водой её ещё часто изображают с черепахой (например, сидящей или едущей на ней).

Но кроме этого Ями ещё и самая первая женщина – хотя и дочь бога солнца Сурья (Surya) и его жены Сараньи (Saranyu), богини рассвета и облаков. То есть, Ями – которая появилась на свет вместе со своим братом-близнецом Яма  (Yama), который с одной стороны был богом смерти, но когда принёс себя в жертву (это НЕ пропаганда суицидов!), то таким образом как бы породил мир и человека в мире… так вот, Ями (которую иногда пишут как YāmīnĪ, “ночь” на санскрите) – является и покровительницей ночи (и темноты – поэтому её часто изображают чёрного цвета), но ещё и символом плодородия, изобилия, всего хорошего женского – но и всего плохого женского тоже.

Так что получается – куда ж без зеркальца:

Мне трудно сказать, имелось ли в виду уже стеклянное зеркальце или всё ещё бронзовое. Эту фигурку из Непала датируют концом 17 века (то есть, это может быть 1680 год, например) – тогда и то, и другое могли быть в ходу.

Понятно, что в такой своей роли – женское, плодородное, сексуальное, вот это всё – Ями всегда была очень важной и очень почитаемой богиней (точнее, полубогиней).  Интересно, что несмотря на всю такую популярность я не так уж много её изображений смог найти, по крайней мере, быстро.  Я думаю, что дело тут не просто в отсутствии её скульптур или других репрезентаций, а в отсутствии их в сети, пока (ку-ку, культурные различия в доступности интернета).

Вот что мне попалось пока:

Это гораздо более поздняя статуэтка, примерно середины 18 века, тоже из Непала. Ями тут изображена с двумя своими женщинами-служанками (или спутницами) – довольно частый мотив. Здесь она держит маленькое зеркальце в правой руке, а в левой, как предполагается, сосуд с киноварью – так-то обычным красным пигментом, но ещё и символом крови, любви, секса (=вот это всё). Обратите, ксати, внимание на следы кинвари на первой статуэтке.

Вот ещё одна похожая статуэтка, только богиня тут одна:

Возможно, зеркало было и на этой древней статуе богини (её датируют 8 веком), но оно не сохранилось; разбилось. Но тема вот этого всего тут всё ещё очень хорошо раскрыта:

На другой древней статуе Ями (конец 10 века) от зеркала остался только кусочек:

На других статуях и вот это всё есть, и зеркальце классное (в него даже смотрятся), но неясна атрибуция – может, это не Ями, а “просто женщина”:


А в некоторых случаях – сами идите разбирайтесь, что там у кого есть:

Можно было бы предположить, что Ями – это примерно как Венера в привычной нам европейской традиции; но боюсь, что это будет выдача желаемого за действительное. Если копнуть немного глубже в индуизм, то оттуда немедленно начинают лезть такие навороты (типа десятисущностной природы женственного, воплощённой в Джамахавидья), что никаких зеркал не хватит уследить за их взаимопревращениями.

И это же всё не разные люди, а как бы одна и та же женщина (точнее, Женщина), как бы являющая – все вместе, но никогда одновременно – все эти аспекты нам.

А иногда и одновременно – как в случае с андрогинной Ардханари, в которой сочетаются и мужское, и женское начало (и поэтому он/а держит и зеркало, и… что-нибудь ещё мужское:


Например, скипетр правителя:

Такие вот черепашки.

Advertisements

One thought on “Ями и Зеркальные Черепашки

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s