Два хвоста, а посередине зеркальце

Постинг мой про русалок не очень, судя по всему, понравился силам, дежурившим вчера по воде; не успели, так сказать, высохнуть чернила на экране, как дома случился потоп – не такой, конечно, как там у Ноя, но возни на всё утро хватило. Но ладно бы прошлая возня – я теперь думаю о том, что они задумают, прочитав про зеркала мелюзин!

Но прежде, чем перейти к этим (земно)водным созданиям, я кратко опишу все другие возможные вариации темы Зеркальце и Элементарные Силы.

Основных Элементарных Сил у нас, как известно, четыре – Огонь, Вода, Медн Воздух и Земля; есть в мире и более сложные онтологии, конечно, но разберёмся пока с тем, с чем можно без квантовых распальцовок.  Пост про русалок был как раз про Воду (см левый нижний угол инфографики выше). В воздухе у нас гарпии, но про них не известно, что они как-то использовали зеркала (зато теперь, если такие факты про них обнаружатся, у нас есть куда их поместить). С огнём ещё хуже, я даже и не скажу точно, если представительницы женского рода, репрезентирующие огненную стихию (драконы?), а тем более, как они используют зеркала. Огонь, Свет, Солнце – это всё важные в зеркаловедении вещи, но они обычно захвачены Мужским Началом.

А вот с землёй масса сложностей и нюансов. Точнее, не самой прямо Землёй и классическими земными существами (например, кентавры женского рода или что в этом же духе), а с разными пограничными, переходными классами. Вот кем была та же Горгона-Медуза? Или – ближе к предметы сегодняшнего постинга – кем являются мелюзины?

Мелюсинами, или мелюзинами (melusine) называются духи воды, но, скажем так, воды пресной, то есть, рек, озёр и других водоёмов. Сейчас их распространённое изображение – как на картинке выше, то есть, просто в виде двухвостых русалок.

Но там, как мне кажется, всё сначала было сложнее, и интереснее (а всё испортил капитализм, разумеется – как сейчас модно считать) – в частности, видный его представитель Starbucks, на логотипе которого находится именно мелюзина:

Но так вот, в начале-то всё было по-другому; я нашёл несколько расхожих изображений мелюзин (которые, правда, гуляют по интернету туда-сюда, и я не могу пока привязвать к ним какие-либо конкретные издания):

(Последняя, кстати, новодел, только косящий под средние века).

На всех них мелюзина плавает даже и не в реке, а в каких-то бассейнах или вообще бадьях с водой. И её нижняя часть больше похожа на змеиную, чем на рыбью. Ещё на всех них за мелюзиной подсматривает некто.

Все эти детали – отголоски (а точнее, иллюстрации) неких историй про мелюзин, имевших широкое хождение в средние века, но сейчас почти забытых.

В каком-то самом простом и коротком варианте дело было так: некий король встречается в лесу с красивой девушкой, предлагает ей руку и сердце, она соглашается, но при условии, что никогда не будет смотреть, как она купается. Король соглашается, они долго и счастливо живут, при этом (и именно благодаря новой королеве) как-то стремительно богатеют (или, скажем, одерживают важные победы, не суть).

Всё у них идёт хорошо, но тут король нарушает условие, смотрит на купающую жену и видит, что у неё в воде отрастает хвост (то есть, оказывается, что она как раз мелюзина). Когда она обнаруживает, что тайна её раскрыта, то убегает (уплывает или даже улетает) и  – в мягкой форме ничего такого не происходит, а в более хард-корных вариантах король теряет всё богатство, а то даже и гибнет.  Короче, всё плохо.

(Отдельно замечу, что зеркальце тут никакой роли не играет; а могло бы – например, король мог бы через него подсматривать или, наоборот, мелюзина бы его выследила в зеркальце. Но нет. А было бы интересно).

Разумеется, существовало и множество намного более витиеватых версий этой истории – сайт на википедии приводит довольно много вариаций на тему этой легенды.  Мне больше всего нравится версия с наказанием матерью своей дочери (то есть, версия где есть Персина и её три дочери) – ух, как там всё психоаналитично!

Истории эти в какой-то момент стали становиться текстами (книгами) – например, первой считается Roman de Mélusine (или Mélusine ou la noble histoire des Lusignan), написанная некто Jean d’Arras в конце 14 века; потом была Erzählung Melusine (История Мелюзины), немецкого автора Thüring von Ringoltingen – но то был, скорее всего, просто перевод-пересказ французской версии, и ещё несколько отдельных книг, не говоря уж о сборниках.

Я нашёл небольшую фильму по мотивам одной их таких версий (средней, скажем так, витиеватости) – она, правда, на французском, но “по картинкам всё понятно”:

И опять, это всё интересно, конечно, открываются всё новые подвалы народного творчества, но при чём тут зеркала? Они не присутствуют в этих всех историях, ни в одной из их разновидностей – тем не менее, зеркала в руках мелюзин в какой-то момент стали появляться с той же частотой, что и у русалок:

И если на иллюстрации выше не совсем понятно, мелюзины ли это или “обычные” русалки, то более поздняя гравюра сомнений не вызывает:

А вот этот барельеф изображает уж совсем каноническую мелюзину, с распахнутым в разные стороны хвостом:

Подобная “двухостость” – отличительная черта мелюзин (и ещё раз – какой бы то был красивый поворот, если бы и зеркальца них всегда было бы тоже два!)

Но нет, как и русалками, и одного-то им не всегда достаётся:

Здесь изображена “поющая мелюзина”, а следующая иллюстрация ещё интереснее – на ней мелюзина с трубой:

То есть, тут произошло типичное “соскальзывание” (или “перескакивание”) смыслов: сирены пели (и плавали) – русалки плавают (пусть и поют);  мелюзины в воде и хвостами, как и русалки, пусть тогда и поют так же (ну, и зеркала, до кучи).

Я недавно наткнулся на отличную коллекцию изображений мелюзин – в ней нет, к сожалению, зеркал – но есть самые разные музыкальные инструменты. Кроме того,  они не просто красивые, но ещё и какие-то уникально-редкие – это деревянные панели с потолочной росписи в церкви Св.Мартина в небольшом швейцарском городке Zillis (кантон Graubünden).  Это один из очень немногих сохранившихся расписных потолков в Европе (типа, стоит попереться и посмотреть):

Среди его панелей живут и несколько роскошных мелюзин:

У них там вообще очень интересный зверинец, особенно всякие переходные твари, типа мелюзинольвов или мелюзинолис; я бы всё посмотрел.

Подобная переходность, коктейльность наблюдается не только на потолке церкви в Зиллисе, конечно, она присутствует практически повсеместно в рисунках того времени. Таким образом получаются самые разные женско-змеиные, женско-драконские и женско-ещё-бог-знает-что-ещё существа (хотя бога я тут, может, зря приплёл, надо бы говорить чёрт- знает-какие-ещё). Общее мнение, несмотря на всю легендарную доброту, считало мелюзин всё-таки исчадиями дьявольским (Мартин Лютер, например, авторитетно заявлял, что они суккубы):

(обратите внимание на рыбок в руках; где рыбки, там ракушки, а там недалеко и до “расчёсок” с “зеркальцами”).

Например:

Это изображение на полях очень, очень древнего тома – предположительно первой трети 13 века:

Я писал, что в те времена рисунки часто сплетались с текстом; вот тут, например, между строк разместился небольшой зоопарк:

А среди его обитателей – женщина-змея (с зеркальцем, и расчёской – и вообще очень напоминающая Сирену с Зеркалом)

При движении по истории в направлении ближе к нам всё становится ещё более запутанным (чуть было не написал “к сожалению” – конечно же, нет, всё становится запутанным к счастью). И без того перекрученные мифы начинают наворачиваться вокруг христианских интерпретаций  (я говорю пока только про Европу), потому в эту кашу добавляет перепевы древнегреческих мифов, а уж потом – чего только не, какой только юнгианской сборной солянки там не сварили.

Это вот, к примеру, не мелюзина на камешке греется, а вовсе Дракон Сверхъестественности (Divinity Dragon) из Oedipus Aegyptiacus,  одного из самых авторитетных трудов по истории магии (середина 17 века примерно).

То есть, это к тому, что дальше уже вряд ли получится одним лихим постингом покрыть все мифологемы, а надо будет аккуратно с каждой разбираться, со всеми её мифологемными “косточками”.

 

ВСЕ ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ

Advertisements

4 thoughts on “Два хвоста, а посередине зеркальце

  1. Иллюстрации из манускриптов невероятно современно смотрятся. Я думаю они сильно перекликаются со стилем Диснея и комиксами. Особенно гипертрофированно большие кисти и упрощенные черты лица (думаю тут вина их крохотного размера).

    • Я думаю, помогает ещё очень высокое качество – обычно миниатюры показаны очень маленькими, и плохонькими (полиграфически). Когда выкатывается файл очень больгошо размера, и ярких красок, всё как-то начинает восприматься по-другому (в том числе, и современнее).

  2. Поехали в Циллис!
    Женское в огне – саламандры.
    Спасибо за мелюзин, я даже не знал, что это отдельный класс существ. Я думал, что это имя собственное из легенды.

    А с выставки Франция 1500 г. у меня была прекрасная Мелюзина, бросавшаяся из башни в воду.

    • Спасибо вам за саламандр 🙂 Я знал, что они есть, и “не горят в огне” (типа), но как-то с “женским” они не связались. С другой стороны – ну те же “драконы”; я просто не показал там, на инфовизе, существ из wow, похожих на саламандр.

      В Циллис я бы тоже поехал, как и во многие другие места в Ш., provided, как говорится, что я вообще к вам выберусь.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s