Зеркало с Сиреной

Я писал уже, что недавно нарыл большие и неведомые мне раньше архивы средневековых манускриптов, в которых, в свою очередь, нарыл множество неведомых мне изображений зеркал. Что, в другую уже очередь, сильно изменило (и продолжает менять) моё понимания того, чем я тут занимаюсь (по крайней мере, временные рамки эти новые данные расширили очень сильно).

(Чтобы быть точным, я пишу про эти новые архивы в недавнем постинге про Вирсавию с Зеркалами в Манускриптах – там, кстати, добавился ещё один пример, интересный; я не стал из него делать отдельный постинг, а просто добавил в стиле ЗЫ, так что это как бы анонс задним числом; прононс? нононс? а может, нонсенс?).

Но к сегодняшним зеркалам; точнее, не сегодняшним, а аж 13 (!!!) века зеркалам. Именно тогда, как считается, была созданo то, что сейчас называется Ormesby Psalter,  Псалтырь из Ормсби.

История его создания, как водится, полна загадок и неясностей – считается, что он был заказан одним из состоятельных дворян, некто Робертом из дома Орнсби (Robert of Ormesby), делался очень долго (предположительно с 1290 по 1310-е годы), но так и не был до конца закончен, точнее, в нём всегда имелась возможность добавить что-то ещё. Последние такие добавления были сделаны уже около 1330 года, когда книга перешла во владение епископа Нориджского ( Bishop of Norwitch). Эта не такая уж и нетипичная история, многие манускрипты создавались в течение ряда лет, хотя десятилетия всё же редкость. Разумеется, имя мастера (или мастеров – чувствуется рука как минимум двух разных художников) осталось неизвестным.

Технически говоря, это псалтырь (или псалтирь, psalter), то есть, сборник псалмов (в канонической версии числом 150), к которым могли быть добавлены какие-то другие “полезные в хозяйстве вещи”, например, куски из Евангелий, или календари, деяния святых – скажем, из числа особо важных для заказчика книги.  Но в данном случае важно не столько содержание, сколько  изумительная богатые и детальные иллюстрации, которые образуют параллельный визуальный нарратив.

Считается, что как раз эта роскошная страница (которую мы сегодня назвали бы титульной) дописана уже позже, одной из последних, а основное содержание составляют листы с вот такими примерно вставками:

 

И это не просто слегка приукрашенные инициалы, вы видим вполне самостоятельные сценки, да ещё и сопровождающиеся всякими дивными фантастическими зверюшками; на мой вкус, так бы надо Алис оформлять.

На некоторых страницах текст буквально окружён, переплетён таким фантазийным визуальным рядом:

Тут уже не просто единичное зверьё, а сложные, вполне на уровне картин, композиции.

Из-за такого изобилия всякого зверья книгу даже иногда (хотя и условно) относили к жанру “бестиариев” (Bestiary), компендиумов реальной и воображаемой фауны тех времён. Но это мы сейчас считаем ту фауну “воображаемой” , мне кажется, у авторов были другие соображения на этот счёт. Но в любом случае, даже при всём её великолепии этой фауны, у меня нет шансов перетащить её всю сюда, поэтому я только могу посоветовать интересующимся посмотреть всю книгу на сайте  Bodleian Library университета Оксфорда).

На одной из таких “визуально-богатых” страниц этой книги я наткнулся на следующее изображение (с его крупного фрагмента и начинается данный постинг) 

Но на том урезанном варианте мы видим только “женщину с зеркальцем и расчёской”, тут же перед нами целое “существо”!

Вот его вид поближе:

В описании оно (она?) названо “сиреной”; это не совсем точно, конечно, сиренами назывались водоплавающие существа с головой и торсом женщины, но телом другого морского существа. Если то существо было “рыбой”, то сирена плавно становилась русалкой,  mermaid. Но тут мы видим какое-то более сложное существо на четырёх лапах – чуть ли не кентавр женского рода.  Иногда такие конструкции назывались химерами – но это тоже не каноническая chimera с телом льва и тремя головами от разных зверей, а некий стилизованный уже элемент.

В любом случае, ничего хорошего от такого существа ждать не приходилось.  Тем удивительнее, кстати, что в самой книге оно (она?) спокойно соседствует аж с Марией с Младенцем Иисусом:

С точки зрения “зеркальной работы” это, может, и не самый яркий пример таковой, но учитывая, что это тринадцатый век (!), приходится признать миниатюру шедевром (даже если это и начало следующего, то всё равно – четырнадцатого (!) века). То есть, это 13.. и потом, скажем тоже 13. 1313 – семьсот лет назад!

Видно, что это уже стеклянное зеркало, забранное в раму, причём, даже и с элементами какого-никакого декора.  Женщина не смотрит в зеркало (и в нём ничего не отражается), но налицо некое согласованное расположение тела, рук, головы и всех вовлечённых технологий (зеркальце, расчёска), образующих единое целое действо.  

Сейчас на этой иллюминации зеркало тёмное, так что может показаться, что обыгрывается тема “тёмного/чорного зеркала” (тем более, что существо из лагеря “ненаших”). Но скорее всего в оригинале “зеркальце” было вполне светлым, более того, оно даже могло быть даже и сделано как зеркальце – например, его могли нарисовать серебряной краской, а может, даже и попытаться изобразить там какое-то подобие лица. В наше время ничего уже не видно, по крайней мере, невооружённым взглядом (то есть, если что-то там и было нацарапано, то давно окислилось):

Я сейчас уже осторожнее и “умудрённее опытом”, поэтому не буду кричать, что это опять “самое первое современное (стеклянное) зеркало, изображённое в манускрипте!!” или что-то в этом роде; обязательно найдётся кто-нибудь, например я сам,  кто найдёт очередное зеркало на сто лет моложе.  Но это всё-таки очень серьёзный откат в прошлое, на сто, если не больше лет, от предыдущего кандидата – зеркальца Кристины Пизанской.

Теперь я знаю и ещё про несколько зеркал постарше “пизанского” (но всё же помоложе этого псалтырного)  – про них будет отдельный рассказ.  Ещё напрашивается тема про другие “нечеловеческие” существа с зеркалами – например, теми же русалками. А ещё одну можно обозначить общим именем Силы Зла с Зеркалами, но в данном контексте можно сузить до Зеркала Вавилонской Блудницы:

(Во избежание недоразумений – это не самостоятельная работа, а коллаж из двух гобеленов из Анжерского Апокалипсиса).

ВСЕ ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ

Advertisements

2 thoughts on “Зеркало с Сиреной

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s