Покаяния при свечах с зеркалами

Первые (почти сто уже, надо же!) постингов этого блога показали довольно много разных вещей, отражённых в зеркалах – святых  и чертей, лица и черепа, части тел – одетые, полуодетые и совсем не-, драгоценности и даже единорогов. Забавно, что на протяжении почти пары сотен лет никому из художников не приходила в голову идея изобразить то, для чего зеркала, казалось бы, лучше всего приспособлены – свет.

Жорж де ла Тур (Georges de La Tour) был, похоже, первым из мастеров, кто решился это сделать, и сделал это так роскошно, что так и вошёл в историю, как Мастер Свечи (и Зеркала, добавлю я, чтобы не терять нить).

Де ла Тур родился у чёрта на рогах в маленьком городке далёкой провинциальной Лотарингии, в самом конце 16 века (1593); если бы я не ленился, а дописал бы свой опус про Школу Фонтенбло N2, то я бы на него и указал – вот, мол какое барокко было вокруг него в течение импритингового периода.   В качестве альтернативы могу посоветовать почитать текст про Прекрасную Габриэль с Сиськам Сестрой, который в какой-то мере передаёт и художественный, и общий контекст того момента во времени и пространстве.

Не совсем ясно, где и у кого он учился писать – это могли быть и северные школы (например, Утрехт, или тот же Антверпен, что ближе); вполне возможно, что он мог или сам отправиться путешествовать в Италию, или познакомиться с кем-то из итальянских мастеров – как раз той самой “второй волны” ШФ – в самой Франции.  Его ранние работы сильно больны маньеризмом, но люди опытные говорят, что это уже северный маньеризм, а не аутентично-итальянский (я не знаток, повторяю, что слышал).

Вот примеры его знаменитых жанровых сценок:

Гадалка  (The Fortune Teller) – 1630

В книге Masterpieces in Details есть прекрасный разбор этой картины, более того, фрагмент именно этой работы попал на обложку.

Трюк с тузом пик (The Cheat with the Ace of Clubs) (1934)

Это очень известные в наше время работы, в каком-то смысле – визитная карточка художника, но они и подобные им картины составляли очень незначительную часть его творчества. Де ла Тур (иногда Латур) был больше известен как мастер религиозных сцен – не собственно религиозной живописи (например, для церквей или соборов), а такой салонной духовки, работ на религиозные темы, которые заказывали ему благочестивые горожане для развески в домах.

Вот, например, его Поклонение пастухов (The Adoration of the Shepherds)

Это более поздняя работа, примерно 1645 года. Заметно, что стиль стал совсем другим – более монохромная цветовая гамма, резкий контраст света и теней, причём источник света находится как бы в самой картине (то есть, это не боковой свет сбоку или сверху за полотном). Все эти фичи характерны для работ Караваджо (и его последователей-караваджистов, к которым можно отнести и де ла Тура).

Google Image Search хорошо показывает общую тональность его работ (œuvre, если по фене):

Я выделил тут те самые Свечки С Зеркалами; с ними де ла Тур написал несколько похожих картин, обыгрывающих один и тот же сюжет – Кающаяся Магдалина (Penitent Mary Magdalene).

Вот вся картина, с фрагмента которой я начал этот постинг:

За роскошность свечи её иногда так иногда и называют, La Madeleine aux Deux Flammes, Магдалина с двумя свечами (огнями) – а не просто Кающаяся (Penitent).  На YouTube стоит очень красивый фильм про свечи и зеркала де ла Тура (правда, он на итальянском) –  но мне там понравился приём показа деталей его картин, очень соответствующий всей его манере письма.  Детали эти как будто бы выхватываются на короткое из полной темноты мерцающим светом свечи, которая придвигается к картине – того и гляди, загорится!  Вот так, мне кажется, только и надо показывать эти шедевры – тут “мерцающая свеча” выхватила саму Свечу на этой картине:

Но перед тем, как я расскажу про зеркало, пара слов про основной контент и месседж, так сказать.

Основным контентом тут является сама Магдалина – но это мало что объясняет, на самом деле, потому что вся эта история с Магдалиной жутко запутанная.

Когда я был ещё школьного возраста, то нас учили (ну, не прямо вот так, чтобы “учили”, а как-то несколько вскользь про это пробрасывали), что Мария Магдалина была вся такая страшная-страшная грешница (был такой ещё эвфемизм падшая женщина; “проститутка” тогда нехорошо было говорить, да даже и сейчас на сайте того же MOMA будет написано perhaps a courtesan).

Вот в этом perhaps вся и соль – в нашей школьных времён версии Мария грешила-грешила, потом встретила Христа, покаялась и стала его самой преданной последовательницей и любимой ученицей.  Но есть подозрение, что всё было не так, что Мария Магдалина не была никакой куртизанкой, а сразу так и получилась самой преданной и любимой. А бурно смешалось (или смешали) всё и всех в одну неразгребаемую кучу уже потом.

На русской википедии есть на удивление подробная и вменяемая страница, где очень неплохо объяснены все перипетии истории этого концепта (и даже есть минимальный инфовиз, показывающий разнообразные интерпретации данного сюжета в искусстве).

Мне трудно сказать точно, какая именно версия событий преобладала во время де ла Тура – скорее всего, классическая-католическая, с “падением” и “раскаянием”. Мы видим много традиционных маркеров “греховности”, в частности, “женской греховности” – драгоценности, разрабатывающие тему vanity, особенно разорванная цепочка на полу; череп, зеркало.

Но в принципе сюда можно притащить целую тучу  других, более универсально-человечных и, не побоимся этого слова, экзистенциальных мотивов – мысли о смертности и её неизбежности, мысли о жизни и её красоте, но и недолговечности и эфемерности (и всё это ловко сказано одной свечой).

Точнее, двумя, конечно – которые, скажу ещё раз, чуть ли не первый случай показа отражения искусственного источника света в зеркале.  (Которое, в свою очередь, является ещё и очень интересным примером изображения т.н. тёмного, или чёрного зеркала (dark mirror, black mirror). Но сама отдельная очень большая тема, я сейчас её не хочу начинать, просто пока завистую.)

Как часто бывало с де ла Туром, он написал несколько версий этой работы. Вот ещё одна Мария Магдалина со свечой и зеркалом  


Можно сказать, что это тот же кактус, только в профиль; и сюжет, и вся атмосфера очень похожие, но расклад карт немного другой. Здесь в зеркале отражается череп, а не свеча – которую почти не видно, что делает картину ещё более – тут идёт плохо переводимое слово hanté,  и страшной, и затягивающей, соблазняющей и навязчиво преследующей потом.

Стоит  отметить, что тут совсем другое зеркало – оно тоже уже плоское, как и на первой работе, но маленькое, и бедненькое. Да и Мария тут одета попроще – но зато она намного более, если не “живая и весёлая”, то более человечная (и мы видим большую часть её лица – на первой картине не было видно даже граз, взгляда, тут мы видим хотя бы один). 

Видимо, недовольная тем, что свеча в этот раз не попала в зеркало, некто Alice777777 cоздала забавный хомаж-хохмаж:

Больше Марии видно на другой версии, так называемой Марии с коптящим светильником (The Magdalene with the Smoking Flame, c.1648).

Здесь нет зеркала, поэтому эта картина тут больше “для полноты рядов”; но зато это уже без сомнений из разряда “павших” Магдалин, с намёком чуть ли на BDSM. Зато дым отличнейший!

Мне попалась ещё одна версия этой, последней работы; может, это какой-то ранний вариант.


У де ла Тура есть ещё множество прекрасных работ со свечами – но с зеркалами больше нет  (точнее, может, и есть, но я не нашёл).  То есть, он певец не одного зеркала а двух, а одного сюжета, с Магдалинами. Из-за этого узкого фокуса у меня в какой-то момент возникли вялые планы расширить этот постинг и рассказать  – не “про всех других Магдалин”, конечно, их тонны, а про “про всех других Магдалин с зеркалами”… но я их вовремя убил, эти планы (по крайней мере, подзадушил).

В качестве затравки можно посмотреть другой фильм всё той же Alice777777, где у нас очень-очень много диких кающихся Магдалин:

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s