Неприметные зеркала ван Мекенема

Хм, планировалось, что это будет постинг в стиле твиттера, в жанре “увидел – показал”; но как-то плохо у меня идёт дело со штурмом и натиском 😦

Увидел (и хотел было просто показать) я вот эту вот картинку. Вроде бы и говорить про неё осбенно нечего –  это просто ещё один камешек в расследовании “штучек над кроватями“, вон она, висит.   Сама по себе, как и всякий отдельный кипичик в стене, она мало что добавляют с пониманию “общего архитектурного замысла”; с другой стороны, любое большое и общее и таких вот кирпичиков, камешков в мозаике, пикеслов в картине и состоит.

Яркое отличие этого камешка-пиксела от многих предыдущих примеров со “штучками” – присутствие в нём большой и, так сказать, “ярко выраженной” агрессии (не самого зеркала, а всей сцены в целом). Что тут нехорошее происходит.

И ясно, почему картина такая недобрая – тут изображена одна из самых трагичных сцен в истории живописи, так называемая Смерть Лукреции; точнее, на фрагменте выше показан как раз момент насилия (царским сыном, Секстом Тарквинием, над), а сама смерть, самоубийство Лукреции, повлекшее за собой революцию и установление Римской республики – это сюжет уже всей гравюры в целом.

Эта картина (гравюра) создана предположительно в 1465 году, немецким художником Исраэлем ван Мекенемом (Israhel van Meckenem). Как часто случается с мастерами тех времён, мы не так уж много про него знаем – и год рождения (1445) известен только приблизительно, и про место рождения идут споры. Его отец работал ювелиром в городе Бохольт (Bocholt), в Северной Рейн-Вестфалии, но фамилия с van позволяет предположить, что он приехал туда из Фландрии, например, из Мехелина (Mechelen, иногда Mekelen). Хотя есть и более прозаическая версия, что они были родом их Меккенхайма (Meckenheim), небольшого городка неподалёку от Бонна.

В настоящее время известно довольно много его работ, можно окинуть взором сеть и увидеть основные примеры – или, например, посмотреть какую-нибудь онлайн-коллекцию избранного. Многие из его гравюр очень информативны с точки зрения показа социально-трудовой и бытовой, а также частной и общественной жизни тех времён (мне говорят, что я должен завязать со снобствованием, и честно указывать на аллюзии в своих текстах, что эта вот, например, на Пригова, а не просто корявый стиль; ну, не знаю).  А некоторые гравюры ещё и шедеврально нарисованы, одно удовольствие порассматривать, особенно если хорошая репродукция (как, например, Garden of Love).

Считается, что он был первым из гравёров, который написал (и напечатал) первый “настоящий” автопортрет (да ещё и с женой Идой). “Настоящий” тут означает, что это не тайком пририсованная к другой работе собственная мордочка, а самостоятельный продукт, основной смысл и назначение которого – быть именно автопортретом:

Мои твиттерные планы порушило и наличие ещё одной его работы в моих “необъятных зеркальных закромах“. Оказалось, что я раньше находил одну их его гравюра с зеркалом – это некая Сценка Органиста со своей Женой (1495):

Но изображённое тут зеркало в своё время тоже было мной расценено “одним из кирпичиков”, в частности, “конексных зеркал, развешенных в окресности окна”, и на отдельный пост не тянуло. Оно, может быть, и потянуло бы, если бы у меня была репродукция получше, и можно было бы прочитать, что там написано на раме –

Тогда это мог бы быть пример первого зеркала-послания, с буковками. Но пока нет.

Но теперь вот зато есть другой кирпичик, так что получается на рассказ в жанре “а вот ещё один мастер, написавший несколько зеркал”.

Возвращаясь, однако, к первому зеркало, с Лукрецией.  Ясно, что большой смысловой нагрузки он не несёт и изображено тут просто как один из “предметов интерьера”. Мало того, оно ещё и просто исторически неверно – никаких конвексных зеркал у римлян не было, разумеется; но это мелочи, у римлян вообще ничего из тут изображённого не было, это обычный такой “голливудский” фильм про Древний Рим, где патриции с наручными часами ходят. Но мы же эти гравюры не за показ “древнеримскости” ценим, а за рассказ о средневекой европейскости.

Раз постинг большой получается, то я воспользуюсь случаем, и вброшу ещё и некий новый слой трактовок этих “штучек над кроватью”, который недавно попал мне в лапы сети почту.

Один из читателей-ветеранов моей саги про зеркала (get_out) решил присоединиться к расследованиям, и послал запрос некто Steve Evans-у aka Melles, автору блога-портала про средневековье Scriptorium.

Привожу варианты его ответов:

Первый вопрос был про то, как “это” называется:

“I have only ever seen these describer, in wills, as decorations. There were usually to do with religious belief, for example, a particular saint’s badge to increase the chance of bearing a healthy child (St Margaret represented by pearls or by a dragon with a cross in its mouth).”

То есть, он считает, что это называлось “никак”, общим словом “декорации” (он пишет, что так они описывались в завещаниях).

Второй вопрос был про их возможное реальное (=фунциональное) назначение/использование:

“The only source of light in the rooms was, of course, daylight which wasn’t available at night. The placing of mirrors was usually to reflect what little light obtained from candles and magnifying its effect. As the mirror would not be pif any use in dressing or makeup I would imagine that this was the purpose in your example.”

И второй его ответ тоже узко-функциональный, что это был способ хоть как-то увеличить присутствие света в тёмных комнатах.

Мнения как мнения, имеют право на существование, конечно. Про зеркала как рефлекторы света я, по-моему, упоминал уже, но только вскользь, и отдельного постинга про такие рефлекторы у меня всё как-то не напишется (я и про тонны зеркального материала не успеваю писать, а это уж какая-то совсем вторая производная). А так-то надо бы, конечно, и про использование специальных рефлекторов (не только в домах, но и в храмах, например), и про хакерский захват для этих целей других подручных средств (подносов, например). Но тогда надо и про другие культуры рассказывать, про Древний Китай, как там зеркала-подвески использовались в домах именно для пускания зайчков.  Так что пока замну; но затаю надежду.

Advertisements

3 thoughts on “Неприметные зеркала ван Мекенема

  1. Читать трансляцию в жж удобней, так как там больше картинки. А этот блог ужимает их до размера колонки – слишком мелко.

    • Мм, не знаю, это какое-то субъективное ощещение – я сюда как раз ставлю бОльшие картинке, чем раньше ставил в жж (не всегда так, но чаще всего). В жж у всех разные френдоленты, и часто карпризные, туда не поставишь карртини слишком большого размера – а wordpress имеет динамическое масштабирование картинок, растяните окно браузера, картинки тоже увеличатся.

      • Читал блог на работе, а у меня там стандартный монитор 4:3, а дома широкоформатный. На обычном колонка узковата, но картинки можно открыть и отдельно.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s