Зеркала Вирсавии – теперь и в книжках

 

Я в своё время написал большой постинг про Вирсавию (по-английски Bathsheba) и Зеркала; он начинался с одной картины Яна Массейса, но по ходу дела я собрал множество других примеров изображения этой сцены, как с зеркалами,  так и без.  Так получилось, что более ранние работы были взяты из книжных иллюстраций (=иллюминации в манускриптах), и на них зеркал не было. И такой расклад соответствовал расхожему мнению, что зеркал в манускриптах не было (точнее, не скажу за всю расхожесть, но у меня в голове такое мнение точно было).  То есть, были некоторые исключения – например, зеркало в книге Кристины Пизанской, или Марция, рисующая свой портрет при помощи зеркала – но как всякие исключения они как бы только и подтверждали “правило”.  

Так получилось, что в последнее время мимо меня прошло несколько источников знаний – книги, сайты, “другое” – которые очень сильно изменили моё мнение по этому поводу. Грубо говоря, миниатюрных зеркал, то есть, зеркал, изображённых в различных манускриптах, оказалост просто дофига очень, очень много. Я постараюсь рассказать про некоторые основные “кластеры” со временем (которого мало, как обычно) – а сегодня рассказ про два примера из истории той самой Вирсавии.

Содержательно я мало что могу добавить к тому прошлому рассказу, и если вы его забыли или не вообще не читали, есть смысл это проделать.  Сейчас меня интересуют только узко-зеркальные аспекты этой истории.

Первая иллюстрация (как водится, анонимная) – из книги под названием “Office of the Virgin”, написанной (то есть, сделанной) предположительно в 1480 году, в Модене (Италия). Функционально это часослов, то есть, сборник молитв, расположенных по времени их прочтения в течение дня (по-английский это может быть Book of Hours или Liturgy of the Hours, на латыни Liturgia Horarum). Но иногда такие сборники назывались и Officium Divinum, или Divine Office.  То, что он “of the Virgin”, означало и то, что там молитвы были собраны соответствующие, с большим упором на прославлении/благодарении Мадонны, и то, что его владелицей была, скорее всего, женщина. Как и обычно, в таких часословах были не только обязательные молитвы, но и всякие другие “тематические рассказы” из Библии – в данном случае, история про Вирсавию подходила к общей женской тематике. Но это присказка.

Сказка в том, что мы тут видим настоящее – и огромное – зеркало. Точнее, зеркало-то само не очень большое, но рама, в которое она заключено, делает его артефактом внушительных размеров; как говорится, таким и прибить можно. Несмотря на размеры, оно судя по всему всё равно не “настольно”, а “ручное”, hand-held – у него нет подставки, его всё время нужно держать в руках.  

 Это конвексное зеркало, и заметны усилия это передать (игра света и тени), но в нём не отражения (хотя при таком повороте там и не должно быть ничего видно).  

Самым интересным (для меня, разумеется), является здесь то, что это социальное/коллективное использование зеркала.  Его держит в руке служанка, которая при этом ещё и подаёт полотенце (возможно, они это не так называли).  Если вы пробовали кому-то показывать его/её отражение в небольшом зеркале, то можете вспомнить, как это непросто; нужен некий танец друг с другом, чтобы точно направить поверхность.

У “утраченного” ван Эйка женщина тоже возле зеркала со своей служанкой (?) – но там оно статично. И у Тициана купидончик тоже крутит зеркальце перед Венерой – но это почти на сто лет позже. А это получается саммы ранним зеркалом вот такого, социального рода.

Вторая иллюстрация сделана позже, около 1530 года, и уже во Франции (тоже анонимным мастером, но из Руана). Пока я не нашёл, из какой она книги: 

Это тоже “социальное зеркало” (даже чуть более социальное, по сравнению с предыдущей иллюминацией к персонажам добавился ещё и гонец).  Но что важнее, тут уже есть и отражение – хотя и “неправильное”, по законам оптики Вирсавия не должны при таком повороте видеть в зеркале себя (она и не видит – она видит в нём читателя книги).  Но мы “как бы понимаем, что нам как бы хотел сказать художник”.

Это зеркало уже настольное, и скорее всего довольно тяжёлое (то есть, его рама быть из металла) – видно, что служанка держит его двумя руками.  Несмотря на как бы прогресс в деле изображения зеркал ( = наличие отражения), мы видим гораздо меньше согласования между фигурами (к тому же, довольно диспропорциональными – Вирсавия тут как королевы на древне-египетских фресках, в два раза больше служанки рядом с ней.)

Отдельной забавной “опечаткой” являются нательные крестики на обеих Вирсавиях. Но простим им некотрый wishful thunking.

ЗЫ: Некоторое время спустя нашёлся ещё один образец “Вирсавии с зеркалами”, из друго манускрипта; я не буду затевать для него новый постинг, а допишу тут.  Он во многом похож на предыдущие два примера, но есть и довольно важные отличия.

Например, если продолжить последнее предложение, про “нательные крестики”, интересно, что его тут как раз нет. На груди у Вирсавии висит какой-то кулон, но это не крестик.  

Подобно некоторым другим Вирсавиям, это “социальная сценка”, вокруг героини несколько женщин  – одна из низ подаёт ей какие-то плоды на подносе, другая держит зеркальце и полотенце (?).  Все эти элементы встречались в иллюминацияз и раньше, но именно такое  сочетание (плоды + зеркало + группа)  попадается мне в первый раз.

Страница эта (хотел написать “вырвана” – нет, просто взята для илюстрации) тоже из Часослова (Book of Hours) и тоже из Руана (Use of Rouen), и примерно тех же времён, что и предыдущая иллюминация (ориентировочно 1525 года). Есть даже подозрение, что это “одних рук дело”, настолько схожи некоторые детали.

Вот вся страница целиком:

Замечу, что зеркало тут играет ролько самую никакую, оно есть, конечно, но в него не только смотрятся (и там нет отражения), но и вообще ничего с ним не делают в данной сцена (Вирсавия занята другим).  Оно большое, конвексное, но не совсем понятно, настольное ли это зеркало или ручное. Его рамка очень декоративная, но на этой иллюминации она не слишком хорошо прописана (даже на более ранней, почти на 50 лет старше, первой из приведённых тут иллюминация нарисовано большей деталей).  

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s