Мистические крестики-нолики

Одно из зеркал в прошлом постинге (про Симона Мармиона) – то, что висит над кроватью роженицы – правильнее, конечно, называть “зеркалом”, то есть, “как бы зеркалом”; “такой штучкой, которая похожа на зеркало, но им не является”. А может, даже и не похожа – как, например, на этой картине Герарда Давида (Gerard David – не знаю, как тогда, но сейчас его имя в Голландии произнесли бы на французский манер, как Жерар.)  У меня уже было очень много постингов про картины, на которых были изображены вот такие вот “штучки” – чаще всего над или возле кровати, но иногда и нет, как тут, когда “это” является частью трона Марии.

Я решил тогда устроить сбор всех частей трусов примеров подобных штуковин, в надежде, что во время сбора какой-нибудь паттерн сам и вылезет; а то и название кто-нибудь подскажет.  То есть, будет профит.

Несмотря на некую французскость имени, это был вполне голландский художник (точнее, ещё фламандский) – он родился возле Утрехта, около 1460-го года.  В 1484 году его следы обнаруживаются в Брюгге, где он присоединился к мастерской Ханса Мемлинга, которую он даже и возглавил в 1494 году, после смерти учителя. В начале 16 века он перебирается в Антверпен, и несколько лет работает там; известно, что он также путешествовал в Италию.  Как и многие мастера, он был довольно быстро забыт после смерти, но 19-м “открыт” заново, и с тех пор его работы ценятся всё больше и больше (и, так сказать, монетарно, и так).

Данная картина относится к позднему периоду творчества, она написана около 1510 года; можно встретить названия типа  The Virgin and Child with Saints and Donor (Мадонна с младенцем, святыми и донорами), но конечно более точное название –  “Мистическое обручение святой Екатерины” (или Mystical marriage of Saint Catherine).

Картины с таким сюжетом могут смутить неподготовленного зрителя, потому что изображается на них младенец-Христос, одевающий обручальное кольцо на руку вполне взрослой женщины (хотя есть варианты и со взрослым Христом); но даже независимо от возраста, Христос вроде бы ни на ком не женился.

Сам-то он, может быть, и нет, но сцена обручения с Христом приснилась некто Екатерине из Александрии (Catherine of Alexandria), жившей в конце третьего века. В этом сне (который случился с ней вскоре после крещения) она возносится на небо, где сам Христос предлагает ей рука, и брак этот одобряет сама Мария. Неизвестно, что стало бы с этой историей, закончись у Екатерины всё не так грустно. Но нет, согласно легендам она приняла за свою веру многие страдания, в какой-то момент её хотели как-то изощрённо колесовать, но колесо то было разрушено небесами (тем не менее часто присутствует на картинах с ней); в конце концов кончилось всё обычным усекновением головы (в связи с чем не менее часто она изображается с мечом).  За эти все пертурбации Екатерина была в какой-то момент провозглашена святой, и эпизод с её “мистическим браком” стал вполне каноническим.   

Но это практически присказка к внимательному разглядыванию предмета над головой Мадонны:

 

Это, разумеется, не зеркало, хотя в драгоценных камнях много чего могло бы отражаться (не в реальной жизни, а на картине, где художник мог включить при желании какие-то картинки в эти камни тоже).  Вообще, в контексте всей этой христианской истории тут хорошо бы смотрелось распятие; но с другой стороны, как бы “ещё рано”. Тем не менее, гэджет этот имеет в себе много “крестовидного” – и большие камни образуют крест, и лучики с жемчужинами тоже.

Известно, что начиная с какого-то момента всем христианам предписывалось иметь в доме как минимум одно, а лучше несколько распятий – и как символ веры, и как оберег. 

“Every Christian home should have a Cruficix hanging over the bed in each bedroom, and, most importantly, at least one in a common area, such as the Dining Room, Living Room, or Family Room” – Catechism of the Catholic Church.

Распятие и другая символика не показывалась и не развешивалась в первые века христианства, но стала почти повсеместной практикой уже после 6-го века. Вопрос тут вот какой – могли ли именно такие символы (круглые, хотя и с крестовыми элементами) означать что-то особенное и использоваться в определённых ситациях? Например, связанным именно с браком/обручением?

Вот, например, картина Благовещение (Annunciation) 1510 года  Яна Провоста (Jan Provoost):

В изголовье кровати Марии мы видим предмет, чем-то напоминающий медальон на картине Давида:

  

В каком-то смысле Благовещение – это тоже “обручение” в смысле “помолвка”.

У меня тут в “пучинах блога” довольно много примеров Благовещений с зеркалами (или зеркалоподобными предметами); тянет сделать вывод, что они все звенья вот  такой вот цепи, оберегово-матримониальной.

Вот это гравюру анономного мастера 1490 года я уже показывал:

Можно, конечно, сказать, что следующий пример совсем из другой – если не оперы, то другого конца Европы – это Благовещение  Андреа Мантенья (Andrea Mantegna):

Помимо довольно странного объекта, стоящего перед Марией на столике, на занавесе есть ещё и некий круглый медальон:


Надпись на нём  – Ecce Ancilla Domini, дословно Here Is God’s Maid, Вот Невеста (Девушка) Господа. Я понимаю, что это очень смахивает на “желаемое за действительное”, но предмет напоминает зеркало; заплетённый в странный “венок”.

Кстати, ещё одна миниатюра из всё той же Книги о Городе Дам Кристины Пизанской (Пара в постели):

Но возвращаясь к Давиду и мистическому браку Екатерины; интересно, что со временем браков стало два – ещё одна Екатерина, некто Сиенская (Catherine of Siena), тоже увидела своё обручение с Христом.   Это случилось уже намного позднее, в 14 веке, поэтому, например, РПЦ не признает ни сам факт, ни его значения (всё, что после раскола им неинтересно).

Но западным  (=католическим) авторам сюжет оказался дорог, поэтому встречаются изображения обручения Христа сразу с двумя Катеринами; вот работа анонимного мастера из Брюгге конца 15 века:

Она называется Virgo inter Virgines, первая среди равных Девственница среди Девственниц, но центральным её сюжетом является как раз обручение двух Катерин. Интересно, что в этом случае на балдахине-троне Марии вышиты два круглых знака:

Не могу сказать, что паттерн как-то уже выявился; так что продолжим пока сбор крестиков-ноликов.

Advertisements

One thought on “Мистические крестики-нолики

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s