Задумчиво сплетая локти рук…


С одной стороны, про Беллини про его портрет женщины с зеркалом я уже писал. Но повод написать ещё раз состоит хотя бы уже в том, что работу эту поставили на Google Art Project (см.  Young Woman at Her Toilette) и теперь её можно хоть нормально рассмотреть (до этого у меня были только маленькие и темненькие картинки, не передающие никаких деталей). Я, например, жаловался, что никто не обращает внимание на записку, лежащую на ковре – на моих версиях её и само-то почти не было видно, не говоря уже о прочтении текста.

Не то “хорошая” картинка от GAP!

На которой можно разглядит, что это никакая не “секретная записка”, а некая форма авторской подписи – на ней написано Johannes bellinus faciebat M.D.X.V – Иохан беллинус сделал это в 1515 (году). 

Ещё из таких же опытов по внимательному разглядыванию можно выудить пару “визуальных шуточек мастера” – обычно в качестве таковой приводят плавный переход складки (даже складок) накидки женщины в линию гор:

но тут можно увидеть и больше, например перелив цвета её плеча в нежный солнечный восход (закат?).  Вообще, время действия много бы добавило к понимаю тут происходящего; вечерний это туалет или утренний?

Или (предположительно) ваза с виноградом – как он, виноград, плавно превращается в деревца на склонах итальянских холмов:


Но это всё вокруг да около, хотя и создаёт важный контекст для моего следующего предположения.  Мне кажется, что Беллини тут сыграл очень тонкую и хитрую игру, вставив в картину шутку-загадку, связанную как раз с зеркалами.

Я и в прошлый раз писал уже, что некоторые анатомические особенности изображённой тут женщины не могут не вызывать вопросов (удивительно, что при этом очень часто вопросы тем не менее не возникают!)

Это я про локти:

Левый локоть этой женщины чудовищно деформирован, он раздут раза в два по сравнению с остальными размерами (и рук, и тела вообще). Трудно ожидать, что мастер тут просто “ошибся немного”, не справился с передаче пропорций. Ясно, что это совершенно сознательное искажение – которое я не помню, чтобы кто-то описывал или интерпретировал.

Я попытался “разыграть” похожую двухзеркальную ситуацию – это было нелегко, потому что надо бы три руки иметь, а не две. Но как есть:

Это примерно то, что должна видеть девушка – только надо учесть, что её заднее зеркало, то, что висит на стене – конвексное, то есть вторая рука должна быть толще. Но даже и так, с двумя плоскими зеркалами то, что мы видим перед собой – это лес рук, причём разной толщины, и все при это норовят помешать мне разглядеть собственный затылок.

В прошлом постинге я писал про “зеркальный транс”, полный уход в сложную работу взгляда, попеременно смотрящего на разные предметы (точнее, на их разные отражения – и отражения отражений – в зеркалах).  Сейчас я бы хотел добавить, что это ещё и сложная работа рук – от которых требуется определённая ловкость, чтобы вся эта система в конце концов производила необходимый результат, нужную укладку платка на затылке.

Мое предположение, что эту вот “работу рук” Беллини и пытался вытащить наружу, “из зеркала” и показать нам, жертвуя при этом формальной анатомической правильностью. “Деформированный локоть” – это то, что девушка видит в своём зеркале; а теперь и мы, благодаря остроумной шутке художника.

Если бы Беллини был Эшер, то мы увидели все эти хитроумные переплетенья рук в её зрачках:

pupils:

Leave a Reply

