Психоанализ на трёх зеркалах

Только, значит, я собрался разделаться с этими ненавистными зеркалами перейти к более современным арт-проектам с зеркалами, как нет, “средневековье цапает меня за ж пятки”, подкидывая зеркала одно интереснее другого.

Вот и опять – в сети прошла информация, что в сети аукционного дома Sotheby’s попался уникальный артефакт, в котором не просто “не одно, а два”, а целых ТРИ зеркала! Причём, настолько дивно подтверждающих все фрейдистские мифологемы, что диву (этому и пре)даёшься.

Как известно, теория личности Фрейда похожа на светофор: внизу горит плотский огонь Оно, который неустанно пытаются зарегулировать силы небесные социальные СуперЭго. Из рефлексии над этим противостоянием (иногда) и возникает наша ЭГОистичная индивидуальность (см. также прилагающийся инфовиз ^).

Ровно примерно те же самые структурные соотношения можно проследить в изображении зеркал в древнем манускрипте XV века Мистерии Отмщения – Mystère de la Vengeance:

Mystère de la Vengeance – манускрипт, уникальный по многим параметрам. Один из них, кстати – его удивительная сохранность: “белые листы” на картинке внизу – это на самом деле тонкая выделанная кожа (vellum), которрая умудрилась остаться практически такого же цвета, как и почти 550 лет назад.  Тексты разборчивые, цвета на иллюстрациях – яркие, хлеб – свежий, масло – сливочное.

Манускрипт был заказан Филиппом III Добрым (Philip the Good в англоязычной традиции), который был в целом герцогом Бургундским, но ещё и графом, маркграфом (и ещё раз герцогом) какого-то невероятно огромного числа земель. Правил он всем этим добром в первой половине 15 века (если быть точным, то с 1419 по 1467 год), а его двор в разные времена располагался в различных городах (Брюсселе, Лилле, Брюгге – его последней столице). Вот карта принадлежащих ему в конце жизни земель:

Видно, что несмотря на титул “Бургундский”, добрая (большая?) половина его владений была не столько во Франции, сколько на месте современных Бельгии, Голландии и Люксембурга. В случае Голландии его роль вообще можно считать странообразующей – именно он основал т.н. Генеральные Штаты Голландии (тут только “Голландию” надо понимать именно как как Holland, а не как все Netherlands).

Помимо всех прочих его достоинств, Филипп Добрый был одним из самых известных покровителей искусства, и своего времени, и вообще в европейской истории.  Колоссальный расцвет и изобразительного, и многих других искусств в этих местах и в это время – во многом его прямая заслуга. Вот эти вот все Ван Эйки, ван дер Вейдены, Кампины – и многие десятки, если не сотни других мастеров, конечно – они не только подпитывались его собственными прямыми заказами, но и в целом процветали из-за созданной им атмосферы, как мы бы сейчас сказали, респекта и уважухи к ним со стороны знати.  Один из самых известных его портретов написан, кстати, самим ван дер Вейденом:

Но да ближе к книжке. Манускрипт был изготовлен примерно в середине 1460-х – весь процесс мог занять несколько лет (и потребовать огромного числе коров; всего в книге более 300 страниц, из одной коровы выходил чаще всего один, редко два “хороших” листа, folio); в этой связи издание уже и тогда должно было быть очень дорогим.

“Чек” об оплате работы придворному иллюстратору Loyset Liédet-у был выписан в 1468 году, через год после смерти герцога, но, скорее всего, Филипп успел увидеть если и не полностью завершённую работу, то какой-то работающий её вариант ещё при жизни. Тут надо сказать, что это вообще за издание (и почему применимо слово “работающий”).

По сути дела, манускрипт – это сценарий (а заодно и раскадровка, партитура, и даже описание спец.эффектов) грандиозного представления, той самой мистерии.  Статья на русском в википедии рассказывает в основном про древние мистерии – у египтян, греков, персов итп, и только кратко упоминает про мистерии средних веков. На самом деле мистерии были очень важным элементом культуры того времени. Они исполнялись во время больших праздников, часто длились не один день, а в представлении могли принимать участие десятки, иногда сотни исполнителей (не все из них были актёрами в нашим понимании, конечно, но были и “профессионалы”).

Первоначально чисто религиозные по сюжету – первые мистерии разыгрывались самими священниками и монахами для прихожан, это были, своего рода, спектакли по мотивам Библии  – они со временем начали обрастать и “мирским” содержанием.  Например, мистерия могла начаться с показа сотворения мира, потом жизни Христа, а потом плавно перейти к рассказу о тех или иных святых, релевантных для данной местности, или, например, древней родне данного короля/герцога, их победах в легендарных сражениях (типа Крестовых походов) и тому подобной “военно-патриотической” тематике.

Так и в этом случае – текст, которые приписывают некто Eustache Marcadé, подробно описывает то, как надо ставить данную мистерию (продолжительностью аж 4 дня), включая все диалоги и песни.

Первый день мистерии посвящён суду – но не Страшному, а райскому, во время которого Бог заслушивает показания про всяческие злодеяния Сатаны, после чего решает послать своего сына – возмездие для оного aka спасение для всех остальных.  Затем в течении трёх дней идёт рассказ про жизнь Христа, включая Страсти; я не знаю, дошло ли там до победы “наших”.

Известно, что по крайней мере один раз эта мистерия была поставлена ещё при жизни Филиппа Доброго.

Книга перешла по наследству его сыну, Карлу Смелому,  а затем, в свою очередь, внучке, дочери Карла Смелого Марии Бургундской, которая стала женой Максимилиана I, императора Святой Римской империи (известно, что он тоже в какой-то момент организовывал постановку этой мистерии). Уже в 17 веке манускрипт попал в коллекцию Людовика XIV, а в 1812 году, на знаменитой распродаже этой коллекции, его купил – за 493 фунта и 10 шиллингов – герцог Девонширский, в собрании которого она благополучно и пролежала потом два века. Сейчас книгу продают за “от 4 от 6 миллионов ф.ст”.

Но это всё провенанс и всякие предаукционные раздувания щёк. С другой стороны, я и чего-то большего добавить не могу пока – сам текст на старо-французском (а я даже и в новом-то ничего не мало что понимаю), да и выложили этого текста пока от силы страниц 20 (из 300+). А других описаний ещё нет в сети.

Ниже – пример странички из этого манускрипта, просто для передачи атмосфэры (тут даже и не текст, а просто список ролей/актёров, которые должны принять участие в представлении).

На самым ценным (для) меня в этом манускрипте являются его роскошнейшие иллюстрации. Говорят, их всего более 20, но я пока нашёл только 16 листов.  Вот пара примеров:

Как я и говорил, они ужасно красивые, и ужасно же интересные, из них можно очень много чего узнать про общественно-бытовую и трудовую боевую жизнь тех времён и народов. Я поэтом и добавил некоторых био-деталей про Филиппа выше, чтобы описать примерный временной, географический и общий социально-технологический контекст всего тут изображённого. (Все (доступные мне) листы можно посмотреть в моём сете на Фликре – Mystère de la Vengeance).

Но к зеркалам.  Первое мы встречаем вот на этой странице:

Я  говорю “на этой”, но сам точно не знаю, на какой. В то время не было нумерации, и я не знаю, публикует ли их аукционный дом эти листы в той же последовательности, в какой они идут в книге.  Ставлю тут всю страницу, с текстом (по ссылке более крупная версия) – вдруг кто-то сможет прочитать?

Вот иллюстрация (иллюминация, если “по науке”) более крупно:

Судя по всему, что-то очень нехорошее с этим мужиком хочет сделать эта женщина. Это единственная иллюстрация в книге, где так явно показана нечистая сила (=чёрт, женского пола) – не считая только драконов на другой иллюминации (см. выше).  Из других интересных элементов можно отметить “апельсины” на скамейке возле двери (ку-ку, Арнольфини).

Ну, и зеркало, конечно.  Оно тут тоже получилось несколько “рогатым”, как и сам чёрт (чертовка?) – которая, кстати, может в этом зеркале даже и отражаться, помимо окна. Заметим, что с точки зрения интерьера зеркало висит тут ни к селу, ни к городу – ни возле кровати, ни возле какого-то стола, с боковым светом из окна (поэтому в него очень плохо смотреться, даже если захочется).

Второй раз мы встречаем зеркало (тоже конвексное, но явно другое – у него совсем другая рама) в спальне больного человека:

Тот ли же это мужик, что и на первой иллюстрации? Вполне возможно; он болен, вся кожа покрыта каким-то болячками – может, это и есть результат порчи, которую на него наслала женщина? Но я ещё раз честно предупреждаю, что это всё домыслы, у меня нет текста, так что это просто гадание на картинках, как в ТАТ-е.

Центральная фигура, в богатом синем плаще, занята, вестимо, анализом мочи больного.  Тут видно, кстати, что рисовали они всё равно как Остап Бенедер, по принципу “четыре пальца – хватит”. То, что уровень воды мочи должен оставаться параллельным полу, как-то не приходило иллюстриатору в голову.

Ещё разноцветные чулки понравились, очень по-хипстерски.  Но ближе к телу:

Зеркало здесь является частью некоего общегигиенического комплекса – кувшин, тазик. Не хватает только мыла с губкой, а так был бы “столик Дега“. Я могу, конечно, ошибаться, и вся группа может не иметь никакого отношения к “гигиене”, а быть, наоборот, каким-нибудь сакральным уголком… но что-то мне говорит, что всё тут показанное ближе к “простому, человеческом”, чем к “духовке”.

А вот третье, последнее зеркало – оно как раз да, ближе к пиру духа:

Народ тут как-то повеселее, мужик вроде бы выздоровел; может, они так хотели показать, что “моча нормализовалась”?

И зеркало тут совсем-совсем другое, “весёленькое, как солнышко”; да и висит оно тут, по-видимому, не с целью “на себя, кроссавчега, попялиться”:

Эти зеркала-эмблематы для меня по-прежнему загадка – как они назывались, для чего (и где) помещались – всё это мне только предстоит ещё узнать.

Моя гипотеза пока, что это были некие эмблематы, возможно, реликварии, с фунциями, похожими на иконы (для молений, но также “работающие” и как обереги, например). Судя по всему, они производились и использовались ещё до всяких зеркал, мы можем видеть подобные артефакты на многих картинах – вот, например, Благовещение Рогира ван дер Вейдена  (1440 год):

Но в какой-то момент появились конвексные зеркала, и некие их свойста очень подошли для изготовление подобных “штук”.

Такие вот интересные зеркала (и “зеркала”). Больше они в книге не попадаются, их нет, например, ни одной иллюстрации с королями-царями –

хотя могли бы и быть, особенно в случае с “зеркалами” – они попадаются на некоторых избражениях тронов тоже.

Самое интересное для меня в этом издании было одновременное присутствие нескольких разных зеркал (точнее даже, нескольких разных контекство, которые сильно меняют их смысл. Я писал в своё время про циклы смен “зеркальных смыслов”, и моё предположение тогда было а том, что смыслы эти сменяют друг друга – но тут мы видим, что они могут и сосуществовать. 

Если будут “новости” про текст (или если кто-то может вот так с ходу прочитать старо-французский и сказать, что всё тут враки) – допишу.

PS: После размещения этого текста в жж i_shmael предложил вот какие версии:

“Первый – самый сложный. Думаю, что это диалог Пилата с женой. Начинается с того, как какие-то они были удивлены, когда воскрес Христос и они узнали правду. В середине – кто-то был позже наказан (Пилата?). А в конце – Примиритесь, друг мой и повелитель(?), говорит с Пилатом его милая(?).” 

“Беглое чтение второго отрывка говорит о том, что это диалог с медиками: больной им обещает много денег, а они говорят, что если это не великая болезнь, то вылечат, один из них практически творит чудеса.”

“Третьего, почти дословно понятного, – того же больного, наверное, с зятем, добрым рыцарем Титом. Больной жалуется на болести и просто боль, а зять его уговаривает принимать постланное богами смиренно, тем более, что хотя у него нет (вроде, там sans) богатств и почестей, он один из самых уважаемых властителями князей империи.”

Advertisements

One thought on “Психоанализ на трёх зеркалах

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s