Романтичные зеркала Романо

Предыдущий кульбит с беззеркальным Рафаэлем был задуман ещё и для того, чтобы рассказать, как бы “кстати”, как раз о Джулио Романо (Giulio Romano, известного также под именем Giulio Pippi, 1499-1546 – см. также инфовиз для понимания контекста).

Романо идёт во всех описаниях как “ученик Рафаэля, Мастера”; мне кажется, что это не совсем справедливо, у него был свой собственный почерк (и ещё кое-что, про что расскажу позже). Но я тут, с другой стороны, не книжки по истории искусство переписываю; же.

До недавних пор я полагал, что зеркал у Романо только одно – как раз та самая “Форнарина“, которую раньше считали Рафаэлевской. Но про неё позже, а сейчас я хочу задать риторический вопрос – что, как вы думаете, держит в руках женщина, входящая в дверь на заднем плане?

Для интересующихся имеется visual aid и получше:

Дальше про Романовы зеркала

Как и обычно, начнём с оглашения всего списка показа всей картины целиком:

Этот портрет женщины в каком-то умопомрачительно сложно устроенном платье (красивом? страшном? зависит от вашего восприятия, конечно) датируется 1531 годом. Романо написал его уже в Мантуе, куда он бежал после падения Рима, и где стал придворным художником Франческо II Гонзага.

Поэтому долгое время считалось, что это портрет знаменитой жены Франческо, Изабеллы д’Эсте (Isabella d’Este); знаменитой тут будет даже мало, особа она была совершенно легендарная, Первая Леди Ренессанса, покровительница искусств и наук, хитрый дипломат, мудрый политик и всё такое.

При этом считается, что она ужасно не любила позировать, поэтому её прижизненных портретов сохранилось раз-два; буквально. Первым её уговорил позировать сам Леонардо, но далее наброска дела не пошло:

Надо только добавить, что это рисунок 1500-го года, тут Изабелле 26 лет.

Следующий портрет (даже два) удалось сделать только много лет спустя Тициану – примерно в 1534 (36?) году, когда Изабелле было уже 60+. Вот как она выглядела в тот момент (так называемая Изабелла в Чорном):

Тициан сначала написал более реалистичный портрет (я не могу его найти, но считается, что копия Рубенса, ниже,  сделана по его следам), которым Изабелла осталась страшно им недовольна, и заказала другой портрет себя, на этот раз в виде молодой красавицы.

Это всё интересные детали из жизни маркиз, конечно, но может оказаться, что к портрету Романо они не имеют отношения – по крайней мере, непосредственного.  В последнее время стали склоняться к мнению, что это портрет не Изабеллы, а Маргариты Палеолог, её невестки – то есть, невесты, а потом и жены её сына, Федерико II Гонзага. Они поженились как раз в 1531 году, и портрет мог быть (пред)свадебным подарком.

Злые информированные языки говорят, что при просвечивании x-ray-ем появляется лицо купидона:

Но другие информированные языки говорят им в ответ, что это дело житейское, просто взяли для картины холст, на котором начинали рисовать про другое.  Гораздо интереснее гадать не про скрытые контуры… а гадать про не менее скрытые смыслы происходящего.

Кто это женщины, которые входят в дверь на заднем плане? По некоторым версиям, в дверь-то как раз и входит Изабелла, в сопровождении своей другой невестки, Изабеллы из Капуи (Isabella of Capua) и Маргариты Кантельмы (Margherita Cantelma), герцогини Соры, в одежде монахини.

Это только версия, но её подтверждением служит и дверь, которая напоминает интерьер во дворце Camerini del Sole, где жили потом молодые (и отличается от интерьеров дворца самой Изабеллы).

Если это так, то Изабелла могла нести в своей руке зеркальце, которое служило и символом помолвки (ку-ку, Арнольфини), а заодно и (полу)скрытым намёком на – а точнее, пожеланием, так скажем, “обильного секса” и многочисленного потомства в результате.

От куда “обильный секс”? Так Всем Известно, что зеркальца с незапамятных времён в данной местности (да и не только)  с этой целью и дарили. И поэтому, например, их крышки украшали сценами соответствующего содержания:

Либо – когда зеркала ещё были бронзовыми – нанося (не)подобающие рисунки на неполированную сторону:

И кому, как не Джулио Романо было знать про все эти достопочтенные народные традиции! Это “у себя в Риме” он мог писать мадонн (хоть и очень сенсуальных) и святые семейства:

Новые же покровители потребовали предложили освоить и новые темы – Романо сначала проектирует, а потом и отделывает загородную резиденцию для маркиза, знаменитое Палаццио дель Т (Palazzo del Te) под Мантуей, плотно покрывая её стены разгульными мифологическим сценами (в данном случае это пир Амура и Психеи):

А также развратничающими эпическими героями – тут мы видим встречу Юпитера и Олимпии:

С другой стороны, непонятно теперь уже, где причина, а где следствие: приехало ли юное дарование к матёрому коннозаводчику (маркизы Гонзага поставляли скакунов для многих дворов Европы), или же “матёрый коннозаводчик” и Первая Дама Ренессанса вызвали к себе в Мантую именно Романо – известного, помимо прочего, и как аффтара одного из самых первых и откровенных порнографических изданий, знаменитой серии гравюр I Mode, Любовные позы (я их, пожалуй, не буду сюда копировать – потому что, скажем, того и гляди забанят на них нет зеркал).

Дизайн солонки от Джулио Романо – секс на сексе красивая игра символов, ракушки/кораллов как намёков на водную стихию и одновременно Венеру/Афродиту (и афродизиастические свойства), соли как символа Земли, а их соединения как символа плодородия и изобилия. Зеркальце туда сами можете дорисовать.

Про Форнарину в следующий раз тогда уж.

И да, ряд людей (например, rikki_t_tavi) тут же сказали, что в руках у маркизы “абсолютно точно веер, а не зеркало“.  В ответ на что им было предложено посмотреть на вот такие конструкции тех времён:

(это фрагмент картины неизвестного мастера как раз этого времени).

Или вот такие:

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s