Мама и/или Бабушка и Зеркальце

Собственно, вся эта эпически-длинный постинг про Яна Ромбаутса (Jan Rombouts) задумывался только для того, чтобы сделать этот, зеркальный, коротким и to the point.   По(й)нтом его является, разумеется, зеркало – которое я там на одной картине обнаружил.

Фотография выше плохого качества, потому что я её делал уже после того, как меня выловили с фотоаппаратом (поэтому она айфоном, и тайком). Вот пара изображений получше:

Работу датируют 1515 годом, и описывают как Birth of John the Baptist – Рождение Иоанна Крестителя (?!)

В качестве доказательства такой версии приводятся два аргумента – над камином (а заодно и алтарём) висит картина усекновения…. кого-то. Кого именно, толком неясно, так почему бы не Иоанна Крестителя? И получается, что это как бы пророчество, он только что рождается, а уже ясно, чем кончит.

Второй намёк – в богато изукрашенной ванночке, в которой вот-вот будут купать младенца – это, конечно, ещё не крещение, но как бы указывает на процедуру, которую будет потом Иоанн проделывать с Христом (и другими тоже, конечно).

Ещё добавляется, что Иоанна тут держит сама Мария; в каких-то версиях Иоанн и Иисус были родственниками, троюродными (?) братьями.  В первоисточниках всё довольно смутно описано, но вроде бы Елизавета, мать Иоана, была двоюродной сестрой Марии; это к ней Мария потом пришла, узнав, что ждёт ребёнка. Таким образом, тут выходит сложная смесь намёков и предзнаменований: Мария, заботящаяся о ребёнке своей сестры, которая потом сама проявит заботу о ребёнке Марии.

Подобные сцены изображались и раньше – вот, например, страница из знаменитого Турино-Миланского часослова; по мнению некоторых исследователей, миниатюру сцены рождения Иоана написал сам Ян ван Эйк:

Но тут про то, кого именно автор всем этим хотел нам как бы показать (=Иоана Крестителя), говорится не намёком, а “прямым текстом”, на той же странице (всю страницу можно посмотреть здесь):

В этой миниатюре, кстати, смешиваются два эпизода, точнее, вплетается ещё один, произошедший позднее, когда Мария, будучи уже беременной, пришла к Елизавете за советом. Тут женщина в синей (характерной для Марии цвет) накидке тоже выглядит довольно большой живот. Смысл и назначение сосуда, который она держит в руке, я на знаю.

Существует не менее известное изображение этой сцены Рожиром ван дер Вейденом (Rogier van der Weyden), так называемый Алтарь Св. Иоанна Крестителя. Вот его левая панель:

Тут тоже примешана некая новая история, только другая уже – писание Св.Лукой портрета Марии (но зеркала в этот нет – хотя, как справедливо указывает  i_shmael, возможно, я просто плохо его ищу (для порядка – вот весь алтарь).

Но. При всём при том, при взгляде на картину Яна Ромбаутса у меня почему-то возникает подозрение, что нам тут показывают что-то другое:

Такой же примерно силуэт мы уже видели; только там другой ребёнок рождался – а именно сама Мария.

Cтоит отметить, что Ян де Беер (Jan de Beer) жил и работал в Антверпене – а это через дорогу от Лёвена. Но важнее не географическая близость, а “зеркальная” – на обеих работах есть зеркала (которые, про что я неоднократно уже раззорялся, являлись в те времена маркерами именно Св. Марии):

Крупный план показывает пару интересных вещей – во-первых, становится неочевидно, что это Иоанн (мужчина): рубить голову вполне могут и Св.Катерине – и у того же Ромбаутса мы её уже видели.

А ещё интересно заметить, что зеркало (с очень богатой рамой) как бы в последний момент дописывали, меняя на ходу его место на стене (это немного смахивает на пост-продукционное дописывание зеркала в диптих Мадонны с Младенцем у Мемлинга).

Кстати, в том же каталоге, откуда я сканировал это “Рождение Иоанна Крестителя” приводится (в другом совершенно месте и по другому поводу) вот какая гравюра Благовещения (неизвестного автора, известного в народе как Master FVB), примерно 1490 года):

И на ней обнаруживается вот какой объект:

Это может быть и не зеркалом, а просто медальоном – но скорее всего, всё таки зеркало. И тогда это самый близкий аналог Зеркала Арнольфини, который мне попадался до сих пор. Даже по периметру там столько же мини-медальонов, что и у ван Эйка, возможно с теми же сценами страстей.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s